DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Кларк Эштон Смит — кудесник слова

Писатель, поэт, художник и скульптор — все это грани таланта Кларка Эштона Смита, одного из «трех мушкетеров» культового журнала «Weird Tales», наряду с Говардом Филиппсом Лавкрафтом и Робертом Ирвином Говардом. В своем эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» Лавкрафт так говорит о нем: «В откровенно демонических странностях и разнообразии замыслов мистеру Смиту как будто нет равных среди умерших и живых писателей. Кто еще видел такие роскошные, великолепные, путаные сны о бесконечных пространствах и множествах измерений, да еще умел рассказать о них?»

Большинство рассказов и повестей Кларка Эштона Смита, написанных в самый плодотворный для писателя период с 1929 по 1937 годы, можно отнести к жанру «темное фэнтези». Их сюжеты разворачиваются во времена легендарных доисторических или еще несуществующих цивилизаций Земли, либо переносят читателя в совершенно иные миры и галактики. С изысканностью слога, присущей поэту, в своих историях Смит создает мрачное настроение, передает атмосферу ужаса и безысходности — его героям далеко не всегда удается выйти победителями из столкновения со Смертью...

Черная магия является одной из излюбленных тем в рассказах писателя. Сочинения, в которых, по нашему мнению, эта тема раскрывается наиболее ярко и пугающе, мы и предлагаем рассмотреть подробнее.

Черная магия и «Некрономикон»

Рассказ «Возвращение колдуна» (The Return of the Sorcerer) впервые появился на страницах сентябрьского номера журнала «Strange Tales of Mystery and Terror» в 1931 году. Главной его особенностью является то, что в нем Смит впервые в своем творчестве использует лавкрафтовскую мифологию, а именно ужасную книгу «Некрономикон» безумного араба Абдула Альхазреда — книгу, в которой содержатся «высшие тайны зла и запретного знания».

Повествование ведется от лица мистера Огдена, который устраивается на работу в качестве секретаря и переводчика к Джону Карнби — ученому-затворнику, посвятившему жизнь изучению традиций черной магии и сатанизма. Карнби обладал уникальнейшим артефактом — арабским оригиналом «Некрономикона», который считался давно утраченным, и ученому нужен был человек, способный перевести интересующие его цитаты.

По просьбе работодателя Огден переезжает жить в его дом для помощи в научных изысканиях. В первый же день, во время перевода отрывка из «Некрономикона», секретарь слышит «неподдающийся описанию звук», который впоследствии раздастся еще не раз в особняке Карнби. Тот пытается убедить мистера Огдена, что дом полон крыс и именно они издают эти звуки, но «неизбывный, панический ужас», отражавшийся всякий раз на лице ученого, когда он слышал их, заставляет секретаря усомниться в искренности последнего. Совсем скоро сомнения мистера Огдена подтвердятся, и он станет свидетелем самой ужасной мести, осуществить которую возможно лишь с помощью черной магии...

Несмотря на простоту и предсказуемость сюжета, в этом рассказе Кларку Эштону Смиту удалось превосходно передать атмосферу леденящего душу кошмара, ужаса неизбежной расплаты.

Иллюстрация к рассказу «Возвращение колдуна».

Колдуны и ведьмы в средневековой Франции

К теме применения черной магии для совершения мести Смит обращается и в одном из самых длинных своих рассказов «Колосс из Илурни», опубликованном в июне 1934 года в журнале «Weird Tales». События этой истории разворачиваются в вымышленной средневековой французской провинции Аверуан (Аверуань), населенной вампирами, оборотнями, ведьмами и колдунами.

Все началось с того, что из города Вийон внезапно исчезает некромант, алхимик и астролог Натери вместе с десятью своими учениками. В городе ходили слухи, что Натери является сыном демона мщения Аластора и карлицы-колдуньи. От отца он унаследовал злобу, от матери — уродливую внешность. Жители Вийона ненавидели мага, он же отвечал им еще большей ненавистью, поэтому его исчезновение было воспринято всеми как счастливое избавление.

Однако вскоре в Аверуане стало происходить нечто ужасное и загадочное — с местных кладбищ начали массово исчезать покойники, «но что было еще ужаснее, — не погребенные тела вскакивали с похоронных дрог и... огромными скачками убегали в неведомом направлении».

Как впоследствии стало известно, все ожившие мертвецы направлялись в заброшенный замок Илурни, где все это время и обитал исчезнувший некромант Натери. Здесь он использовал призванные им из могил трупы для создания невообразимого орудия мести всем жителям Аверуана, ведь он помнил каждую нанесенную ему обиду...

«Колосс из Илурни» является одним из немногих рассказов Кларка Эштона Смита, в котором силы зла были полностью повержены. Но в истории «Повелительница жаб», вышедшей в свет четыре года спустя в июльском номере «Weird Tales», мы снова видим пример того, как обычный человек оказывается бессилен перед могуществом черной магии.

Главный герой рассказа, молодой помощник деревенского аптекаря Пьер, отправляется на болота, где жила местная колдунья мать Антуанетта, чтобы в очередной раз купить у нее приворотное зелье, которым тайно приторговывал его хозяин. В народе мать Антуанетту прозвали Повелительницей жаб, так как ходили слухи, что она способна подчинять этих созданий своей воле. Отвергнув домогательства возжелавшей его старой ведьмы, юный Пьер ценой собственной жизни убедился в ее неограниченной власти над жабами.

В «Повелительнице жаб», как и в рассказах, рассмотренных выше, мы видим пример сознательного использования человеком темного знания для достижения собственных корыстных целей. Поэтому рассказ из цикла «Аверуан» «Создатель горгулий» интересен в первую очередь тем, что главный герой, даже не думающий о черной магии, но обуреваемый сильнейшими страстями, неосознанно творит ее.

Эта драма разворачивается в уже знакомом нам городе Вийоне, где по поручению епископа Аверуана талантливый скульптор Рейнар создает двух горгулий, чтобы украсить ими новый городской собор. Вийон был родным городом Рейнара, однако, несмотря на его талант, жители всегда испытывали к камнерезу неприязнь, только лишь из-за его странной внешности и скрытного поведения.

Горгульи, сделанные Рейнаром, «мало напоминали обычные украшения церковных крыш». Они выглядели столь реалистично, что пугали горожан. Однако сам Рейнар гордился своими работами, даже не подозревая, что в одну горгулью он перенес всю свою обиду на жителей Вийона, а во вторую — всю боль неразделенной любви к местной девушке. Вскоре в Вийоне началась череда кровавых событий...

Из аверуанского цикла стоит также упомянуть рассказ «Святой Азедарак». Несмотря на то, что эта история в большей степени романтическая и совсем не «страшная», интерес в ней вызывает непосредственно главный антигерой Азедарак. Этот человек, ставший прелатом в епископстве города Ксима, на самом деле был колдуном, владевшим многими тайными знаниями и под покровом ночи совершавшим во дворце епископов Ксима ужасные обряды черной магии, прославляя таких демонов как Рэм, Лилит и Йог-Сотот.

Иллюстрация к рассказу «Колосс из Илурни».

Черная магия в далеком будущем

Кроме «Аверуана», много рассказов, темой которых является черная магия, содержится и в самом большом цикле К. Э. Смита, повествующем о последнем континенте Земли Зотике.

В своем письме к знаменитому американскому фантасту Лайону Спрэгу де Кампу от 3 ноября 1953 года Смит описывает Зотик как последний населенный материк Земли, образованный в результате множества катаклизмов, произошедших на планете за все это время. В этом очень далеком будущем все научные и технические достижения современной нам цивилизации полностью забыты — моряки так же, как и в древние времена, используют весла и паруса, воины вместо огнестрельного оружия снова вооружены луками, стрелами, копьями и мечами. В этом же письме Смит говорит о том, что современные нам религии в Зотике также позабыты — люди поклоняются новым богам; снова процветает магия, в том числе и черная.

Самый первый рассказ цикла, «Империя некромантов», был опубликован в сентябрьском номере «Weird Tales» в 1932 году. Матмуор и Содосма, маги с темного острова Наат, решили осесть в городе под названием Тинарат, чтобы там практиковать свое колдовское искусство. Но в этих краях нарушение вечного покоя усопших считалось великим преступлением и святотатством. Поэтому некроманты вскоре были изгнаны разгневанными жителями в южную пустыню Синкор. Некогда эта земля была могущественным государством, однако после Великого мора лишь скелеты и мумии населяли ее. Матмуор и Содосма с помощью своих чар воскресили всех жителей Синкора, построив на этой территории свою империю, населенную живыми мертвецами, беспрекословно исполняющими волю новых деспотичных властителей:

Все бесплотные прислужники из отдаленных уголков царства должны были платить дань. Тронутые тлением трупы сновали взад-вперед по поручениям колдунов. Высокие мумии, издающие запах бальзамических смол, выносили из своих неистощимых склепов груды потемневшего золота и покрытых пылью времен драгоценностей и складывали пред жадными очами новых правителей. Мертвые садовники украшали дворцовые сады давно увядшими цветами. Выбеленные ветрами скелеты гнули спины в копях или воздвигали великолепные, фантастические башни в честь угасающего солнца. Гордые принцы былых времен подносили некромантам кубки, а златокудрые императрицы услаждали их слух игрой на лютнях, перебирая струны точеными руками. Самые же прекрасные, чьи прелести были не слишком сильно обезображены тлением и червями, стали наложницами и утоляли порочную страсть колдунов.

Атмосфера «Империи некромантов» распространяется на все последующие рассказы цикла, создавая яркий образ увядающего мира, живущего под умирающим солнцем...

Интересующая нас тема также подробно раскрывается в истории «Черный идол», появившейся на страницах «Weird Tales» в январе 1935-го. Это рассказ о темном чародее Номирре, который в своем могуществе превзошел всех черных магов Зотика и объявил себя истинным последователем бога зла Тасайдона. Но, несмотря на всю свою безграничную темную власть, в нем до сих пор жила обида на жителей города Уммаоса, столицы царства Ксилак, в котором он когда-то был всеми призираемым мальчиком-попрошайкой. Однако особую ненависть он питал к Зотулле, нынешнему правителю Ксилака, который в те далекие годы, будучи принцем, переехал на своем коне маленького нищего.

С годами жажда отомстить Зотулле и жителям Уммаоса настолько ослепила Номирру, что даже когда сам владыка ада Тасайдон отказался помогать ему в осуществлении задуманного, Номирра, в совершенстве владевший искусством вызывания демонов, призвал на помощь ужасных коней Тамогоргоса — созданий, не принадлежащих ни аду, ни земле. Номирра осуществил свою страшную месть — царство Ксилак и его правитель были стерты с лица земли, но великий и ужасный Тасайдон не прощает непокорных...

«Темный идол» является самым длинным рассказом из цикла о Зотике (известно, что первоначальный вариант, рукопись которого ныне утеряна, был еще объемнее дошедшего до нас текста). По мнению некоторых исследователей, это произведение занимает центральное место во всем цикле, так как кони Тамогоргоса являются своего рода «всадниками Апокалипсиса», а гибель Ксилака предвещает судьбу всего континента.

Через два года Смит пишет рассказ «Смерть Илалоты», где сюжет разворачивается в королевском дворце в Мираабе, столице царства Тасуун. Этот город был известен не только извращенными и жестокими нравами своих жителей, но и как обитель ведьм. Все начинается с похорон Илалоты — фрейлины правящей королевы Ксантличи. При дворе ходили слухи о том, что Илалота была колдуньей.

Интересно отметить, что похороны в Мираабе больше напоминают свадебное пиршество:

Пирующие распевали любовные баллады и непристойные песенки, танцоры кружились в захватывающем дух безумном танце под похотливые стоны неутомимых лютней. Вино рекой лилось из огромных амфор, над столами клубился пар от щедро сдобренных приправами блюд, холмами возвышающихся на огромных подносах.

В разгар «празднества» из далекого путешествия возвращается лорд Тулос, который был возлюбленным Илалоты, но променял ее на королеву. Обезумев от любви и горя, Илалота пыталась вернуть возлюбленного с помощью черной магии, но — безуспешно. В конце концов, фрейлина умерла от отчаяния. Но, как полагали в Тасууне, ведьма, умирающая таким образом, может превратиться в ламию или вампира и продолжить свое колдовство...

В этом рассказе Смитом показана способность мага с помощью колдовства переходить в совершенно иную форму существования.

Рассказ «Сад Адомфы», опубликованный в апрельском номере «Weird Tales» в 1938 году, выделяется на фоне всех остальных историй из цикла «Зотик» тем, что сюжет в нем уходит на второй план, а основной упор К. Э. Смит делает на натуралистические описания крайне жестоких экспериментов, проводимых черным магом.

Для удовлетворения своей пресыщенности всеми мыслимыми удовольствиями и пороками Адомфа, король острова Сотар, вместе с придворным чародеем Дерласом создает на территории дворца огромный сад. И не случайно сад этот был скрыт от посторонних глаз за высокими стенами — ведь там Дерлас создавал гибриды из растений и кусков живой человеческой плоти...

«Сад Адомфы» очень атмосферен и оставляет мрачное и гнетущее послевкусие. Видно, как с каждым последующим извращенным экспериментом король Адомфа все глубже и глубже погружается в пучину безумия.

Иллюстрация к рассказу «Сад Адомфы».

Для творчества Смита характерна необычайная смелость авторского воображения, стремление наиболее ярко изобразить нечто нереальное, причудливое, находящееся за пределами обычного человеческого восприятия. Все это относится и к черной магии в его произведениях — необычной и жестокой, переполняющей тексты кудесника слова Кларка Эштона Смита.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)