ГОЛЕМ

C развитием индустрии кино, на экранах все более востребованным становился фантастический жанр. Спецэффекты позволяли добиваться ошеломляющих результатов, что расширило горизонты возможностей режиссеров и позволило создавать визуально насыщенные, по-настоящему красочные фантастические картины. Зрителю всегда нравились яркие зрелища, и жанр очень удачно для этой задачи подходил. Первая трилогия «Звёздных войн» убедительно показала, что воссоздать космическую фантастику на экране стало не только возможно, но вполне реально и, самое главное, коммерчески прибыльно. В разы улучшилось качество старых космических проектов типа «Стар-трека», фантастика пришла в Голливуд и на ее основе появились блокбастеры с кучей знаменитостей в главных ролях.

Пожалуй, эпохой расцвета космической тематики в кино можно считать 80-е годы. Именно в тот период возникло большинство знаковых картин, а именитые ныне режиссеры обрели оглушительный успех у публики и критиков. Именно в тот период пионерами киноиндустрии было сделано значительное открытие: ужас может явиться к нам не только из темного леса, заброшенного замка или с кладбища, но и из черноты космической ночи. Вселенная полна загадок и далеко не все её тайны могут оказаться безобидными на первый взгляд. Да и с выходом в космос человек неизбежно привносит туда свои тревоги и страхи. Неизведанное всегда будоражило умы человечества, и с появлением нового, космического плацдарма творцы приступили к созданию захватывающе страшных фильмов.

space horror

Итак, речь в настоящей статье пойдет о достаточно самобытном и своеобразном жанре космического ужаса в кино, который иначе можно называть как «Space horror». Будет предпринята попытка осветить самые значительные фильмы данного направления.

С чего же всё начиналось?

В далёком 1951 году Кристианом Ниби был снят фильм «Нечто из иного мира», действие которого происходит на полярной станции. Читаем аннотацию: «Члены военной исследовательской станции обнаруживают летающую тарелку, вмерзшую в арктический лед. Они неосмотрительно забирают замерзшее тело единственного найденного на борту существа в лагерь. Когда тело оттаивает, инопланетное Нечто внезапно оживает и начинает убивать всех подряд, выпивая кровь людей». Да-да, именно этот фильм стал предтечей популярного фильма Карпентера «Нечто», широко растиражированного в массовой культуре.

В 1958 году некий Эдвард Л. Кан снял фильм «Оно! Ужас из космоса» - первый фильм ужасов с научно-фантастическим сюжетом, действие которого происходит в космосе. А фабула такова. Таинственное чудовище (смахивающее на помесь Кинг-Конга и Годзиллы) убивает членов первой марсианской экспедиции и проникает на борт второго корабля, который прибыл на планету, забрал выживших и отправился домой, к Земле. Достаточно прочитать аннотацию, чтобы в голове завертелась мысль: космический корабль, монстр на борту, возвращение домой…. где-то это уже было!

Разумеется, было. Но спустя почти двадцать лет – то есть лишь в 1979 году. Сценарий был написан легендарным Дэном О’Бэнненом, работавшим ранее над дипломным проектом Джона Карпентера. Фильм про жуткого инопланетного монстра, живучего, огромного и всегда голодного назвали под стать его происхождению, полностью исключающему сходство с земной жизнью, - «Чужой». Реализовать замысел после многих отказов выпало тогда малоизвестному Ридли Скотту. Выход фильма произвел настоящий фурор: такого ужаса и беспрецедентной жестокости никто из зрителей еще не видел! В кинозалах царила атмосфера массовой истерии. Образ кровожадной твари, таящейся во тьме коридоров грузового судна «Ностромо» преследовал и выпрыгивал вперед, стоило только закрыть глаза. Костлявый, маслянисто блестящий, слепой, с кислотой вместо крови, двумя зубастыми челюстями и длинными суставчатыми лапами Чужой мог вызвать дрожь в коленках даже у самых психически крепких людей. Стоит заметить, что строение и внешний вид Чужого был разработан известным своими техно-готичными работами швейцарским художником Гансом Гигером.

alien

Идея оказалась настолько оригинальной и новаторской, что вслед за первым фильмом последовали продолжения, над которыми в свое время работали Джеймс Камерон («Чужие» 1986 г.), Дэвид Финчер («Чужой-3» 1992 г.) и Жан-Пьер Жёне («Чужой 4: Воскрешение» 1997 г.). Образ Чужого и бесстрашного уорэнт-офицера Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер прочно закрепился в массовом сознании как архетипный образ инопланетного Монстра и Героя-человека, бросающего ему вызов. Впрочем, в «Воскрешении» палитра смешивается, и личность Рипли открывается нам в новом свете, наделяя слово «чужой» иным метафорическим смыслом: героиня сама становится чужой по отношению к собственной расе. В четвертой части на этом противостоянии поставлена эффектная и жирная точка, а уже в новом тысячелетии образ Чужого продолжил свое существование вместе с Хищником.

Thing

Многие поняли, что привнесение хоррора в фантастику может оказаться прибыльным: зрителю пришлись по вкусу столкновения астронавтов с инопланетной тварью. Вторым после Скотта на этом поприще стал маэстро Карпентер со своим леденящим душу «Нечто» 1982 г., ремейком упоминавшегося выше фильма 1951 года. Хоть действие происходит не в космических глубинах, а на американской полярной станции, главный виновник переполоха упал прямиком с небес и проспал в вечной мерзлоте многие тысячи лет, при этом сама обстановка станции максимально приближена к инопланетным условиям. Если стилистика Чужого выдержана в темно-готическом ключе, а сам монстр имеет стабильную форму, то в «Нечто» инопланетное существо – это аморфная враждебная субстанция с совершенно диким по темпам метаболизмом, готовая внедриться во все живое, и изменить его по своему образу и подобию. Таким образом, в развитии жанра был сделан еще один шаг – не просто противостояние чуждому, но и слияние с ним. Кроме того, визуальные спецэффекты оказались настолько натуралистичными, что у большинства зрителей вызывало искреннее омерзение и животный страх зрелище бурного превращения собак и людей в слизистых тварей.

Вслед за «Чужим» и «Нечто» на экраны выходят карикатурно-кровавые «Зубастики» - фильм о маленьких прожорливых тварях, явившихся на Землю из космоса и подвергающих провинциальный американский городок тотальному террору. Хотя действие первых трех частей из линейки фильмов происходит на Земле, четвертая перенесена в будущее и полностью соответствует тематике космоса. Несомненным достоинством этой серии стало внесение доли здорового юмора и определенное высмеивание штампов народившегося жанра.

Шло время, отгремел успех первых космоужастиков, а мэтры занялись другими проектами. Но жанр космического ужаса продолжал эволюционировать на рубеже 80-х и 90-х годов, когда появлялись научно-фантастические шедевры самых разных направлений.

Так, ощутимый налет тревоги и чужого присутствия есть в некоторых фильмах Пола Верховена. В качестве примера можно привести «Вспомнить всё» со Шварценеггером. Чего стоят страдающие из-за дефицита кислорода и как следствие вырождающиеся колонисты на Марсе, а особенно их предводитель-мутант Куато, спрятанный в животе своего носителя. Этот шокирующий образ стал, можно сказать, визитной карточкой фильма.

screaers

В 90-х годах кинофантастика активно сотрудничала с боевиком, и ужас оказался отодвинут на второй план. Яркая тому иллюстрация – «Хищник». Но и тогда на экраны выходили фильмы, по атмосфере не уступающие своим аналогам из 80-х. Весьма символичный пример – фильм «Крикуны» 1996 г., снятый по мотивам рассказа Филипа Дика «Вторая модель». Кстати, сценарий для него писал все тот же Дэн О’Бэннон. Выдержанный в апоклиптически-разрушительных тонах, фильм описывает историю самопроизвольного развития роботов на одной из планет-колоний Сириус-6Б. Машины, Крикуны, как выясняется, не ограничились малыми подземными моделями, но успешно мимикрировали под людей. Казалось бы, в этом нет ничего страшного… Все дело в презентации Крикунов – при разоблачении андроиды не просто ведут себя враждебно, они пронзительно кричат, нелицеприятно обнажая свое машинное нутро. И выглядит это действительно жутковато. Кто видел – знает.

Одним из самых знаковых фильмов на стыке космической фантастики и ужаса стал «Сквозь горизонт» (другое название - «Горизонт событий») 1997 г. за авторством Пола Андерсона. В нем очень чётко обозначена линия собственно хоррора, со всеми вытекающими эффектами и приемами – внезапное перемещение камеры, резкие звуки, крики, видения и гнетущая атмосфера опустевшего корабля (натуральный дом с привидениями), в котором обитает не овеществленный дух из глубин вселенной. Видеозаписи показывают страшные сцены, прежний капитан произносит грозное предупреждение: liberate tutamae ex inferis (лат. «спасите себя от Ада»). Объект страха точно не определен, у каждого из героев он свой, отчего общее состояние паники экипажа усиливается. Скоро безумие охватывает одного из членов экипажа окончательно. Задача исследовать старый звездолет очень быстро упрощается в задачу «удрать и выжить любой ценой», чем герои и занимаются вторую половину фильма. Зрителю остается наблюдать за происходящим и беспокойно елозить на месте.

За схожую наэлектризовано-тревожную обстановку братьями по духу этому фильму смело назовём «Сверхновую» Уолтера Хилла и «Пекло» Дэнни Бойла. Первобытного кошмара в этих фильмах вряд ли можно ожидать, но вздрогнуть пару раз придется!

Event horizon

Элементы саспенса можно наблюдать в реалистичном триллере «Жена астронавта» 1999 года с Шарлиз Терон и Джонни Деппом в главных ролях. В героя Деппа, астронавта, во время выхода из шаттла в открытый космос вселяется нечто и постепенно подчиняет его себе уже после возвращения, на Земле.

В 2000 году с фильмом «Чёрная дыра» началась сага о легендарном фурианце Риддике. И здесь черная рука ужаса оставила свой след. Группа пассажиров звездолёта «The Hunter Gratzner», пролетающего сквозь хвост кометы, терпит крушение на дикой планете. Закованный в кандалы Риддик вырывается, но очень скоро понимает, что на планете есть существа гораздо опаснее него. Существа появляются только в темноте, а парад трех солнц, всех планет системы и затмение уже близко. Неизвестно, кто выживет. Общая атмосфера постепенно нарастающей тревоги, а затем - с первой атакой тварей – ужаса, очень походит на ситуацию с «Чужим»: группа людей сталкивается с загадочными, смертельно опасными существами, природу которых постичь не в состоянии. Даже внешний вид хищников чем-то схож с Чужим.

Doom

С 2000-х годов в истории космических ужасов началась новая эра: сюжеты стали разнообразнее, технические и финансовые возможности еще шире. Основой для экранизаций стала не только литература и оригинальные старые фильмы, но также комиксы и компьютерные игры. Знаковым фильмом из этой обоймы конечно же является "DOOM" 2005 г. (режиссер - Анджей Бартковяк), снятый по знаменитой серии 3D-шутеров. Экранизация получилась на редкость удачной и очень хорошо передала дух игры.

Создатели экранизации игры "Dead Space" пошли еще дальше, явив миру анимационный фильм «Космос: Территория смерти» 2008 года выпуска, сиквел к которому, "Dead Space: Aftermath" вышел совсем недавно – в 2011 году. Что здесь, что в DOOM сюжет прост: имеется некое древнее Зло, заточенное в некоем артефакте или ином вместилище в дальнем космосе, и вездесущие люди Зло пробуждают, с множеством плохих последствий. Естественно, кому-то, успешно или нет, приходится разбираться с беспорядком. Хотя следует сделать маленькую оговорку и выделить отдельной строкой ужасы Марса – в этом направлении наряду с DOOM снят фильм Карпентера «Призраки Марса» 2001 года.

Pandorum

Где-то к концу 2000-х в фантастической киноиндустрии наблюдался настоящий ренессанс. Вышло много замечательных фильмов о космосе: уже упоминавшееся «Пекло» (2007 г.), «Аватар» (2009 г.), «Луна 2112» (2009), «Груз» (2009 г.)… На этой волне появился очень любопытный и качественно снятый «Пандорум» 2008 г. (режиссер - Кристиан Алверт), с закрученным сюжетом и мрачноватыми декорациями огромного корабля-ковчега «Элизиум», по легенде везущего человеческую популяцию в количестве 60 000 человек и отобранных представителей биосферы Земли для колонизации нового прекрасного мира – планеты Тонис. Главный герой, пробужденный от анабиоза Бауэр, обнаруживает материнский корабль в запустении. В процессе исследования он сталкивается с жуткими уродливыми мутантами, бежит от них и чудом остается в живых. Звуковые эффекты и обилие сумрачных сцен делают фильм не просто напряженным, вязкое ощущение чьего-то угрожающего присутствия буквально выплескивается с экрана. Существа, изображенные в фильме, чем-то напоминают морлоков из «Машины времени» и героям придется сделать все, чтобы не попасть к ним в лапы.

Подводя итоги, нужно отметить ключевые, основополагающие моменты, характерные для жанра Space horror в целом. Во-первых, действие таких фильмов всегда или почти всегда разворачивается в космосе или на экзопланетах – важнейшее условие. Во-вторых, время действия – будущее, в котором человечество овладело техникой космических путешествий и другими мощными технологиями. В-третьих – и это, на мой взгляд, самое главное – источником страха, ужаса, беспокойства всегда или почти всегда является инопланетное существо или субстанция. В качестве добавочного пункта можно выделить наличие безвыходной ситуации, в которой оказалась группа людей-героев.

После краткого обзора, в который уместились далеко не все фильмы, мне хотелось бы сделать резюмирующий вывод. Самое главное достижение жанра космического ужаса заключается в следующем: режиссерам удалось показать, что угроза уничтожения, порабощения или превращения во что-то ужасное будет преследовать человечество всегда. Технический прогресс и космическая экспансия не могут этому помешать, а порой, даже способствуют. Космос – это не просто звёзды и туманности, красиво мерцающие в темноте, но и огромное пространство, таящее в себе такие вещи, которые не может вообразить ни один человек. И это всегда будет актуально. Подтверждением тому служат уже сейчас активно ведущиеся съемки приквелов к хитам «Чужой» и «Нечто» и совсем свеженький, буквально из печки «Аполлон 18», премьера которого перенесена на январь 2012 года.

Остается сказать напоследок: «Следите за небом!»

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх