ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

«Все это случилось с Дарио, и я люблю его, но всеобщая выхолощенность настигла и Маэстро, и он уже не вернется», — жаловался Ричард Стенли в интервью с Додато Тотаро для сайта offscreen.com. Это было в 1997 году, четырнадцать лет тому назад. Что ж, пускай фильмы Дарио Ардженто делаются из года в год все бредовей (в не самом почетном смысле) и неряшливей — значит, так рассудили незримые силы, что лелеют и сокрушают творческие судьбы… Как бы то ни было, фильмы Ардженто смотрели и будут смотреть точно так же, как слушали и будут слушать культовую группу "Goblin", подарившую музыкальное сопровождение его золотому периоду. «Но ведь “Гоблинов” больше нет!» — заломит руки поклонник джиалло. Это не совсем так…

Если Ардженто с возрастом постепенно сползает к маразму, то упрекнуть "Goblin" в плохом качестве выходного материала не может никто. Видеоряд фильмов, для которых они писали свою музыку, мог плестись в далеком арьергарде — яркий пример тому «За пределами тьмы», «Заражение» и «Патрик-2». Однако в итоге киноистория "Goblin" сложилась на удивление успешно: впервые прозвучав в «Кроваво-красном» Ардженто, в дальнейшем они работали и с Джорджем Ромеро в культовом «Рассвете мертвецов», и с Микеле Соави и Китом Эмерсоном («ELP») в «Церкви». Но все же «Гоблины» в первую очередь вошли в историю как авторы саундтреков к лучшим фильмам Дарио Ардженто.

Не так часто успешные группы, играющие по-настоящему качественную музыку, сколачиваются искусственно. «Вот, знакомьтесь: это клавишник, это басист, это барабанщик, а это у нас кто?.. Гитарист? Ах, да, гитарист, и теперь, ребята, вы будете играть джаз-рок». Как думаете, что из этого выйдет? Скорее всего, страшная какофония, мешанина молока с огурцами. Но, к счастью, в случае наших итальянцев этого не произошло. Загнанные в студию, влекомые желанием творить и прославиться, ребята настолько впечатлили Ардженто, что он уволил Джордио Гаслини и передал бразды звукового правления в талантливые руки молодых дебютантов. И не прогадал — Симонетти, Мартино, Моранте, Пигнателли и Маранголо создали действенные и успешные композиции, не только нагнетающие должную атмосферу, но и превосходно вписывающиеся в замысловатый сюжет, превращая сам по себе незаурядный «Кроваво-красный» в один большой арт-роковый видеоклип. Так началось сотрудничество "Goblin" с итальянским «Висконти насилия», продлившееся больше 25 лет. К слову сказать, запись саундтрека к «Кроваво-красному» стала одной из самых продаваемых музыкальных дорожек к фильмам ужасов в истории музыки. И кто знает, сумела бы роскошная "Suspiria" пробраться в самую середину списка 1000 лучших фильмов, отобранных критиками за вклад в кинематограф, если бы каждый арджентовский кадр не сопровождали неотвязным кошмаром медитативно-макабрические ритмы и шепоты Симонетти и его ведьмаков?..

Но как бы ни были успешны «Гоблины» как единое целое, творческие разногласия дали о себе знать, искусственные скобы разлетелись вдребезги, и впоследствии музыканты лишь несколько раз воссоединялись в студии, однако в результате рождались неизменно превосходные композиции для фильмов Ардженто.

Со временем неоспоримый лидер группы, Клаудио Симонетти, пробующий себя в очень разных жанрах, начинает самостоятельно писать музыку к фильмам. Помните кошмарных «Демонов» Ламберто Бавы, фильм о дьявольском побоище в кинотеатре «Метрополь», устроители которого с детства поселились в наших сновидениях? В них звучит памятная музыка Симонетти, который на этот раз навестил горного короля Эдварда Грига. Именно он и его клавишные занимают инфернальную нишу «Гоблинов».

Но Клаудио и не думает зацикливаться на саундтреках. Сунув нос даже в поп-музыку, он продюсирует сольные альбомы певички Вивьен Ви (Vivien Vee), создает несколько итало-диско коллективов, работает для телевидения, пишет сольные альбомы… Тем не менее, самым характерным, оригинальным и успешным видом его творчества остаются работы под эгидой Ардженто. Влияние режиссера проявляется в том, что хоррор намертво въедается в карьеру Симонетти — в 90-х один за другим следуют записи его феерических концертов под названиями "Simonetti Horror Project" (1991), "Simonetti Horror Project II — Days of Confusion" (1991) и "X-Terror Files" (1996). Совсем несложно догадаться, что в треклист этих альбомов вошли многочисленные обработки популярных тем из фантастического кино и фильмов ужасов. Постановка этих концертов близка к эстетике шоу Эллиса Купера под соусом "ELP" — одновременная игра на двух синтезаторах, высокие цилиндры, длинные черные плащи и фрагменты из кинолент, над которым работал затейник этих перформансов. Пущего безумия концертам времен "Simonetti Horror Project" добавляет появление на сцене рэпперов, наводнивших поп-сцену в ранних 90-х; здесь эта братия смотрится весьма нелепо. В довершение всего 1997 год оглашают звуки нового сольника музыканта, "Classics in Rock", легкоусваиваемого, неизменно виртуозного и необычного продукта — прекрасная альтернатива «классикам в современной обработке». Становится окончательно понятно, что человек по имени Клаудио Симонетти навсегда утрачен для поп-музыки.

Тяга к саморемейкам разгорается с новой силой в 1999 году, и, пригласив басиста Федерико Аморосси, в 19-летнем возрасте засветившегося на "Classics in Rock", барабанщика Титта Тани и гитариста Бруно Превитали, Клаудио вновь берется за клавишные, дабы сотворить в студии "A Tribute to Dario Argento". Само название уже говорит о многом, не правда ли? А как на счет названий самих песен? "L'Alba Dei Morti Viventi", "Inferno", "Phenomena"… кажется, продолжать не стоит. Да и зачем портить себе удовольствие? Можно просто ставить диск на вертушку и угадывать каждую следующую композицию, благо материал для переосмысления был подобран со знанием дела и часто представлен на диске в весьма неожиданных музыкальных ракурсах. Группа "Dæmonia", прямой наследник «Гоблинов», пускает по жилам знакомых мелодий новую кровь.

Несомненно, человек, которому посвящена эта запись, ознакомился с ней: когда, спустя двадцать четыре года после выхода на экраны «Кроваво-красного», у Ардженто появляется идея переснять этот фильм с некоторыми сюжетными изменениями, поместив омоложенных героев в современный антураж, в качестве магической составляющей успеха вновь привлекаются "Goblin". Однако заглавную тему фильма исполняют уже "Dæmonia", что вовсе не режет слух — в конце концов, кто машет дирижерской палочкой, если не Симонетти? Кто, если не он, стоит за явным креном звучания группы в пользу современности? Обильное использование синтезатора, необычное построение композиций, чья канва временами разреживается джазовыми вставками, вкрапления оперного вокала на этот раз дополняются тяжелыми гитарами и время от времени проскальзывающим электронным ритмом, а звук в общем и целом становится менее хаотичным, более насыщенным и цельным.

«Неспящий» («Без сна») выходит на экраны в 2001 году. критики и поклонники жанра начинают шептаться о возрождении Ардженто — к сожалению, в дальнейшем их надежды не оправдались. Этого не скажешь о судьбе группы "Dæmonia": в этом же году выходит их следующий, концертный альбом "Live... or Dead", состоящий из композиций «Трибьюта» и парочки тузов в рукаве, о которых мы умолчим, дабы не портить сюрприз.

Саундтрек пользовался немалым успехов у поклонников группы, и в 2005 "Goblin" записывают "Back to the Goblin", который, в отличие от работ Симонетти, не содержит ни одного ремейка. Группа существует по сей день: «Гоблины» с успехом дают концерты, запускают собственный веб-сайт, где можно купить их главные опусы, в том числе и "Back to the Goblin", который вообще не продается в магазинах. Их последний альбом — это яркая демонстрация того, что музыканты все еще способны создавать великолепные, запоминающиеся мелодии и что техника их игры с годами нисколько не притупилась. По нашему скромному мнению, современным хоррормейкерам стоит уделить группе больше, чем просто внимание.

2007 год. В свет выползает кошмарная по всем статьям «Третья матерь», способная угодить лишь причудам любителей трэша. И опять музыкой заведует Симонетти, а на фоне титров звучит "Mater Lachrymarum" в исполнении "Dæmonia" и Дэнни Филса из вездесущих «Кренделей», что можно считать отчетливым кивком Симонетти в сторону блэка…

И пускай Дарио Ардженто можно списывать со счетов — разумные люди это сделали уже давно — будем надеяться, что в случае «Dæmonia» все только начинается. Кстати, к «Джиалло» музыку писал уже некий Марко Верба. Что ж, идите каждый своей дорогой, старые друзья. И дай Бог, чтобы это пошло вам на пользу. Хотя, в любом случае, место в хоррор-пантеоне вам уже обеспечено.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх