DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Когда Супермену страшно

Всем известны  сверхъестественные порождения зла в литературе и кинематографе. Но темные создания не раз появлялись и на страницах комиксов. Супергерои сражались не только с гангстерами, маньяками и пришельцами. Вампиры, оборотни, демоны и даже сам Дьявол были теми опаснейшими врагами, с которыми приходилось сталкиваться защитникам в масках.

 

Появление в комиксах чудовищных созданий хоррора было логичным шагом для продолжения эволюции супергероев как персонажей. Конечно, есть суперзлодеи, но кем они являлись? Психопаты, злые гении, гангстеры, мутанты. С такими могут справиться и обычные люди. Суперзлодеи не доказывают сверхчеловеческую сущность защитников справедливости. Именно поэтому в комикс пришли сущности жанра хоррор. Лишь угроза со стороны порождений тьмы дает ответ на вопрос, зачем вообще нужны супергерои. Пришествие сил Зла создает потребность в спасителях человечества.

В  сентябре 1939 года в «Detective comics» #31 Бэтмен сталкивается с Монахом, таинственным вампиром, которому подвластны оборотни. В комиксе Монах желает завладеть невестой Брюса Уэйна, Джулией Мэдисон. Уэйн в образе Бэтмена бросает вызов вампиру и в следующем выпуске «Detective comics» #32  убивает кровососа серебряной пулей. Монах не стал знаменитым антагонистом мифа о Бэтмене, однако он опасней многих классических врагов паладина в плаще. Монах обладает гипнозом, способен превращаться в волка, и ему подвластны оборотни его земель в Венгрии. Впервые с момента появления в мае 1939 года, Тёмный рыцарь встретил достойного противника.


 В 1954 году вышла книга психиатра Фредерика Вертема «Совращение невинных», в которой он доказывал, что комиксы являются угрозой морали и нравственности. Они развращают, проповедуют насилие, способствуют росту преступности среди молодежи. К сожалению, нелепым идеям Вертема поверили, и настали темные времена для всех комиксов. Появившаяся цензура покончила с хоррором в графических историях. Тем не менее, монстры жанра ужасов продолжали иногда появляться, но в полу-комедийных сюжетах. Например, в #44 «Superman's Pal, Jimmy Olsen» фотожурналист Джимми Олсен, работающий в «Daily Planet», превращается в оборотня. Наивный сюжет не содержал никакого хоррора, разве только присутствие монстра: «Это магическое зелье превратило меня в человека волка, и чары могут быть рассеяны, только если симпатичная девушка поцелует меня! Но мое лицо шокирует их!», - заявляет Джимми Олсен.

 

В конце 1960-х ­­­- начале 70-х ситуация с мистическими персонажами в комиксах меняется. Появляются серьезные истории, где фигурируют вампиры, оборотни, демоны. Более того, комиксы начинают рассказывать о созданиях Тьмы на стороне Света.  В 1969 году появляются комиксы про Вампиреллу – вампиршу, которая, прибыв на Землю, стала супергероиней. В отличие от традиционных историй про кровососов, она была не нежитью, а жительницей умирающей планеты Дракулон, где кровь лилась реками. Интересно отметить, что вампиры в этих комиксах были не сверхъестественными существами, а всего лишь пришельцами с другой планеты.

 

(классическая обложка Фрэнка Фразетты; кровь + секс = культ!)

В 1971 году в #101 «The Amazing spider-man» Человек-паук, который пытается найти способ избавиться от появившихся у него лишних рук после неудачного эксперимента, сталкивается с  вампиром  Морбиусом. Ситуация осложняется, когда, помимо кровососа, Пауку приходится противостоять другому, не менее опасному врагу – Ящеру. Однако Человек-паук не был бы супергероем, если бы не мог выйти живым даже из такой безнадежной ситуации.

 

1972 год становится еще более плодотворным в плане мистических созданий. Начинают выходить комиксы про одного из сильнейших супергероев – Призрачного гонщика. Мотоциклист Джонни Блэйз был вынужден пойти на сделку с дьяволом, и это обрекло его на страшное проклятие — быть Призрачным гонщиком. С закатом его телом овладевал демон Заратос, и он превращался в пылающего огнем байкера. Супергерой Доктор Стрейндж впоследствии скажет, что «силы призрачного гонщика безграничны, божественны». Для доказательства этого стоит отметить победы над различными могущественными врагами. В мультсериале 1994 года «Фантастическая четверка» ему удалось, не вступая в схватку, одолеть пожирателя миров Галактуса. А в комиксах «Мировая война Халка» даже свирепому зеленому монстру, черпающему новые силы в собственной ярости, не удалось победить адского Гонщика.  И, наконец, нельзя не отметить эпизод из фильма «Ghost rider. Spirit of vengeance», когда Гонщик отправил в Ад самого Дьявола.

В 1972 году появляется комикс «Могила Дракулы», в котором знаменитый вампир был случайно воскрешен и занялся привычными для кровососа делами. Остановить бессмертного решили такие герои, как внучка Ван Хельсинга, Квинси Харкер и даже потомок Дракулы Фрэнк Дрейк. В десятом выпуске «Могилы Дракулы» происходит первое появление знаменитого охотника на вампиров Блэйда. Несмотря на такое количество желающих прервать бессмертие Дракулы, вампиру удавалось выживать в течение 70 номеров.

 

В 1992 году на сцену выходит известный антигерой Спаун. Комикс рассказывал историю Элла Симмонса, агента ЦРУ, убитого по приказу своего руководителя и попавшего после смерти в Ад за прижизненные грехи. Там он заключил сделку с одним из властелинов преисподней, согласно которой он станет адским созданием для борьбы с Раем, в обмен на то, чтобы еще раз увидеть жену. Обретя сверхспособности, он начал пытаться совершать правильные поступки. Спауна стоит сравнивать с Призрачным Гонщиком. Они оба сверхъестественные создания, оба пошли на сделку с адскими силами, хотя и по разным причинам, оба обрели демоническую силу и попытались её использовать во имя добра. И Спаун, и Гонщик являются трагическими персонажами, договор с Тьмой сделал их проклятыми, обрёк на страдания, лишил нормальной жизни. Их ненависть к злу основывается на том, что ничего хорошего они от темных сил не получили. И именно злость на тех, с кем они заключили сделку, является главной из причин, побуждающих их творить добро и сражаться с демонами.

 

В 2007 году выходит «The Astounding Wolf-Man», рассказывающий о том, как успешный и состоятельный Гэри Хэмптон подвергается нападению оборотня. Разумеется, он сам после этого начинает превращаться в оборотня, но с помощью вампира Захария учится контролировать свои способности и становится супергероем Человеком-волком.

 

Нельзя не отметить такой комикс, как «Superman and Batman vs. Vampires and Werewolves» (2008-2009), повествующий о том, как двум великим супергероям пришлось вступить в противостояние с  порождениями Тьмы. К сожалению, данный комикс имел существенные недостатки. В нём отсутствует напряженный сюжет, за героев не страшно и, к тому же, темные сущности в комиксе ничем не круче классических суперзлодеев. Вампиры и оборотни здесь не дают новый взгляд на всем известных супергероев. Ведь персонажи жанра хоррор пришли в супергеройские комиксы, чтобы объяснить, почему сверхлюдей в трико стоит считать спасителями человечества. Бэтмен сражался с вампирами и оборотнями еще в далеком 1939 году и тот сюжет, в отличие от «Superman and Batman vs. Vampires and Werewolves» заставлял читателей волноваться за судьбу супергероя, ведь до этого Тёмный рыцарь боролся лишь с гангстерами и безумцами.  

 

Существуют и другие комиксы, где супергерои сталкиваются с хоррор-персонажами. Противостояние с созданиями Тьмы можно наблюдать и в комиксах про Конана, и про Хэллбоя, и во множестве других. С момента появления первых супергероев стоял вопрос, зачем они нужны? Понять всю необходимость существования спасителей человечества можно благодаря сюжетам, где они сталкиваются с мистическими врагами. Сражаться с ними труднее и опасней, чем с классическими суперзлодеями. Появление вампиров, оборотней и демонов в комикс-сюжетах про сверхлюдей дает возможность понять, почему супергерой является супергероем и почему в костюмированных личностях нуждается мир. Потому что супергероям может быть страшно, они могут испытывать боль, но они найдут в себе силы бороться, не отступать, не прятаться. Они способны преодолеть страх смерти и уничтожить зло пусть и ценой собственной жизни. А если сражение со злом их физически или духовно сломает, они восстановятся и вернутся еще более сильными и решительными. Сверхъестественные враги будут не раз появляться в комиксах, и Супермен, Бэтмен или кто-либо еще из супергероев будут испытывать страх перед ними. Но что это за супергерой, который позволит страху взять верх и не убьет кровососа серебряной пулей или самого Дьявола не отправит назад в Ад?

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 12-08-2013 20:20

    С удовольствием прочитал материал, спасибо автору )

    Аж обзавидовался, какая интересная история комиксов у американцев.

    Учитываю...
    • 2 Eucalypt 16-08-2013 14:46

      Да, срок дает о себе знать.

      В августе Леонид опубликует у нас статью о влиянии Лавкрафта на американский супергеройский комикс. Там тоже много всего.

      Стоит отметить, что американский супергеройский эпос достаточно ... полон "инцестом". В том плане, что вселенные сильно перемешаны. И получаются всевозможные бастарды.

      Учитываю...