DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Кошмар без границ

Открытая могила / Open Grave

США, 2013

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Гонсало Лопес-Гальего

Сценарий: Эдди Бори

В ролях: Шарлто Копли, Джозеф Морган, Эрин Ричардс, Томас Кречман, Джози Хо

Похожие фильмы:

  • «28 дней спустя»
  • «Судный день»
  • «Безумцы»

По неизвестным причинам фильм «Открытая могила» не удостоился внимания отечественных прокатчиков, что выглядит в глазах ценителей нетривиального кино вопиющей несправедливостью. В эпоху тотального постмодернизма происходит невиданное событие: появляется кинокартина, своей концепцией деконструирующая и деклассирующая общепринятые шаблоны построения завязки, кульминации и развязки большинства хоррор-лент. Де-факто сценарист и режиссер приготовили эксклюзивное блюдо, которое пришлось бы по вкусу многочисленным любителям хоррора, заставив на время позабыть о новинках последних лет, большая часть которых успела набить оскомину своей однообразностью. Но давайте обо всем по порядку.

Изначально проект вызывает интерес тем, что у его руля стоит отнюдь не безызвестная фигура — Гонсало Лопес-Гальего. Пару лет назад он очень удачно дебютировал в Штатах с кинокартиной «Аполлон 18», зарекомендовав себя как многообещающий режиссер, способный привнести новые веяния в темный жанр. Тем любопытнее было взглянуть на новую работу испанского хоррормейкера.

Гонсало Лопес-Гальего предстал перед нами в образе художника-минималиста, мастерски владеющего кистью и создающего свой шедевр буквально из ничего. Стесненному рамками небольшого бюджета режиссеру тем не менее удается привлечь к работе над проектом достаточно известных актеров и создать фильм, не похожий на большинство кинолент, которые в последнее десятилетие с завидной регулярностью штампует Голливуд. В этом ему помог Хосе Давид Монтеро. Оператор подхватил порыв режиссера и сумел удивить нестандартными ракурсами как съемки в целом, так и некоторыми сценами в частности. Качественная работа обоих специалистов, а также нестандартное мышление сценариста Эдди Бори стали залогом дальнейшего успеха «Открытой могилы».

Вектор развития картины строится вокруг шести людей, оказавшихся в глухом лесу, полностью отрезанными от цивилизации. Ни раций, ни телефонов, даже память и та словно кем-то стерта. Все, что есть у товарищей по несчастью, — это непонятный дом, набитый странной литературой на французском языке и латыни, скудный запас медикаментов и потайной арсенал с разнообразным оружием. Как будто неизвестный владелец дома пытался от кого-то или чего-то защититься, но, по-видимому, не очень преуспел в своем занятии. Неподалеку от дома есть большая яма, заполненная телами людей, которые определенно были заражены непонятной инфекцией. Но что было тому виной? Кто за всем этим стоит? Почему никто из собравшихся в доме не помнит о себе ровным счетом ничего, начиная от собственных имен и заканчивая попаданием в эпицентр зловещих событий? Все эти вопросы повисли в воздухе. На них необходимо было найти ответы, чем, собственно, разношерстная компания и занялась. Каждый страшился лишь одного: куда извилистая линия судьбы способна их привести. На свой страх и риск они по крупицам собирали информацию, периодически отбиваясь от странного вида зомби. Благодаря сценаристу, нам в очередной раз не представили потерявших человеческий облик безумцев, пожирающих плоть. Здесь все совсем по-другому. Вдаваться в подробности не имеет смысла, иначе текст заполнится спойлерами. Лучше один раз увидеть, чем строить догадки, основываясь на коротких фрагментах.

Фильм располагает к себе неожиданными сценарными ходами, интересной концепцией, но, что самое важное, попыткой взглянуть на жанр зомби-апокалипсиса под другим углом, делающей картину пугающе реалистичной и достоверной. Макабрическое безумие вкупе с гнетущей неизвестностью довлеет над героями подобно Дамоклову мечу. Тотемы в виде человеческих тел вселяли ужас и инстинктивное отвращение. Создатели представили нашему взору вселенную боли и страданий, непроглядного мрака и страха неизвестности, смешав все эти нехитрые компоненты в один гремучий коктейль, очень успешно разбавленный подходящим аудиорядом.

Пионером в американском кинематографе довелось выступить композитору Хуану Навасо. Своей удачной работой он поспособствовал полнейшему погружению в действо, происходящее по ту сторону экрана, заставляя зрителя неотрывно наблюдать за злоключениями несчастных героев поневоле. Работа, достойная мэтра. Местами в музыкальном сопровождении отчетливо прослеживались нотки творчества самого Эннио Морриконе, а в некоторых эпизодах меланхоличные пассажи уж очень походили на отдельно взятые партии из культовой компьютерной игры «Silent Hill». Саундтрек смог стать одной из главных изюминок «Открытой могилы», заняв место одного из основополагающих винтиков успеха новинки. Правда, стоит оговориться, кинолента была принята поклонниками хоррора, но, увы, не получила широкой огласки у масс. К сожалению, в последнее время подобное не редкость. Сейчас больше внимания уделяется «поп-корновым» блокбастерам, а не тем фильмам, которые заслуживают по-настоящему пристального внимания.

Нельзя обойти стороной действия актерского ансамбля. Яркой отличительной особенностью фильма стала уверенная и правдивая актерская игра. Каждый персонаж раскрывал себя по-новому на протяжении всего фильма, в связи с чем вплоть до самого конца нельзя было быть уверенным, кто есть кто на самом деле. Подобный сценарный ход до самого финала оставлял открытым вопрос о том, кто отрицательный герой, а кто положительный. Здесь все не то, чем кажется на первый взгляд. Общепринятые фабулы закольцованности сюжетной линии в зависимости от места действия, режиссеру и сценаристу удается стереть в пыль, создав нечто свое, непохожее на прочие работы, тем самым посрамив скептиков, изначально предполагавших, что фильм не будет выделяться из общей массы. Главным же открытием фильма стала актриса Джози Хо, сыгравшая, пожалуй, самого интересного персонажа в фильме. Она поражает воображение не благодаря заумным фразам или отважной манерой поведения в критических ситуациях, а за счет языка мимики и жестов. За весь хронометраж «Открытой могилы» она не проронила ни слова, но при этом оказалась самой яркой личностью на протяжении всего фильма.

Также немалый вклад внесли Шарлто Колпли, Джозеф Морган и Томас Кречман. Каждый из них демонстрировал самые разные грани личности до самого конца, меняя мнения зрителей едва ли не каждые пятнадцать минут.

Однако можно сколько угодно писать о достоинствах «Открытой могилы», но, как и в большинстве других случаев, фильм далеко не идеален. Минусы весьма ощутимы. Кинолента построена таким образом, что в ней нет начала, сразу начинаются действия. Середину внятной в полном смысле этого слова тоже не назовешь. Тому поспособствовал рваный ритм съемки и отчетливо прослеживающееся желание режиссера закончить фильм как можно скорее. Подобное решение выглядит несколько странным и сбивает с просмотра. Что до финала, то он оставляет немало вопросов открытыми, правда, стоит сказать, что в этом есть свой шарм.

Несколько раз на протяжении ленты проскакивают нотки занудства и растянутости. Понятно, что основной фишкой проекта была атмосфера, а не динамика, но порой фильм изобиловал излишне бестолковыми моментами, цель которых со стороны кажется лишь попыткой заполнить хронометраж.

Резюмируя, можно смело отметить, что «Открытая могила» — творение как минимум неоднозначное и не до конца раскрывшее свой потенциал. При этом оно очень самодостаточно и практически не копирует другие фильмы схожей тематики, что выгодно отличает новинку от большинства работ в жанре зомби-хоррора. «Открытая могила» найдет отклик в сердцах многих поклонников таких лент. К просмотру однозначно рекомендуется.

Комментариев: 10 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Хельг 25-01-2014 21:14

    Спасибо, натолкнули на просмотр. Годное кино. Образец того, как при минимальном бюджете можно снять отличную историю.

    Учитываю...
    • 2 Caspian 27-01-2014 00:54

      Хельг, а тебе спасибо на добром слове.

      Фильм и в самом деле достойный. Имхо, самый лучший фильм года среди недооценённых.

      Учитываю...
  • 3 dmitrythewind 21-01-2014 16:12

    Жаль, что фильм не добрался до проката. Может, хоть на DVD выпустят?

    Учитываю...
    • 4 Caspian 21-01-2014 19:13

      Дмитрий, я почти уверен, что на DVD он будет. По крайней мере, хочу в это верить. Ведь следующая моя рецензия для нового номера тоже будет по весьма интересному фильму, который наши прокатчики оставили без кинотеатра. Называется "Ничего не бойся".

      Учитываю...
  • 5 Мельник 20-01-2014 18:27

    Отличная рецензия, фильм очень даже заинтересовал, однозначно буду смотреть.

    Учитываю...
    • 6 Caspian 20-01-2014 23:21

      Мельник, огромное человеческое спасибо за добрые слова! Я уж думал, растерял все навыки за год простоя)

      Фильм неординарный, неоднозначный и непохожий на все предыдущие ленты.

      Учитываю...
        • 8 Caspian 21-01-2014 00:45

          Обязательно напиши своё мнение о нём. Мне любопытно. Можешь и в контакт написать, если ты там есть.

          Учитываю...
          • 9 Мельник 24-01-2014 03:06

            Понравился фильм. В первую очередь, как снят (на хорошем уровне) и интригой почти до конца хронометража. Клубок загадок распутывался постепенно. Еще актеры сыграли достаточно качественно. В общем, доволен, что посмотрел.

            Учитываю...
          • 10 Caspian 25-01-2014 17:25

            Я доволен, что своей рецензией познакомил тебя с действительно стоящим фильмом. Следующие работы будут также по достойным произведениям.

            Учитываю...