Кирилл Кемниц: «Во всем мире обожают фильмы про зомби»

На прошедшем в Сочи фестивале Кинотавр (и на Сочинском кинорынке) был представлен первый массовый отечественный зомби-муви «Zомби каникулы» - молодежный комедийный экшен с зомби, главную роль в котором играет певица, бывшая участница группы «ТаТу» Юлия Волкова. Картина стала дебютом в полнометражном кино для 28-летнего режиссера Кирилла Кемница. Именно с ним мы и пообщались в холле гостиницы «Жемчужина» - о его фильме, о Юле Волковой, о зомби, крови и насилии.

Кирилл Кемниц и Парфенов М. С.

Почему зомби? Почему кровавый и веселый экшен с зомби, а не очередная мелодрама или «серьезное» кино?

Я абсолютно нормально отношусь к жанровому кино, а тем более к зомби-муви. Этот поджанр сейчас популярен во всем мире, а мы все-таки делали коммерческий проект, причем изначально было понятно, что рассчитывать только на российский рынок нельзя. Поэтому мы решили снять такой фильм, который был бы интересен и западному зрителю. И, кстати, мы уже продали его на несколько территорий, включая США, Японию... В то же время в «Zомби каникулах» есть наш, отечественный колорит, без этого никуда.

Ваши впечатления от работы над этим проектом? Как вам работалось с Юлей Волковой?

Это было интересно. Традиционно зомби-фильмы содержат социальный подтекст...

Да-да, еще со времен Джорджа Ромеро...

Зомби-фильмы снимали и раньше. Первый такой фильм вышел еще в тридцатые годы прошлого века, он называется «Белый зомби». Так вот, возвращаясь к вопросу, который вы задали. Мы сняли первое такое кино в России, поэтому, разумеется, нам было очень интересно над ним работать, выступать такими первопроходцами. Мы многое узнавали нового для себя. А с Юлей никаких проблем не возникло. Юлю мы выбрали во многом из-за ее известности, она пела в группе «ТаТу», выступала на Евровидении, так что у нее много поклонников по всему миру. Для меня же это первый полнометражный фильм, поэтому, конечно, были опасения насчет того, как мы с Волковой будем взаимодействовать, не страдает ли она «звездной болезнью». Но Юля оказалась настоящим профессионалом, без каких-либо причуд. Работалось с ней легко. Да и не только с ней, у нас в картине участвуют и другие известные актеры, тот же Михаил Ефремов. Для меня это был полезный и увлекательный опыт.

Юлия Волкова и Ко на съемках фильма

Говоря о коммерческих перспективах, чем можете похвастаться уже сейчас?

Наше кино уже было представлено на нескольких зарубежных кинорынках, в частности в США, его купили для дистрибуции во многих странах. Еще мы участвовали в некоторых международных кинофестивалях, например — в Бельгии. Сам я туда попасть не смог: по каким-то мистическим причинам мне в посольстве отказались выдавать визу. Но туда съездил наш композитор, и, по его словам, «Zомби каникулы 3D» имели там бурный успех. Это был жанровый фестиваль, зрители, соответственно, подкованные и далеко не каждое кино встречают с интересом. А на показе нашего фильма и смеялись в нужных местах, и апплодировали. Это, конечно же, приятно.

Кадр из фильма

Раз уж речь зашла о смехе. Жанр вашего фильма довольно сложно определить. Это и экшен, и кровавые ужасы с зомби, и комедия. Где тут можно провести грань? То есть что это в первую очередь — боевик, комедия или?..

В современном кино вообще жанр часто бывает трудно однозначно назвать. Это микс: комедийные элементы, стеб... У нас все-таки больше экшена, боев с зомби, комедийные элементы вторичны. Если сравнивать с какими-то другими подобными фильмами, то я бы сказал, что «Zомби каникулы» ближе к «Добро пожаловать в Zомбилэнд», чем к «Зомби по имени Шон». В первом случае, как вы понимаете, был такой комедийный боевик про зомби, а вот британцы снимали в первую очередь комедию. У нас, получается, веселый молодежный зомби-экшен. Плюс, конечно, мы добавили довольно много стебных отсылок к разным известным и не очень фильмам, к классикам кино...

Да, мне кажется, я заметил в одной из сцен отсылку к «Обители зла» Пола Андерсона. Эпизод с зомби-вирусом в пробирке...

Ну да. Хотя у нас там аллюзии не только на известные фильмы про зомби, но и на Тарантино, Родригеса, на других культовых режиссеров. Но эти отсылки ненавязчивы, наше кино можно смотреть как кино само по себе. Просто опытные киноманы, специалисты, могут в процессе просмотра обнаружить такие стебно-пародийные элементы в качестве некоего приятного «бонуса».

Первоначально ведь ваш проект назывался «9 1/2 зомби». Смена названия тоже как-то связана с вопросами коммерции?

Да. Вообще у нас было несколько вариантов названия. Один из первых - «8 1/2 зомби», но мы подумали, что отсылку к Феллини поймут далеко не все. Мне нравилось вот это «с половиной» в тех вариантах названия. В контексте зомби-темы звучало весело, каламбурно. Но у нас зомби гораздо больше. А потом стало ясно, что мы выходим в прокат России летом, на летних каникулах. Плюс важно, что наше кино — это кино для молодежи. Так что «Zомби каникулы 3D» показались оптимальным вариантом.

Феллини, Родригес... Кого еще вы бы назвали в числе своих любимых кинорежиссеров?

Затрудняюсь ответить. Понимаете, у меня нет каких-то кумиров среди режиссеров, я скорее люблю отдельные их работы, чем все.  «Начало» Кристофера Нолана, «Матрица» Вачовски... В «Zомби каникулах» есть отсылки к этим шедеврам. А вот, допустим, «Облачный атлас» тех же Вачовски мне совсем не понравился, как и последний фильм Нолана про Темного рыцаря.

беседа кипит

В международном трейлере вашего фильма я заметил, что...

В международном трейлере?!

Да, который на английском языке...

Интересно! А где вы его взяли?

Как обычно — в интернете.

Ну, понятно... Дело в том, что это все не-официальные трейлеры. Мне попадался как-то ролик, который представлял собой просто нарезку кадров под музыку. Но мы не знаем, кто его сделал. Премьера официального трейлера состоится только сегодня, на Кинотавре.

Тем не менее, я вспомнил про это промо-видео не просто так. Заметил, что в нем довольно много сцен с кровью и насилием, что непривычно для отечественного кинематографа.

Да. Как я и говорил, у нас есть отсылки к тому же Тарантино, а он-то никогда не стеснялся чего-то подобного.

Как вы сами относитесь к брутальным сценам? Сложно ли было для вас с точки зрения морали, вкуса снимать такое?

Знаете, мне скорее было бы сложно снимать жестокие сцены, если бы это было бы частью серьезного реалистичного фильма. Здесь же мы давали выход фантазии, где-то прикалывались, веселились. Так что никаких душевных терзаний я не испытывал. Мы не стесняемся того, что снимали веселый, бодрый, кровавый фильм про зомби, жанровое кино. Я не считаю, что можно делить жанры на «плохие» и «хорошие». В зомби-муви принято показывать насилие, поэтому оно есть и у нас, ведь мы сняли первый в России зомби-муви. Но это не что-то шокирующее. Например, в одном из эпизодов у нас зомби-каратисты появляются... Сложно такие сцены воспринимать полностью всерьез, пусть даже там и отрубают кому-то голову.

Кирилл Кемниц о зомби и не только

«Первый в России зомби-муви»... Примерно год тому назад я беседовал с режиссером фильма «Зима мертвецов». Он рассказал, что вы перенимали у них какой-то опыт. Прокомментируете?

Разумеется, идея создания такого жанрового кино витала в воздухе ввиду популярности зомби-темы во всем мире. Действительно, мы, наши ребята, гримеры, спрашивали у своих коллег, работавших над «Зимой мертвецов», как те сделали что-то, в техническом плане. Я считаю, это вполне нормальная, разумная практика, когда люди помогают друг другу. Николай Пигарев и его команда, насколько мне известно, свой фильм закончили, но у них что-то не заладилось с получением широкого проката в России, так что наши «Zомби каникулы» выходят первыми и, соответственно, являются первым таким российским зомби-муви. Но я желаю «Зиме мертвецов» всяческих успехов, потому что, на мой взгляд, Коля талантливый режиссер и снял хороший фильм.

Ваш фильм снимался в 2012 году, когда еще не был принят закон о возрастном рейтинге. Эти нововведения стали для вас неприятным сюрпризом?

О, это была, как говорится, «подстава». Как вы заметили, у нас довольно много крови и насилия в фильме, но при этом мы на молодых зрителей ориентируемся. Да, мы получили прокатное удостоверение на чуть более возрастную аудиторию, чем первоначально рассчитывали. Но фильм выходит в прокат, и это главное.

Сейчас много говорится про борьбу с пиратством. Как вы относитесь к тому, что могут ввести антипиратский закон?

Как, наверное, и любой кинематографист, я борьбу с пиратством только приветствую. Это пойдет на пользу, позитивно скажется на прокатной судьбе новых фильмов, поможет многим из них окупиться и принести прибыль.

Борьба с пиратством ведь может повлиять на возрождение рынка лицензионных DVD. На Западе многие бюджетные, независимые фильмы, в том числе масса фильмов про зомби, выходят прямиком на DVD и Blu Ray — и приносят прибыль только за счет этого рынка.

Знаете, на Западе тоже у рынка лицензионных DVD большие проблемы. В прошлом году объемы продаж там упали на семьдесят процентов. И это в первую очередь беда именно для недорогих кинолент. Большие проекты вроде «Аватара» Джеймса Кэмерона, понятное дело, много приносят денег и за счет DVD и Blu Ray, а вот маленьким, независимым в этом плане сложнее. Нет такой рекламы, нет такой известности. И в формате DVD сложно что-то новое придумать. Сейчас больше ставка делается на сервисы video-on-demand, видео по заказу. У нас в России, надеюсь, с принятием этих новых законов большую отдачу начнут давать легальные онлайн-кинотеатры вроде ivi.ru и услуга video-on-demand.

Что дальше? Есть ли желание продолжать работать в жанровом кино?

Возможно, хотя мне бы сейчас хотелось попробовать что-то новое. Может быть, даже авторское кино, какая-нибудь серьезная драма. Есть разные предложения, несколько проектов...

А с большими бюджетами поработать не хотелось бы?

Большой бюджет дает больше чисто технических возможностей в плане создания спецэффектов и т. п. Но он делает режиссера крайне зависимым от требований, которые предъявляют продюсеры, то есть ограничивает творческую свободу. Для меня все-таки свобода самовыражения важнее.

Кирилл Кемниц

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх