DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Когда с толпой не по пути

Рок-музыкантам, как и людям в принципе, свойственно сбиваться в стаи и искать единомышленников. Таким образом можно и обмен опытом вести более активно, и аудиторию увеличить за счет совместных выступлений, да и вообще связи лишними не бывают. Взять хотя бы российскую фолк-рок-сцену, где вокруг таких коллективов, как «Калевала», «Сварга», «Тролль гнет ель» и некоторых других, давно сформировались тусовки. Как результат — совместные концерты, взаимный пиар в социальных сетях, взаимопомощь в записи альбомов — словом, все, что приносит профит как музыкантам, так и слушателям. Но сегодня мы поговорим о группе, которая, являясь одним из ярких представителей российского фолк-рока, всегда держалась обособленно. Речь об обнинской команде «Дорога Водана».

Несмотря на то, что население Обнинска едва превышает 100 000 человек, на рок-сцене этот небольшой городок, относящийся к Калужской области, представлен достаточно разнопланово. Можно вспомнить и поп-панков «Дергать», и радикальных пейган-металистов «Темнозорь»…

Группа «Дорога Водана» образовалась в начале 2000-х годов, как проект поэта и гитариста Тимофея Колыженкова, до этого игравшего в группе «Альцхеймер». Окончательно состав оформился, когда к проекту присоединились бывшие соратники Тимофея по «Альцхеймеру» Антон Вербицкий (бас, вокал) и Вадим Уткин (ударные), а также пришел клавишник Валентин «Маугли» Самохин.

К настоящему моменту дискография коллектива насчитывает четыре полноформатных альбома и один сингл.

Дорога Водана (2005)

Несмотря на по-настоящему боевой заглавный трек, поначалу дебютный альбом не обозначает принципиальных отличий от большинства коллег по цеху. Саунд с преобладанием акустических гитарных ноток, скандинавские темы — все это не раз уже где-то было. Впрочем, наблюдается подобная картина только при прослушивании первых двух треков, в число которых, помимо заглавной композиции, входит вещь с характерным названием «Варяжская».

А вот дальше все становится гораздо интереснее: гитара резко уступает место на передовой позиции романтичным клавишным, залихватский боевой вокал Тимофея Колыженкова сменяется чувственными распевными партиями Антона Вербицкого, а лирика теперь посвящена созерцанию, личным переживаниям и размышлениям. Даже на этом фоне выделяется трек под названием «Муза печальной любви» или «Театр». Выделяется он не только и не столько более сложными клавишными партиями при поддержке флейты — если повнимательнее вслушаться в лирику, здесь она не столько фолковая, сколько роковая, причем роковая в хорошем смысле. Те образы, которые возникают в воображении, никак не вяжутся с пением средневекового менестреля, но сложный и интересный музыкальный фон не позволяет допустить и мысли, что в случае с «Дорогой Водана» справедливо утверждение «главное — тексты».

Возврат в традиционное фолковое русло, наблюдающийся примерно с седьмой композиции, уже не воспринимается, как что-то банальное. «Беглец», где вокальные партии вновь отданы на откуп Тимофею Колыженкову, несмотря на быстрый темп, звучит как натуральное заклинание. Что же касается трех вещей, завершающих пластинку, то здесь нашлось место и сказочным образам, и балладным сюжетам, заставляющим вспомнить «Рассказ Короля-Ондатры» в исполнении Сергея Калугина, и, конечно, черному юмору. Кстати, песня «Дорога на эшафот» была одной из первых вещей коллектива.

 

Вечереда (2007)

Второй альбом, записанный в 2006-м, а вышедший в 2007 году, оказался одновременно и похож, и не похож на первую пластинку. Так же как и «Дорога Водана», альбом включает в себя 10 треков, да и начало у него не менее бодрое: разудалая «Корчма» сразу навевает ассоциации с традиционными фолковыми сюжетами.

Однако, начиная уже со второго трека, группа резко переходит на лирику, на этот раз откровенно мрачную. Особенно выделяются вещи «Тропами мертвых» и «Осенняя», где тема смерти тесно переплетается с пейзажами, олицетворяющими «умирание» природы в конце очередного цикла. При этом саунд в лирических композициях стал более фолковым, чем на дебютной пластинке. На переднем плане флейта и скрипка, а звучание клавишных совсем не напоминает классическое фортепиано, оттеняя народные инструменты или подражая им.

И именно на втором альбоме скрипачка Наталья Крючкова попробовала себя в качестве основной вокалистки, добавив в эмоциональную палитру группы чисто «женских» переживаний.

Можно сказать, что второй альбом стал менее «роковым», чем первая пластинка, поскольку образы, которые при прослушивании возникают в сознании, и инструментарий, с помощью которого музыканты их вызывают, характерны именно для современного фолка. В то же время, если на первой пластинке четко прослеживаются скандинавские нотки, то «Вечереда» погружает нас в атмосферу средневековой Европы, которая существенно южнее Скандинавского полуострова. При этом если сюжет трагической истории дурака Джонни разворачивается явно где-то в Британии, то корчма из первого трека стоит на территории нынешней Польши или Чехии.

Пожалуй, второй альбом вышел более мрачным, чем дебютный полноформатник, а исполненные мрачной покорности судьбе строки из песни «Тропами мертвых»:

С той поры, как он понял, где искать тепло,

С той поры, как он понял, что его повело

Тропами Мёртвых, Тропами Мёртвых -

Он стал другим...

 

Возвращаясь домой (2008)

Третий альбом увидел свет в 2008 году, и он, пожалуй, сильнее отличается от первых двух работ, чем обе они различаются между собой.

Во-первых, если так можно выразиться, он самый русский. Да, группе «Дорога Водана» свойственен эдакий фолковый интернационализм, но до выхода третьей по счету пластинки культура славян в их творчестве практически полностью игнорировалась.

Здесь же сакральная Русь заявляет о себе сразу на нескольких треках. «Властелин лесной» — это настоящий гимн древнему языческому лесу, «Старина» наверняка порадует любителей душевного «квасного патриотизма» в музыке, «Колядинская про козу» просто многих заставит улыбнуться, а «Вещий Олег» и вовсе стоит особняком не только в творчестве группы, но и в искусстве в принципе. Дело в том, что тот образ князя Олега, который доносят до нас литература и живопись, рисует в сознании сурового уверенного в себе богатыря и полководца, так что про приставку «вещий» невольно забываешь. В то же время, песня группы «Дорога Водана» раскрывает именно эту грань личности легендарного князя, обнажая переживания человека, для которого дар предвидения стал тяжким бременем, позволив увидеть собственную смерть:

Предвиденья отрава –

Вот Вещего удел.

Молва разносит славу,

Но даже слава — тлен.

Впрочем, финальный куплет, несмотря на трагическую судьбу героя, звучит неожиданно жизнеутверждающе и оптимистично:

Кому века открылись –

Тот ведает итог,

Что боги не всесильны,

И не всесилен рок.

Средь звездной круговерти

Эфир неистребим,

А человек бессмертен,

Пока меняет мир.

Во-вторых, альбом «Возвращаясь домой» самый светлый в дискографии коллектива. Это вовсе не значит, что все треки отличаются быстрыми темпами и задорным ритмом, но откровенного мрачняка и черного юмора на пластинке нет, а веселые и задорные композиции присутствуют.

Символично и название. Дело здесь не только в «патриотическом» духе, поскольку мотив дороги — как в пространстве, так и во времени — прослеживается в песнях с альбома 2008 года чаще, чем на предыдущих полноформатниках. Сюда же стоит отнести и «Балладу о простом человеческом счастье», противопоставляющую душевное спокойствие амбициям политиканов.

Характерно, что треков на третьем альбоме снова ровно десять.

 

Четыре стороны (2009)

Четвертым релизом группы стал сингл и его название не случайно. Можно сказать, что четыре вошедших на него абсолютно новых трека — это квинтэссенция четырех основных направлений творчества «Дороги Водана».

«Между стрел дождя» — это стопроцентно задумчиво-лирическая композиция, чем-то напоминающая вещи с первых двух альбомов. Звуковая составляющая достигается совместными усилиями акустической гитары при поддержке варгана и флейты.

«Баллада о последнем паладине», подобно песне менестреля, рассказывает долгую и грустную историю о любви и предательстве.

Саунд на первых двух треках достаточно легкий, на переднем плане флейта и задающие ритм ударные, а гитары идут фоном.

Более жесткий рок начинается уже в финале второго трека, придавая драматичности развязке, и совсем ярко заявляет о себе на следующих треках.

«Славный поход» — это зарисовки из жизни суровых викингов. Несмотря на то, что саунд здесь мало отличается от первых треков, более грубый вокал делает свое дело.

«Маринка» — это стопроцентная мистика, причем мистика чисто славянская, поскольку имеется в виду богиня Марена или Мара, отвечавшая как за плодородие, так и за смерть. Здесь ритмичный саунд, приправленный тяжелыми и даже слегка грязноватыми гитарными партиями, делает атмосферу еще более мистической и жуткой.

 

Баллады белого отряда (2010)

Прежде чем начать разговор об альбоме, пара слов об оригинальном произведении. Роман Артура Конан Дойля «Белый отряд» хоть и был написан уже в 1891 году, но уровень наивности ряда персонажей зашкаливает настолько, что создается впечатление, будто книга ориентирована на детей. В то же время, события, которые описываются в романе, вызывают интерес у всех, кому небезразлична история, а сюжет довольно интересно закручен.

Альбом «Баллады белого отряда» задумывался как саундтрек к экранизации книги. Экранизации, как вы догадываетесь, не было и нет, но саундтрек от этого хуже не становится. Здесь напрашиваются аналогии с советским кинематографом, когда даже у посредственного фильма звуковое сопровождение могло быть поистине шедевральным, как это было с «Балладой о доблестном рыцаре Айвенго», например.

По концепции, на первый взгляд, альбом несколько выбивается из дискографии группы. Действительно, если на предыдущих работах была какая-никакая мистика, то здесь — чистая историческая хроника, сдобренная переживаниями персонажей. В то же время, две вещи с предыдущих альбомов очень органично смотрятся в рамках саундтрека. «Баллада о простом человеческом счастье» с альбома «Возвращаясь домой» выглядит прямо-таки логической прелюдией к треку «Пусти, хозяйка, на порог». Ну а «Баллада о последнем паладине» просто эстетически выдержана в духе средневековой Англии, где и разворачиваются события.

Из других треков можно выделить «Песню жакерии». Пожалуй, эта вещь, залихватски воспевающая череду крестьянских восстаний во Франции, лет 10–15 назад идеально вписалась бы в какой-нибудь сборник типа НеБесПочвенное.

Музыкально альбом вышел полуакустическим. Роком, а тем более металом там и не пахнет, зато акустический саунд в полной мере воплощает романтический образ Англии XIV века.

К сожалению, на данный момент этот альбом является последним в дискографии группы.

Что потом?

Все время с 2004-го по 2011 годы «Дорога Водана» активно концертировала как сольно, так и в рамках фестивалей. В мае 2010 года в московском клубе «Проект ОГИ» прошла акустическая презентация диска «Баллады белого отряда». Тогда казалось, что группу ждет большое будущее, а не за горами и новые пластинки…

Увы, в 2012 году группа лишилась репетиционной базы и практически полностью прекратила живые выступления. В то же время, радует, что участники коллектива живы и здоровы, и никаких официальных заявлений о роспуске группы не делалось. Более того, по мере сил ребята работают над созданием нового материала, который рано или поздно просто должен стать достоянием публики. Ведь желание творить у музыкантов не пропало, а пока оно есть, путь по Дороге Водана продолжается.

Когда почуешь: все кругом

и предано, и продано,

ты протяни Ему ладонь!

Пройди Дорогой Водана!

 

Он оглянется — не отстань,

и ухмыльнется в бороду.

А ты ступай, за Ним ступай!

Шагай Дорогой Водана!

 

За годом год текут века

волшебною мелодией,

ведь нет начала и конца

Дороги вечной Одина.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)