Зона ужаса

Краткая история русской литературы ужасов: готический хоррор

Наконец, мы и подобрались вплотную к жанру «хоррор» в практически современном его понимании. Именно готика стала плодородной почвой, на которой взросли семена всех последующих «ужасов». Вот как об этом пишет Михаил Парфенов в статье «Хоррор, ужасы, ужастики…»: «Первой же строго письменной формой хоррора по праву следует признать имевший в своё время феноменальный успех готический роман».

Но что же такое готика? Этот термин возник в XVIII веке и носил пренебрежительный оттенок («Goten» значит «варвары»), поскольку так называли архитектурный стиль, для которого характерна была величественность, тяжеловесность, мрачность, то есть все то, что символизировало темное и невежественное Средневековье, считавшееся в эпоху Ренессанса варварским и потому достойным лишь презрения и забвения.

В середине XVIII века появился термин «готический роман», обозначавший литературу ужасов. Своим появлением этот термин обязан писателю Г. Уолполу, именно так определившим собственное произведение «Замок Отранто», который сегодня принято считать основоположником литературного хоррора и который в свое время вызвал множество последователей и подражателей: Анна Радклиф, Мэтью Грегори Льюси, У. Бекфод и другие.

Основное место действия готического романа – старые замки, аббатства или же их развалины. Время действия – мрачное прошлое, Средневековье. Отсюда вытекает, что главные герои – это зачастую рыцари, монахи, прекрасные дамы, а также  романтические злодеи, что совсем неудивительно, ведь предшественником готики (а потом и прямым последователем) был именно романтизм: элементы хоррора можно увидеть в некоторых средневековых рыцарских романах.

О чем повествовал готический роман? Какова была его тема? Галина Заломкина в статье «Подходы к пониманию готического мифа» пишет: «Смерть – одна из главных тем литературной готики… Литературная готика пристально рассматривает смерть как границу – что важно – с обеих сторон: и с точки зрения приближения к смерти живущего, и с точки зрения умершего (в том или ином смысле), так или иначе возвращающегося в жизнь. В готике обнаруживается взгляд за смертельный предел и взгляд из-за смертельного предела. Мотив призрака, то есть гостя из смерти, ставший главным маркером готики в массовом сознании, наиболее нагляден в этом отношении».

Стоит также добавить, что характерной чертой «готического» или «черного» романа была таинственная и напряженная атмосфера, имевшая целью напугать читателя, внушить ему ужас и страх. Именно это сделало жанр популярным и ценимым, причем не только в Англии, где он зародился, но и в остальной Европе, и даже в России. М. Парфенов в уже упомянутой статье говорит о том, что Карамзин написал «Остров Борнгольм» вдохновившись готическими историями, литератор князь Шаликов положительно отзывался о «кладбищах англичанки Радклифф» и находил, что «страх сего рода заключает в себе что-то приятное», а поэт А. Блок в одном из писем заметил, что «Дракула» Брэма Стокера – «вещь замечательная и неисчерпаемая».

Однако причина популярности готики не только в приятном, можно даже сказать полезном, очищающем страхе, но, как писал Дмитрий Комм в книге «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов», также и в том, что «… наряду с мистицизмом, готический роман имел еще одну, не менее важную особенность. Он давал возможность затронуть в фантастическом антураже табуированные темы, как правило, сексуального, (но иногда и политического…) характера, которые в реалистическом произведении стали бы основанием для цензурного запрета».

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх