ХРАНИЛИЩЕ

Картины ночных кошмаров: страх, ужас и томление в мировой живописи

Давайте разрушим стену?

В комментариях к этой записи я прошу вас, читатели, рассказать о своем самом страшном ночном кошмаре.

Не хотите? Но вы его уже вспомнили. Холодок пробежал по спине. Не важно, что я напишу дальше: мыслями вы вернулись к ТОЙ ночи. Что тогда произошло? Вы убегали от незримого зла, а дорога превращалась в зыбучие пески или хватала вас за ноги? Вы хотели кричать, но у вас пропал голос? Помните, Он должен был выйти из-за поворота сонной тропы. Он уже рядом. И когда Он появится…

Согласитесь, если бы я попросил вас вспомнить самый приятный сон, память не сработала бы так быстро. Вы помните, когда смеялись во сне? А когда последний раз летали? Всё это чушь и мелочи. Не уверен, что вы в подробностях запомнили кто, кого, куда и как в сладостных эротических грезах. Разве что после умопомрачительного секса невинный и в то же время развратный любовник не обратился в богомола, отгрызающего вам голову...

Нет, мы помним исключительно кошмары. Свои странные, фантастические видения, от которых невозможно отделаться даже наяву. Да и сможете ли вы доказать, что сейчас не спите?

Неудивительно, что художники во все времена обращались к теме ночных кошмаров. И первым произведением, которое приходит на ум, является «Nachtmar» (Ночной кошмар) швейцарского живописца Анри Фюссли, работавшего в Англии и переиначившего свое имя на английский манер - Генри.

Подробнее о личности этого выдающегося художника читайте в отдельной галерее «сновидческого» DARKER.

Стоит отметить, что тема ночного томления на грани пытки и наслаждения долгие годы занимала художника. И «Ночной кошмар» существует не только в нескольких авторских копиях, но и в многочисленных вариациях и мотивах в других работах Фюссли.

 

«Nachtmar» шедевр готического направления в романтическом искусстве XVIII в. Картина оказала сильное влияние на современников и последователей. В 1800 году датчанин Николай Абильдгаард написал свою вариацию «Ночного кошмара», в которой инкуб расположился на двух обнаженных женщинах – первой и второй женах художника.

 

Говорят, что образ мертвой жены Виктора Франкенштейна Мэри Шелли писала под впечатлением от женской фигуры на картине Фюссли. Эта версия имеет право на жизнь по той причине, что родители писательницы были знакомы с художником. Однако обратите внимание на рекламную открытку киностудии Universal Picture. Экранизация «Современного Прометея» 1931 года. Красавица Мэй Кларк сыграла роль жены ученого Генри Франкенштейна.

 

Но только воображаемому художнику удалось превзойти швейцарца: «Если удавалось когда-либо человеку выразить красками на холсте чистую идею, человек этот был Родерик Ашер. По крайней мере, во мне при тогдашних обстоятельствах странные отвлеченности, которые умудрялся мой мрачный друг выразить на своих полотнах,пробуждали безмерный благоговейный ужас - даже слабого подобия его не испытывал я перед бесспорно поразительными, но се же слишком вещественными видениями Фюссли» - прочтем мы у По в «Падении дома Ашеров». Хочется упомянуть, что репродукция «Ночного кошмара» висела в венском кабинете Зигмунда Фрейда, но тогда придется рассказывать еще слишком много прочего…

Зачарованность миром снов – сон, как репетиция смерти – свойственна всем культурам. И забытая сегодня мифология продолжает жить в языке. В буддистском каноне – Мара демон-искуситель, возглавляющий царство богов, воплощение Смерти. Что характерно, своими видениями она испытывает спящих или медитирующих. Так победа над Мара – кульминация земной жизни Будды Шакьямуни. Чему посвящена знаменитая китайская шелкография X века «Мара испытывает Будду».

 

И в Азии, и в Европе легко обнаружить особенную потустороннюю сущность, отвечающую за сновидческое состояние человека. Нередко имя этого демона, богини, духа - Мара (или синонимичное). И если вы его забыли, то ищите в nightmare, nachtmar, cauchemar и т.д. и т.п.

 

«Кошмар», работа неизвестного фламандского художника, XVI  в.

 

В 1820 году английский поэт и художник, мистик Уильям Блейк закончит свое самое масштабное произведение – книгу пророчеств «Иерусалим». На одной из гравюр изображена женская фигура, на груди которой восседает знакомый нам инкуб.

 

Как не вспомнить знаменитую серию офортов «Капричос» Франсиско Гойи. Стоит ли напоминать то из названий, которое стало афористичным? «Сон разума рождает чудовищ» был создан в 1799 году в ряду восьмидесяти работ, бичующих социальные пороки. Сегодня, двести лет спустя, кажется, именно «Сон разума» пугает своей актуальностью и должен бы висеть во всех публичных и присутственных местах…

 

В 1854 году в немецком Лейпциге вышла книга «Взгляд в мир грез и духов: Истории и факты о ночной стороне природы, о снах, предчувствиях , вампирах и призраках Альпийского края». Неизвестный художник (в сети можно найти имя Фридриха Фойгта Лейпцига (Friedrich Voigt Leipzig), однако никакой более подробной информации нет) проиллюстрировал это издание. На фронтисписе книги была помещена гравюра.

 

А в 1894, малоизвестный парижский скульптор Юджин Тивье (Eugene Thivier), примкнувший к символистам, создал свой «Le Cauchemar».

 

Сны – ключ к нашему подсознанию. Главным идеологом этого тезиса был, разумеется, венский психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Пожалуй, не было в XX веке более популярной терапевтической теории, чем психоанализ. Это нашло отражение в массовой культуре. Прекрасной иллюстрацией тому служит фильм Альфреда Хичкока «Зачарованный» (1954). Декорации фантасмагоричных снов главного героя создал Сальвадор Дали. И несмотря на то, что не все эти сны были кошмарными, пугающих элементов в них достаточно. Это и сцены с глазами и ножницами, которые сделают честь любому фильму жанра «джалло». И, что ближе к «логике кошмара», сцены с безликим мужчиной или крыльями, от которых  Грэгори Пекк спасается бегством по зыбким пескам.

 

Что происходит с нами, когда мы засыпаем? Какие демоны подсознания вырываются на свободу или в каких Кадатах приходится путешествовать? Мнений, гипотез и даже теорий на этот счет выдвинуто немало. Современные исследования в области нейробиологии и психиатрии, кажется, помогают ученым все лучше ответить на этот вопрос. Но все это не имеет значения, когда вы опять, не в силах противостоять сну, скатываетесь в бездну кошмара.  В бездну, которая глядит в самое сердце ваших страхов.

P.S. Прошу, не забудьте мою просьбу: напишите о своем самом страшном кошмаре.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх