DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Кэтрин Птейсек: «Стереотипы о хорроре отпугивают далеко не всех женщин»

Кэтрин Птейсек — автор романов, рассказов и стихов в жанре хоррор и не только в нем, составитель двух антологий женской хоррор-прозы и признанный ее знаток, активный член Ассоциации писателей хоррора, номинант на премию Брэма Стокера. На русском языке ее работы издавались крайне мало, но DARKER постарался немного исправить ситуацию и познакомился с Кэтрин поближе.

Здравствуйте, Кэтрин! Давайте начнем с истоков: с чего началось Ваше увлечение хоррором?

Даже не знаю… Когда я начинала публиковаться, хоррор еще не выделяли в отдельный жанр, но меня, пожалуй, всегда притягивало к чему-то темному. Даже в исторических любовных романах у меня получались мрачные образы. А когда я открыла для себя «новое» поле хоррора, то казалось, будто я обрела родной дом!

 

В Вашей библиографии можно найти научную фантастику, фэнтези, историческую прозу, любовные романы, но Вы неизменно возвращались к литературе ужасов. Что заставляет Вас это делать, что считаете в этом жанре наиболее привлекательным?

В нем просто есть что-то притягательное для меня… Думаю, хоррор изучает человеческую природу больше, чем любой другой жанр. Не то чтобы я сейчас пыталась философствовать, но в нем есть что-то, поражающее нас до глубины души… Что-то подчиняющее нас себе. Я, по крайней мере, так чувствую.

Помню, лет в восемь-девять я делала комикс. Просто смачивала водой цветные карандаши и рисовала какие-то глупые картинки. Но когда я вспомнила о них несколько десятилетий спустя, то осознала, что все они были о монстрах. Ни единорогов, ни принцесс — это не по мне!

Вы составили два тома антологии «Женщины Тьмы» (Women of Darkness), куда вошли рассказы писательниц — Люси Тейлор, Танит Ли, Мелани Тем и других. Есть ли, на Ваш взгляд, у женской хоррор-прозы какие-либо характерные черты, которые отсутствуют или менее заметны в мужской?

Думаю, хорошая проза — это хорошая проза, какого бы пола ни был автор. Когда я составляла эти две антологии, я хотела показать людям женщин — авторов хоррора, потому что о них никто особо не знал. Тогда среди них не было больших имен, зато собралось уже целое множество начинающих авторов. И я подумала, это хороший способ обратить внимание на эти имена.

Также в то время среди составителей мужских антологий бытовало мнение, что женщины не умеют писать хоррор. И эти антологии, как и те, что последовали позже, доказали, что они ошибались.

 

Аудитория нашего журнала более чем на три четверти состоит из мужчин. Как Вы считаете, каким должен быть хоррор, чтобы им интересовалось больше женщин? И возможно ли такое вообще?

Да, пожалуй, вы можете привлечь больше читательниц. Я уверена, что стереотипы, с которыми — к сожалению — часто связывают хоррор, отпугивают далеко не всех женщин. Наверное, если публиковать больше интервью с писательницами и их рассказы, это улучшит положение. Конечно, я не скажу, что нет женщин, которые любят всякую жесть и экстремальный хоррор. А если вам нужны имена таких писательниц, я с удовольствием их подскажу!

Вы долгое время издавали информационный бюллетень для писателей «The Gila Queen’s Guide to Markets», это, пожалуй, довольно интересное занятие. Не могли бы Вы подробнее рассказать о нем?

Несколько лет назад я, увы, прекратила его выпускать, хотя проработала над ним более двадцати лет. Когда я начинала, таких бюллетеней было очень немного. Я собирала информацию о различных антологиях и не только и распространяла ее среди друзей. Сначала это были обычные письма, но потом все это разрослось до полноценного бюллетеня. До 2000-какого-то года он выходил в печати, а потом я стала рассылать его по электронной почте. Причем охватывала не только научную фантастику и хоррор, но и кое-что из детективов, любовных романов, вестернов, приключений и других жанров.

Мне нравилось делать этот бюллетень, и благодаря ему я познакомилась со многими прекрасными людьми. Но работа над ним, увы, не позволяла много заниматься писательством. Это отнимало много времени и сил.

 

Какие советы Вы могли бы дать начинающим авторам, пишущим хоррор?

Читать, читать, читать! И не только хоррор, а все подряд — никогда не привязывайтесь к жанрам. А еще найти хорошего издателя. Сейчас мне попадается много таких текстов, которым не помешало бы еще раз пройти корректора.

Также новым писателям нужно просто писать, не важно что, хоть просто заметки — главное не останавливаться. Я сама не из тех, кто пишет каждый день, но вообще это здорово отложить все дела на час-другой и написать что-нибудь. Это крайне полезная привычка.

С учетом этого выпуска DARKER получается, что на русском языке публиковалось всего три Ваших рассказа. А какие другие свои работы Вы могли бы посоветовать нашим читателям, читающим в оригинале, а заодно, может быть, и российским издателям?

У меня есть сборник рассказов «Оглядываясь во тьме» (Looking Backward In Darkness), вышедший в издательстве Borgo Press. Там много моих рассказов, и они дают хорошее представление о том, что я пишу. Также посоветую романы «В тиши закрыты» (In Silence Sealed) и «Глаза-тени» (Shadoweyes) — первый исторический, второй более современный. Я заметила, что романы у меня чаще получаются о сверхъестественном, тогда как рассказы — обычно психологические (но конечно, не всегда!). Многие мои книги выпускаются в электронном формате Crossroad Press и Necon Ebooks.

 

«Кровь и орех», один из Ваших рассказов, которые переводились на русский, вышел в антологии Стивена Джонса «Вампиры. Опасные связи». В оригинале он впервые был опубликован в 1993 году, и с тех пор вампирская тема чего только не пережила. Насколько менялось Ваше отношение к вампирам, и как Вы оцениваете их место в хорроре сегодня?

В 90-е появилось непомерное количество вампирских рассказов. Я тогда обозревала антологии для журнала «Cemetery Dance», и, казалось, книги с этими рассказами выходили одна за другой. Через какое-то время они даже стали меня отвращать. И несколько лет я просто не могла читать про этих кровососов. Так что я решила от них отдохнуть, а сейчас периодически натыкаюсь на эту тему — и ничего.

А сейчас книжные полки заполонили зомби. Меня они не интересуют, но если бы и интересовали, слишком уж много их, и всяких разных. Хотя, конечно, у них есть свои поклонники…

Вампиры, тем не менее, всегда будут одними из тех, кто составляет костяк жанра. За это спасибо «Дракуле». Да, они серьезно потеряли позиции, но они могут возвращаться в разных формах. Они же немертвые!

Много ли хоррора читаете сами? Каких молодых авторов и произведения последних лет могли бы отметить?

Увы, сейчас не так много, как раньше. Зато я всегда открыта для чтения новых авторов.

 

Как считаете, какие темы и направления в хорроре сейчас наиболее перспективны и будут пользоваться интересом в ближайшие годы?

Мне нравятся истории о призраках, и они всегда будут в почете. Думаю, они могли бы выходить почаще, чем сейчас — я была бы не против.

А вот от зомби стоит немного отдохнуть. Их проблема в том, что в них трудно развивать персонажей или делать что-либо еще… Это, так сказать, просто машины, поедающие мозги.

Также мне кажется, популярность будет расти у хоррора с медицинским уклоном.

Над чем работаете сейчас?

Собираюсь написать несколько рассказов, есть также идеи для стихов. Поэзией я начала заниматься в последние пару лет. Два стихотворения публиковались в поэтических сборниках Ассоциации писателей хоррора, и это мне сейчас очень интересно. А одно, которое вышло в третьем сборнике, доступно на сайте Ассоциации.

Еще у меня есть идея для романа в жанре исторического хоррора, которую я вынашиваю уже давно. И так случилось, что его действие отчасти будет происходить в России.

 

В каких из недавних или готовящихся к публикации антологиях можно почитать Ваши свежие рассказы? И что это за рассказы?

«Серость» (The Greyness) в антологии «Конечная дата» (Expiration Date) [Edge Publishing]; «Городская девчонка» (City Girl) в антологии «Ужас и страх: Женщины пишут хоррор» (Fright Mare: Women Write Horror) [DM Publishing]. И еще рассказ «Муза» (Muse) выйдет в журнале «Dark Discoveries».

Переиздания: «Каждой ночью каждого года» (Each Night, Each Year) в антологии «Лучше жуть: Памяти Дэвида Сильвы» (Better Weird: A Tribute to David B. Silva) [Cemetery Dance Publications]; «Серость» (The Greyness) в антологии «Лучшее темное фэнтези и хоррор 2016» (The Year's Best Dark Fantasy & Horror 2016) [Prime Books].

Плюс стихотворение «Чай на двоих» (Tea for Two) в «Сборнике поэзии Ассоциации писателей хоррора. Том 3» (HWA Poetry Showcase, Volume III) [Horror Writers Assn.]

Ваш рассказ «Волосы» публиковался в сборнике «Фобии: Истории о ваших затаенных страхах» (Phobias: Stories of Your Deepest Fears). А есть ли фобии у вас?

Выступать перед публикой. Это очень тяжело. Раньше я, конечно, это делала, когда посещала конвенты, но мне при этом всегда было неуютно. Жуки и змеи меня не пугают: я занимаюсь садом, так что к жукам привыкла, а рептилий просто люблю.

 

Вы любезно разрешили нашему журналу опубликовать в этом номере свой рассказ. Не могли бы Вы в нескольких словах представить его читателям?

Мне всегда немного неловко представлять свои работы, но тут я отмечу, что в этом рассказе героиня видит, как ее жизнь катится в неизвестность, и она находит своеобразный способ вернуть контроль над происходящим.

 

Заканчивая интервью, чего бы Вы пожелали русскоязычным поклонникам хоррора?

Приятного чтения! Надеюсь, вы откроете для себя больше писателей — и не только американских. И не читайте лишь молодых авторов — ведь есть и немало старичков, которые также достойны читательского внимания. А если вы сами пишете, будь то прозу или стихи, загляните на сайт Ассоциации писателей хоррора. В нее входят авторы со всего мира! (А я составляю их ежемесячный вестник.)

 

Спасибо за ответы и уделенное нам время, Кэтрин!

Спасибо и вам за публикацию моего рассказа и этого интервью!

Русская библиография Кэтрин Птейсек

  • «Заездили» (в антологии «Темная любовь», сост. Нэнси Коллинз, Эдвард Э. Крамер, Мартин Гринберг, АСТ, 2000)
  • «Кровь и орех» (в антологии «Вампиры. Опасные связи», сост. Стивен Джонс, Азбука, 2010)
  • «Волосы» (онлайн-журнал DARKER № 11 (68), ноябрь 2016)

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)