Исполнитель: Вячеслав Бутусов, Георгий Каспарян
Название альбома: НезаконНоРожденный АльХимик доктор Фауст — Пернатый Змей
Жанр: рок, электроника
Страна: Россия
Лейбл: FM project/RDM Co. Ltd
Дата выхода: 1997 г.
В 1997 году прекратил свою деятельность знаменитый «Nautilus Pompilius». Ещё раньше распалась группа «Кино». Два музыканта из двух этих легендарных коллективов практически от нечего делать решили объединить усилия и записать альбом. Странный, необычный, непривычный альбом с таким же диким, как и его содержание, названием. И, чтобы достигнуть вершины «странности», создатели поименовали получившийся продукт саундтреком к неснятому фильму.
Вообще-то, Вячеслав Бутусов (группа «Nautilus Pompilius») на тот момент имел опыт работы над саундтреком к кино, которому так и не суждено было появиться на свет. В 1989 году он помирился с со-основателем «Нау» Дмитрием Умецким и при помощи приглашённых музыкантов записал альбом «Человек без имени» (один из сильнейших альбомов группы, надо заметить). Ещё один подобный опыт Бутусов произвёл в 2008 году, исполнив для диска «Модель для сборки» песни разных исполнителей. Картина должна была быть снята по мотивам рассказов Хулио Кортасара, но и тут дальше саундтрека дело не пошло. Для Георгия Каспаряна (он же Юрий, группа «Кино») опыт создания саундтрека в случае с «Незаконнорожденным...» стал первым.
Как признавался сам Бутусов, его участие в создании альбома ограничивалось практически только тем, что он пришёл на всё готовенькое и спел. Ну, правда, «протащил» одну свою песню, но на самом-то деле, по большому счёту, «Незаконнорожденный...» наверняка состоялся бы и без него. У авторов была готова и концепция альбома, и музыка с аранжировками (над которыми по большей части трудился Георгий Каспарян), и тексты (большинство из них написаны московским поэтом Виктором Ковалем). «Незаконнорожденный...» позиционируется как «проект Сергея де Рокамболя» — первый проект из двух с участием Бутусова и Каспаряна. Второй, называющийся «Звёздный падл», выпущен в 2001 году и представляет песни на стихи Евгения Головина.
В «Незаконнорожденном...», даром, что в нём участвовали музыканты из двух знаменитых групп, нет ничего ни от «Нау», ни от «Кино». Достаточно послушать любую композицию, чтобы понять, что это весьма оригинальный и далёкий от того, что делали и Бутусов, и Каспарян раньше, проект! Да одни названия треков чего стоят! «Дума об Уйме студиозуса Вагнера», «Квазифольклорная Зомбическая», «Пещерный гимн Пернатого Змея», «Заговор против Херочувствия»... И музыка, и сами тексты песен под стать названиям: странные, непривычные, выделяющиеся.
Альбом открывает композиция «Дума об Уйме студиозуса Вагнера», которую исполнил сам автор текста Виктор Коваль — речитативом под простое сопровождение ударных. Следующий номер «Дух Назойливый» более традиционен в музыкальной части, но всё так же непривычен — в словесной. Хотя электронный звук здесь и превалирует, но приятные гитарные включения случаются постоянно.
Третий трек называется «Швайнехунде» и замечательно представляет, как поэт Виктор Коваль способен работать со словом. Это не просто песня, это марш, который практически весь построен на немецких наименованиях свиньи и собаки: Schwein и Hund. Исполняет это лингвистическое безобразие Георгий Каспарян. Наверное, самая известная композиция альбома — «Квазифольклорная Зомбическая», сделанная на основе известной песни XIX века «Когда я на почте служил ямщиком...» (ну и, понятное дело, отсылающая к популярной композиции группы «Агата Кристи»). Правда, здесь Коваль ввёл в повествование, кроме ямщика, ещё и лесника, и денщика, и даже комполка! История получилась психоделичная и немножко грустная, но интересная.
Когда я на почте служил ямщиком,
Был молод, имел я селёдку...
(Нет!) Нет, не селёдку — кусок балыка.
Ну что же, имею, и вдруг комполка
Велит мне немедля сыскать денщика.
«В генеральный час уборки» в довольно непривычной форме рассказывает о двух братьях, «крутых буграх», которые занимаются тем, что «выбивают пыль из пыльного». В общем, речь о том, как выбивают ковры. Происходит всё это под динамичный и симпатичный электронный аккомпанемент. Более серьёзным выглядит следующий трек, «Пещерный гимн Пернатого Змея». Вот тут действительно есть над чем задуматься и даже, чем чёрт не шутит, есть подо что помедитировать. Замечательно подобраны в этой песне яркие (или наоборот, мрачные — тут смотря с какой стороны посмотреть) образы, создающие большую, монументальную и таинственную картину, в которую долго можно вглядываться.
Здесь нет теней, одна искрится тьма;
Тьму отражая, светят миражи.
Осколки одинокого ума,
Все карты мира, неба чертежи.
Я их читал с закрытыми очами
И сам, как замысел, мерцая, зависал.
Все мысли мира как одна звучали,
И с камнем разговаривал металл.
Короткое «Моление о тишине Золотой Рыбки» снова исполняет Георгий Каспарян — с минимальным музыкальным сопровождением. Зато композиция «In vitro» в музыкальном плане снова напоминает такие треки как «Дух Назойливый» и «В генеральный час уборки». Текст замысловат: вот тут-то и проявляется «алхимия», ибо речь идёт о неких лабораторных опытах (с упоминанием упырей и вурдалаков). Следующая композиция называется «Вассар и Масса» и написана Вячеславом Бутусовым (ну, по меньшей мере, слова). Песня стилизована под мелодию народного греческого танца сиртаки.
«Заговор против Херочувствия» музыкально снова напоминает некоторые другие треки альбома. Да и текст-то недалеко ушёл: какие-то «девочки домовые», «ведьмы девицы» и «женихи»... В очередной раз Виктор Коваль предлагает такие стихи-игру, в которых можно долго разбираться. А вот слова песни «История Кентавра и Всадницы» написаны другим автором, Даниилом Диколукским (псевдоним Сергея де Рокамболя). Эта композиция рассказывает связную историю о том, как встретились главные герои, вынесенные в название. Исполняет Георгий Каспарян.
В «Чёрном пуделе» за стихи снова отвечает Виктор Коваль, переиначивая народную песню «Чёрный ворон». Эту композицию Вячеслав Бутусов исполнил при поддержке квартета «Птица». Ну, и заключительный номер альбома — «Письмо Махатме». По сути дела, это антитеза первому треку, «Думе об Уйме студиозуса Вагнера». Здесь тоже голос под аккомпанемент практически одних только ударных, но песня сделана с точностью до наоборот. Если первая представляла собой речитатив, быстрый и энергичный, то последняя — медленная, распевная, тянущаяся. Зачастую практически невозможно понять, что там произносит Сергей де Рокамболь, но на впечатление от композиции это почти не влияет. Даже, вероятно, влияет в положительном смысле. Автор текста «Письма Махатме» — Даниил Диколукский.
Ты спокоен, безупречен,
Изучаешь свой еду.
А на улице Заречной —
Соловьёв весенний бред.
Каждая песня в «Незаконнорожденном...» — это словно отдельный алхимический опыт. В лаборатории рождаются какие-то уродцы, странные, дикие, но неизменно привлекающие внимание. И когда начинаешь рассматривать эти гибриды более пристально, то можешь не только найти первоначальные частицы, на базе которых тот или иной гибрид был создан, но и осознать, что результаты алхимических опытов далеко не безнадёжны. Надо только внимательнее их разглядеть...
Комментариев: 0 RSS