DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кинематограф ужаса: сатанинские афиши

Возможно первым фильмом ужасов стал «Замок дьявола» (Le manoir du diable), который снял легендарный Жорж Мельес в 1896 году. Спор о низости и неофитстве жанра ужасов идёт давно. Пожалуй, по хронологии самого этого спора, можно сделать вывод — этот жанр один из главных спутников искусства. 

«Замок дьявола», герой при помощи креста отгоняет нечисть

В младенческие годы кинематографа картины сыпались как из рога изобилия. Зритель не мог насытиться новшеством: в том числе и из-за краткости хронометража. Публика требует зрелищ, хочет видеть истории, которые будоражат кровь, которые вызывают сильные эмоции. Потому и были столь востребованы в первую очередь жанры «низкие»: драмы, комедии, ужас!

Июньский номер DARKER в немалой степени посвящён историям в движущихся картинках. А потому, дорогой читатель, разреши пригласить тебя на выставку киноафиш, которые завлекали наших прапрадедов и прапрабабок, заставляя их сначала расстаться с несколькими монетами, а затем и с чувствами.

«Франкенштей», 1910
реж. Дж. Сирл Доули
 
Обращение к классике, как мы увидим и далее, повсеместно. Привычный современному потребителю принцип, когда кинокартина является локомотивом книжных продаж, перевёрнута с точностью до наоборот: «Читал книгу — смотри в электрическом театре».
 
«Пражский студент», 1913
реж. Пауль Вегенер и Стеллан Рийе
 
Пауль Вегенер исполнил здесь и главную роль — студента Балдуина, заключившего договора с демонической сущностью. В обмен на материальные блага и удачную женитьбу, таинственный ростовщик попросил любую вещь из комнаты студента на выбор. Студент не отказал и выбор пал на его отражение. В основе фильма лежит старинный сюжет о двойнике, доппельгангере, который встречается во многих культурах в пугающем фольклоре. Именно «Пражского студента» исследователи кинематографа называют наиболее точным кандидатом в первые представители оформившегося жанра — фильм ужасов. Для Германии же картина стала родоначальником киноэкспрессионизма, который считается одной из вершин киноискусства и вдохновляет режиссёров по сию пору. К названию наиболее ярких картин мы вернёмся совсем скоро, но, думаем, преданный читатель DARKER и сам назовёт их без труда. 

«Портрет Дориана Грея», 1915
реж. Всеволод Мейерхольд и Михаил Доронин
 
«Грех», 1916
 
«Исчадие Ада», 1917
 
«Бездна», 1917
реж. Вячеслав Ленчевский
 
«Венчал их Сатана», 1917
реж. Вячеслав Висковский
 
«Голем», 1915
реж. Хенрик Галее и Пауль Вегенер
 
И снова молодые режиссёры исполнили главные роли (Вегенер играет Голема, чудовище из еврейской легенды). В не меньшей степени по той причине, что картина эта опять, как и «Пражский студент», мрачная, пугающая и даже шокирующая. И найти актёров, которые согласятся воплотить режиссёрский замысел именно в том экспрессивном виде, не просто. «Голем» стал настоящим успехом. В итоге Вегенер трижды обращается к образу Голема: в 1915, в 1917 «Голем и танцовщица» (Der Golem und die Tänzerin) и, как посчитали критики, наиболее удачно, в 1920, «Голем, как он пришёл в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam).
 
 
Обратите внимание на схожую манеру, в которой исполнены афиши к первому и третьему Голему. Подобные ломаные линии, искаженные пропорции и перспектива характерны для стилистики немецкого экспрессионизма, революционного и радикального художественного течения в Германии 1910-х — 1930-х годов. Именно подобные произведения совсем скоро будут названы «дегенеративным искусством». А пока художники творят и не в последнюю очередь для кинематографа, создавая декорации и рисованные фоны, которые усиливают мрачную, гнетущую, болезненную атмосферу страшных фильмов. Вы можете жить в XXI веке, быть поклонником «Пилы» и «Астралов», но стоит вам посмотреть хотя бы раз ...
 
«Кабинет доктора Калигари», 1920
реж. Роберт Вине
 
... и вы не забудете его никогда! Это драматическая история молодого юноши Чезаре, который впал в подобие комы, став сомнамбулой. Просыпаясь от грёз, он совершает ужасные поступки. От его злодеяний кровь стынет в жилах. Но по собственной ли воле он творит зло?
 
«Носферату. Симфония ужаса», 1920
реж. Фридрих Мурнау
 
И, конечно, невозможно не упомянуть о «священном Граале» фильмов ужасов, шедевре немецкого киноэкспрессионизма. «Носферату» задумывался как экранизация «Дракулы» Брэма Стокера, но из-за спора об авторских правах был вынужден прикинуться чем-то самостоятельным, поменяв ряд незначительных деталей. С другой стороны, отличия, которых не было в романе — дневной сон вампира, смерть от солнечного света — стали каноном жанра.
 
«Ультус. Тайна ночи», 1917
реж. Джордж Пирсон
 
Серия «кинопьес» об Ультусе не являются фильмами ужасов. Это криминальные драмы, полные остросюжетных моментов, убийств, погонь и преступлений. Однако сам образ Преступника в них отчасти демонизирован, организованная преступность уподобляется античной гидре. Как результат, очень экспрессивные и выразительные киноафиши. Упомянуть фильм в этой галерее, заставил случай. Гуляя летом по Выборгу вместе с бывшим редактором игрового раздела Ильей Пивоваровым мы наткнулись на театральную тумбу с этой самой афишей. Тогда и родилась идея данной подборки иллюстраций. Тумба, правда, оказалась забытым кинореквизитом. 
 
И завершить хотелось бы афишей другого культового фильма ужасов. Знаменитый «Призрак оперы», снятый в 1925 году. Главную роль, Эрика, исполнил «человек с тысячью лиц», Лон Чейни.
 
«Призрак оперы», 1925
реж. Руперт Джулиан, Эдвард Сэджвик, Лон Чейни
 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)