DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Колдун, моряк и детектив: первый роман «отца Конана-варвара»

Хозяин судьбы / Skull-Face (короткий роман)

Автор: Роберт Ирвин Говард

Жанр: ужасы, мистика

Перевод: Г. С. Усова

Год первого издания: 1929

Похожие произведения:

  • Говард Лавкрафт «Зов Ктулху» и прочие произведения, входящие в цикл «Мифы Ктулху»

  • Сакс Ромер «Доктор Фу Манчу» (цикл романов)

  • Абрахам Меррит «Семь шагов к Сатане» (роман)

Роберт Говард — писатель неординарный. За свою короткую, трагически оборвавшуюся жизнь (он застрелился в возрасте тридцати лет) Говард написал огромное количество произведений в жанрах мистики, ужасов и фэнтези, многие из них стали классикой. Именно Говард подарил миру вселенную Хайборейской эры и мускулистого, привлекательного в своей дикости Конана-варвара из Киммерии, который, без сомнения, является одним из самых запоминающихся персонажей как литературы, так и кинематографа. Из-под пера Говарда также вышли мрачный борец со злом Соломон Кейн и юморной «джентльмен с Медвежьей Речки» — ковбой Брекенридж Элкинс. Часто героями американского новеллиста становились чернокнижники и оккультисты, искатели приключений и детективы, расследующие зловещие преступления. Говард близко дружил с Лавкрафтом (они вели обширную переписку), так что неудивительно, что у него есть несколько рассказов и повестей, продолжающих «Мифы Ктулху».

Короткий роман «Хозяин судьбы» (опубликован в журнале «Weird Tales» в 1929 году) — это первое сравнительно крупное произведение Говарда, важный этап в его творческой карьере.

Главный герой — американский моряк Стив Костиган, инвалид Первой мировой войны («Контужен разрывом снаряда, ранен осколками... Тело мое исцелилось — не знаю уж, каким чудом, но мозг так и не пришел в порядок»). Прямолинейный и мужественный, до наивности честный, несмотря на то, что оказался на самом дне: подсел на гашиш, стал наркоманом и завсегдатаем лондонского притона — Храма Грез.

Сюжет романа достаточно прост. Костиган заключает сделку с таинственным Хозяином, египтянином Катулосом, который волшебным образом излечивает его от наркозависимости, однако — как и следовало ожидать, «шило на мыло» — делает его рабом эликсира, дающего сверхчеловеческие способности. Кроме того, Костиган должен примкнуть к шайке неприглядных головорезов и выполнять все преступные поручения Хозяина. Герой решает дать ему отпор и спасти красавицу Зулейку, которая тоже оказалась во власти злого гения, и обращается за помощью к лондонскому детективу Джону Гордону. Но Катулос оказывается не просто крупным наркоторговцем, и вскоре Костиган и Гордон узнают страшные тайны, которые касаются — ни много ни мало — всего человечества.

В романе присутствуют традиционные для жанра ужасов элементы. Локации: подземелья и древние ходы под городом, тайные люки и секретные комнаты с роскошными восточными интерьерами, мрачный портовый квартал (плюс туманный Лондон — явный штамп), ужасающий притон с бредящими наркоманами, антикварная лавка с мистическими древностями, которые вот-вот оживут.

Персонажи: честный и смелый герой Стивен Костиган; главный злодей — бессмертный колдун Катулос, обладающий огромной злой силой, страшный и мерзкий на вид (оригинальное название романа — «Skull-Face», «Лицо-череп»); возлюбленная героя — таинственная красавица, романтичная черкешенка Зулейка, хрупкая и сексуальная; друг — бесстрашный и верный детектив Джон Гордон, внезапно приходящий на помощь и спасающий героя из безвыходных ситуаций; приспешники злодея — громила-негр Хассим, коварный мавр Юсеф Али, афганец-убийца Яр-хан, вуду-шаман Сантьяго с Гаити.

События: сделка с магом, скрепленная клеймом («Тут же мою руку освободили, и я, выдернув ее из ширмы, увидел голубоватый рисунок возле основания большого пальца — нечто вроде скорпиона»); погони за неуловимыми культистами, блуждание по лабиринтам во тьме, борьба с дикарями, раскрытие чудовищного заговора, человеческие жертвоприношения на кошмарном алтаре во время полнолуния под исступленное гортанное пение фанатиков; счастливое избавление от недуга и, наконец, хэппи-энд, банальный, но такой желанный.

Несмотря на все эти традиционные элементы, многие из которых действительно уже давно воспринимаются как штампы, роман оригинален и свеж. Говард великолепно сочетает друг с другом эти «кусочки мозаики», создает захватывающий текст, который своей ритмичностью и лаконичностью напоминает стихотворение в прозе. Кстати, Говард увлекался и стихосложением, и это сильно повлияло на стилистику его прозаических произведений.

Роман читается легко, на одном дыхании — события развиваются стремительно, диалоги содержательны и хорошо стилизованы, описания красочны, но не избыточны: «Туман хватал меня призрачными пальцами, холодными, точно у мертвеца. Я мчался по улице. Определенных планов у меня не было, но кое-какие идеи возникли». Плюс небольшой объем глав, каждая из которых имеет сочное название — «Лицо в тумане», «Сидящий-за-Ширмой», «Пробило пять», «Мертвец из моря» — и поэтический эпиграф (Омар Хайям, Киплинг, По).

Нужно сказать, что для 1920-х годов характерен повышенный интерес к востоку, экзотическим странам, древним цивилизациям, а особенно к Египту и мифической Атлантиде, покоящейся на дне океана, в которой якобы жили сверхлюди-атланты, обладавшие такими знаниями и силой, которые и не снились человечеству. Настоящий «бум» (в том числе и в литературе) случился после того, как в 1922 году египтолог Говард Картер (снова Говард — мистика какая-то!) и археолог-любитель лорд Карнарвон обнаружили в Долине Царей неразграбленную гробницу Тутанхамона, которая впоследствии стала неиссякаемым источником идей для приключенческих романов. А череда странных, до сих пор до конца не разгаданных смертей участников той знаменитой экспедиции породила множество легенд о проклятии фараонов — благодатная почва для хоррор-жанра, не так ли? Конечно, Говард не мог не использовать в своих рассказах и романах эту «моду на археологию и древность».

Однако есть и темная сторона этого интереса: всеобщая паранойя по поводу «чужаков», зашкаливающая ксенофобия и ужасающий расизм. Весь «Хозяин судьбы» пропитан этими настроениями:

 

«Африка превратилась в кипящий котел от Марокко до Кейптауна. Окольными путями я выяснил, что здесь вспомнили старую клятву: все негры и мусульмане должны объединиться и сбросить белых людей в море».

 

«— Уж не знаю, — задумчиво произнес Гордон, возвращая список в конверт, — чем Катулос объединяет и подчиняет черных и желтых, — но ему удалось сплотить закоренелых врагов цивилизации. Под его знаменами собрались и индусы, и мусульмане, и язычники. А там, на Востоке, где действуют гигантские силы, это объединение совершается в чудовищном масштабе».

 

Любопытно, что эти же мотивы присутствуют и в произведениях друга Говарда, главного мифотворца начала ХХ века — Лавкрафта. В его рассказах сквозят неприкрытые страх, отвращение и ненависть к иммигрантам, к «чужакам». Вспомнить хотя бы отталкивающих культистов из того же «Зова Ктулху», которые своими тайными черными мессами поддерживают в живых древнее спящее зло.

Кстати, о Лавкрафте. В «Хозяине судьбы» есть множество аллюзий на его произведения. Да и главный злодей, превратившийся в мумию Катулос из Атлантиды, будто сошел со страниц одного из мифов о Дагоне, Ньярлатхотепе и Йог-Сототе.

 

«— Под зелеными волнами лежат они, древние господа и хозяева, в лакированных саркофагах, и люди считают их мертвыми, но они всего лишь спят. Спят долгие столетия, как часы с будильником, — чтобы однажды проснуться!»

 

«— Иногда Хозяева снятся мне по ночам, — признался я, — спят в лакированных саркофагах, облепленных водорослями, в зеленой пучине, где зловещие шпили и башни поднимаются из темной бездны».

 

Так что те, кто взахлеб читает Лавкрафта, непременно оценят «Хозяина судьбы». Понравится он и тем, кто интересуется творчеством Говарда, так как в этом романе есть все излюбленные приемы создателя Конана. И уж конечно, поклонники хоррора не смогут пройти мимо короткой, но такой емкой истории о человеке, который оказался во власти черного мага, но помешал тому захватить мир. И в какой-то момент читатели вместе с детективом Гордоном воскликнут: «Господи Боже, Костиган, с каким доисторическим кошмаром мы столкнулись?!»

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)