Первая часть статьи опубликована в предыдущем номере.

Дело о Соломоне

В отличие от многих других произведений, рассказы Говарда о Соломоне Кейне изначально написаны в жанре средневековых ужасов, что не могло не привлечь внимание кинематографа. Фильм об авантюристе-пуританине в начале восьмидесятых планировал снять Джон Милиус, уже прославившийся к тому моменту за счет «Конана-варвара». Но, как и другие проекты, его заморозили на неопределенный срок.

В конце 2000-х проект получил новое дыхание. На главную роль нужен был фактурный актер, поэтому был выбран Кристофер Ламберт. Не понятно, что пошло не так. Возможно, создатели будущей картины пересматривали блокбастер 2004 года «Ван Хельсинг», и им захотелось что-то подобное, – не потому ли на роль Кейна был выбран Джеймс Пьюрфой, так сильно смахивающий на Джекмана. С другой стороны, стоит отметить, что персонаж, которого сыграл Хью Джекман, сам по себе люто напоминает Соломона Кейна, полностью повторяя его внешность и частично род занятий – истребление нечисти. Совпадение это или заимствование, точно нельзя сказать. Можно также добавить, что с ролью пуританина неплохо справились бы Виктор Авилов или Николас Кейдж. К сожалению, до момента начала съемок Авилов не дожил, а Кейдж вскоре снялся в похожем фильме "Время ведьм".

Говард 

Проблема фильма о Соломоне Кейне была той же, что и в предыдущих экранизациях по мотивам произведений Роберта Говарда, – сюжет. Хотя на этот раз создатели ленты были не столь резки и не стали кардинально переписывать биографию.

Еще одной проблемой стала игра Пьюрфоя, который немного переигрывал. Да, в рассказах Говарда Кейн представлен как религиозный фанатик, однако актеру будто не хватило времени сделать еще пару дублей, из-за чего его реплики выглядят немного нелепыми. Кроме того, в оригинале Кейн показан флегматичным и непоколебимым, истинным воином без страха и упрека, а в кино он нередко впадает в уныние и даже лезет в бутылку. В остальном поведение Кейна в фильме мало чем отличается от оригинала. Он так же близко к сердцу воспринимает страдания людей, к какому бы сословию они не принадлежали, и встает на их защиту.

Сюжет посвящен началу пути Кейна в качестве линчевателя и борца с силами зла во всех его проявлениях. Он только недавно замолил грехи в монастыре англиканцев, за то, что некогда был пиратом. Кейн решает навестить отца и по пути встречает семью пуритан, которую берется сопровождать. Вскоре на них нападают мародеры одержимые демонами. Их главарем является загадочный всадник в маске, который, по видимому, знает Соломона. После того как почти всех членов семьи убивают, а маленькую девочку захватывают в плен, Соломон отрекается от своих обетов, встав на путь мести. По мере продвижения к фамильному замку герой обнаруживает, что по его земле распространяется проклятие: люди теряют веру с каждым днем, а дороги и селения заполняются разнородной нечистью. Атмосфера сцен порой по-настоящему пугающая: чего только стоит эпизод со священником, очевидно основанный на рассказе «Перестук костей». Или же ведьма в исполнении Изабель Бассет, родственницы режиссера картины Майкла Бассета. Одно из достоинств фильма – это как раз профессиональные актеры. Так отца Кейна Джозефа играет Макс фон Зюдов, который в «Конане-варваре» играл персонажа со схожей судьбой. Необычный образ главного злодея примерил на себя Джейсон Флеминг, так что многие зрители не признали в колдуне пройдоху-Флеминга. Некоторые эпизоды картины очень похожи на сцены из таких рассказов как «Зеркала Тузун Туна» (сцена с проклятыми зеркалами в начале фильма) и «Железный дьявол» (сцена финального боя) авторства все того же Роберта Говарда.

Поклонники таланта «техасского мечтателя» на сей раз не слишком лютовали: создатели картины не посягнули на каноничность, а лишь дополнили ее. Мрачная одухотворенность рассказов передана как нельзя лучше.

Что касается аутентичности, то здесь налицо явное несоответствие исторической эпохе. Режиссеру, а по совместительству еще и сценаристу Бассету следовало не только ознакомится с литературным первоисточником, но и хотя бы пару раз открыть учебник по истории Англии времен эпохи Возрождения. Такое ощущение, что события на экране происходят во времена первых крестовых походов. Масштабность, с какой действуют силы зла в фильме, напоминает деятельность нильфгаардской армии из цикла Сапковского о ведьмаке Геральте. Ау, господин Бассет, это-таки на минуточку исторический боевик с элементами сверхъестественного! Повторяемся, с элементами! Эпизод с распятием Соломона так и вообще вызывает неоднозначную реакцию. Во первых, если его распяли представители сил зла, как они не убоялись креста? Ведь в более раннем эпизоде ясно показано как ведьма при виде маленького крестика дала деру. Во вторых, не является ли это заимствованием распятия Конана или даже Христа? Конана, потому как он также плод творчества Говарда, а Христа, т.к. Соломон ярый христианин и потому сценаристы решили что таким образом Кейн станет ближе к Богу. Выигрывает эпизод только в одном: без сомнения столь драматическое, можно даже сказать, душераздирающее действие, как самостоятельное спасение казнимого, выглядит зрелищно.

Конан-пародист

Насилие над киммерийцем продолжилось после ряда неудачных опытов экранизации периода его царствования. В итоге в 2011 году вышел слабенький полуремейк «Конан-варвар» с Джейсоном Момоа в главной роли. Нельзя сказать, что гаваец Момоа плохо сыграл киммерийца Конана. Актерский опыт в подобной роли у него уже был (роль Кхала Дрого в первом сезоне сериала «Игра престолов», Ронан Дэкс в фильме «Звездные врата: Атлантида»), и потому варвар из него получился неплохой. Можно сказать, что и Конан у него получился ближе к оригиналу, чем у Шварценеггера; посудите сами: Арни в фильме был молчалив и полагался больше на удачу, в то время как Конан сам ковал свою судьбу не ожидая милости богов, что неплохо передано Джейсоном Мамоа, также как и внешние данные – черноволосый и более подвижный. Подвели, как всегда, сценаристы, посчитавшие, что сюжет должен сочетаться с картиной 1982 года, но быть еще ближе к литературному первоисточнику. Именно потому они смешали такие произведения как «Час дракона», «Башня слона» и отчасти «Сплошь негодяи в доме». Однако мир и дух, показанные в ремейке, еще меньше походят на Хайборию Говарда, чем фильм 1982 года. Бедный Стивен Лэнг отчаянно исполняет роль Калар Зима, злодея фильма, пытаясь хоть как-то дотянутся до зловещего Тулсы Дума в исполнении неподражаемого Джеймса Эрл Джонса, но получается не очень. Сам сюжет очень отдаленно напоминает «Час дракона»; сюжетных дыр тоже хватает.

Говард 

Главный женский персонаж Тамара, которую играет Рейчел Николс, получился таким же как многие спасенные в рассказах Конаном девы-в-беде, а это амплуа нынче, пожалуй, никому не интересно. Тамарочка вечно кричит почем зря, норовя побывать еще и королевой крика. Жалкое зрелище, чего не скажешь о злодейке Марике, она же «зачарованная» Роуз МакГоун. Незадолго до этого сам Роберт Родригез наобещал всем нам и в частности своей протеже мисс МакГоун, ремейк «Рыжей Сони», однако обещания своего не сдержал, отчего Роуз почти полностью побрилась налысо, удовольствовавшись ролью ведьмы-воительницы, а не амазонки. С которой, впрочем, она справилась на ура; еще бы, ведь МакГоун долгое время снималась в роли ведьмы (хоть и доброй) в сериале «Зачарованные». В самом Конане разочаровывает только его сердобольность по отношению к рабам и другого рода униженным, очень редко встречающаяся у Говарда. Кто его знает, может этого Момоа-Дрого нахватался у своей экранной жены из «Игры престолов».

Любительские экранизации

Говард

Атали в одной из любительских экранизаций

Простые поклонники таланта Говарда да и попросту кинолюбители не раз выпускали фильмы, не отличающиеся профессиональным исполнением. Так мифопоэтический рассказ «Дочь ледяного гиганта» был снят и американцами и чехами. В рамках сегодняшней статьи мы рассмотрим несколько самых достойных любительских попыток экранизации произведений Говарда.

Звезды ошибаются

Фильм 2010 года «Tähdet ovat väärin» (Звезды ошибаются) является пародийным ремейком на культовый финский детектив «Звезды расскажут, комиссар Палму» из цикла кинолент о частном детективе Франсе Палму. На этот раз Палму расследует серию загадочных убийств, которые, как оказывается, связаны с Мифами Ктулху. Старомодному детективу со скверным характером и его помощнику Кокку приходится иметь дело с культистами мрачного бога Гатаноа, в чем им изрядно помогает том «Невыразимых культов». Продолжительность фильма всего 63 минуты,что для любительской ленты довольно много, и снят он энтузиастами из «Espoon Science Fiction – ja Fantasiaseura», что в переводе означает «Научная фантастика Эспо – следование за фантазией» – клуба любителей фантастики города Эспо. Данная работа – это такой же проект, как многочисленные выпуски американского «Общества Лавкрафта» и, разумеется, актерская игра, как и операторская работа, оставляют желать лучшего, однако надо отдать должное такого рода попыткам. Перечисленные недостатки компенсируются неплохим юмором, может быть не слишком понятным для россиянина, но это уже вопрос менталитета.

Смертельный глас Казановы

Говард, несмотря на непродолжительный срок жизни, запомнился как многогранный писатель. В рассказе «Последняя песня Казонетто» описываются события после задержания и казни без преувеличения великого и ужасного оперного певца Джиованни Казонетто. Обладая потрясающим голосом, параллельно он являлся лидером сатанинского культа. Но даже после смерти его убийственный голос будет преследовать Стивена Гордона, человека ликвидировавшего сатанинскую секту.

Это один из лучших сюжетов Говарда в жанре хоррора наряду с «Голубями преисподней». Рассказ является своеобразным ответом «Музыке Эриха Цанна» Говарда Лавкрафта, только с более реалистичным уклоном: научно доказано, что определенный набор звуков может убить человека. В 2003 году вышла малобюджетная (всего 750 долларов) одноименная экранизация «Последней песни Казонетто», которая демонстрировалась на официальном Фестивале фильмов имени Говарда Лавкрафта в 2003 году.

Первое, что бросается в глаза при включении 17-ти минутного фильма, – это статьи о Казонетто в газете, вводящие параллельно ходу титр в историю о падении знаменитого оперного певца. Снят фильм в жанре нуар, с характерными для него нагнетающей музыкой, тусклыми цветами и саспенсом, насколько это возможно при любительской съемке.

Фильм в стихах

Фильм 2009 года «Соломон Кейн» был не первой экранизацией произведений о пуританине и борце со злом. Двумя годами ранее вышла четырехминутная короткометражка Майка Кейна «Возвращение сера Ричарда Гренвилля». Примечательно, что персонаж и режиссер являются однофамильцами. «Возвращение сера Ричарда Гренвилла» – это одно из стихотворений о Соломоне Кейне, являющееся историей о дружбе, которая не знает рамок смерти, – тема известная, но оттого не менее интересная. Говард создавал Кейна для эпохи елизаветинской Англии, а многие окружающие героя люди являются реальными историческими личностями, как те же Френсис Дрейк и Ричард Гренвилл, являющиеся самыми знаменитыми каперами – пиратами при британской короне. Этот фильм также очень неплох. Из достоинств можно выделить театральность постановки, более или менее поставленную схватку, сносную игру теней и даже пугающую составляющую в виде призрака Гренвилла.

Говард

Неоправданные усилия

Литературное наследие Роберта Говарда давно уже стало культовым, перенос на экран многих его произведений дело лишь времени. Другое дело, что неудачных попыток хотя бы начать съемки – целый вагон и маленькая тележка.

Вышеупомянутый ремейк «Рыжей Сони» один из немногих «недобитков». А жаль, поскольку Роберт Родригез – признанный кинематографист, имя которого уже давно работает за него. В конце нулевых известное издательство комиксов «Dynamite» выпустило серию о Тулсе Думе. Главный герой Тулса Дум, прообразом которого является, скорее, персонаж в исполнении Джеймса Эрла Джонса, а не говардовский оригинал, обзавелся новым лицом, точнее внешностью не кого-нибудь, а самого Джимона Хонсу. Последний известен своими ролями как отрицательных, так и положительных персонажей, но все они одинаково загадочны. Масла в огонь добавили и создатели комикса, объявив что Хонсу сыграет и в фильме, снятом по мотивам комикса. Однако, прошло уж более шести лет, а воз и ныне там. Похожая история вышла с «Браном мак Морном» известного режиссера и актера Питера Берга, а также вестерном «Стервятники Уэйптона».

Самую большую головную боль как поклонникам, так и кинематографистам причиняет выход на экраны фильма о царствовании Конана. Напомним, а если кто не знает, сообщим: первая история о Конане, вышедшая из-под пера Говарда, «Феникс на мече» как раз периоде царствования, вторым рассказом об этом стала «Алая цитадель», а третьим – роман «Час дракона». Еще в семидесятых годах планировалось выпустить кинотрилогию о приключениях Шварце-Конана, две из которых вышли в прокат в восьмидесятых. В 1997 году место Арнольда должен был занять Кевин Сорбо, но вместо «Конана-завоевателя» вышел «Кулл-завоеватель». Тяжба и страдания киммерийца продолжились. С начал нового тысячелетия за проект кто только не брался. Подробно рассказывать о попытках не стоит, можно лишь перечислить имена причастных к несостоявшимся проектам: Дуейн «Скала» Джонсон, братья Вачовски, создатель «Форсажей» Крис Морган, Пол Верховен, Дольф Лундгрен и многие другие.

Непоколебимой аксиомой и константой в одном лице долгое время оставался Шварценеггер в роли Конана. Кстати говоря, в ремейке 2011 года ему предлагали роль Корина, отца Конана, но он отверг предложение в пользу Рона Перлмана. В 2003 году очередные планы по съемкам фильма были расстроены из-за вступления Шварценеггера на должность губернатора Калифорнии. В нулевых планировавшийся фильм был анонсирован как «Король Конан. Железная корона».

С 2013 года Шварценеггер вместе с руководством «Paradox Entertainment», компанией, владеющей наследием Говарда и авторскими правами, ведет активную пропаганду будущего фильма «Легенда о Конане». В частности, говорится о том, что события «Конана-разрушителя» будут игнорироваться, а события «Конана-варвара» 1982 года, напротив, лягут в основу сиквела, коим и является предстоящий проект. Выход картины был заявлен на 2015-ый, в 2016-ый и в 2017-ый гг. Причем Арни клятвенно убеждает нас, что дескать съемки будут проходить в Новой Зеландии, а сам фильм, подобно «Властелину Колец», будет эпичен донельзя. Ждем, надеемся и самую малость верим.

Пока одни фанаты ждут третьего выхода Железного Арни в образе Конана, другие ожидают выхода фильма «Железные тени», по мотивам рассказа Говарда «Тени в блеске луны». Фильм таиландский с интернациональным набором актеров. К примеру, киммерийца играет финский культурист и актер Паши Шалин. Это первая крупная роль актера, но ожидать чего-то шедеврального не приходится, – хорошо, если картина вообще выйдет в свет. Затраченный на съемки бюджет уже превышает цифру в два миллиона долларов, а заявлен выход в 2016-ом. Впрочем, создатели картины уже не первый раз переносят сроки.

Говард

Прародина кино

К большому сожалению, театр не сильно жалует работы Роберта Говарда, но тем ни менее такого культового писателя не могли обойти вниманием и служители Мельпомены.

Спустя год после выхода фильма Милиуса «Конан-варвар», студия Universal выпустила театрализованную постановку-аттракцион «Приключения Конана: шоу меча и магии» (The Adventures of Conan: A Sword and Sorcery Spectacular). Шоу в постановке Гари Годдарда представляло собой двадцатиминутный спектакль со зрелищными сценами боев на мечах и спецэффектами. Надо полагать, что аттракцион пользовался популярностью, раз продержался целых десять лет.

Одной из последних театральных работ можно назвать драматический спектакль о приключениях Конана «Конан-варвар», поставленный в 2013 году в Тасмании. Постановка основывалась сразу на нескольких произведениях Говарда, но большей частью на «Гвоздях с красными шляпками».

Подводим итоги

Более или менее сносно в общем плане снят только фильм «Конан-варвар» с Шварценеггером и, может быть, "Соломон Кейн". Остальные экранизации – это фильмы на один раз, не вызывающие у обывателя ничего кроме фразы "так себе", а у поклонников Говарда – так и вообще ярое негодование с сотрясением воздуха.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх