DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Кратос. История настоящего архигероя и богоборца. Часть первая

Богоборчество, безусловно, самый древний сюжет с момента появления устного и письменного фольклора. Поначалу оно имело самые примитивные и в то же время физически сложные для человека формы, отточило способы его взаимодействия с Природой, тем самым дав толчок появлению и развитию Культуры, а значит, и прогрессу. Со временем художественное отражение борьбы человека с Природой/системой за место под солнцем стало приобретать разные формы. Серия игр «God of War» — одна из ярких представителей подобного сюжета, берущая за основу античную эпоху в качестве золотого века развития наук и искусств. Данная статья имеет цель скорее разбора личности героя, чем серии игр. Для начала мы разберем мифологию, послужившую основой для создания серии игр об убийце богов.

Философский подтекст и мифологическая основа произведения

Конечно, можно задаться вопросом: какое отношение брутальная мочиловка вроде GoW имеет к классической мифологии и философским подтекстам? Но не все так просто, и разберем мы это по порядку, сделав отступление.

Архетип героя не обязательно предполагает наличие у него высоконравственных морально-волевых качеств. А потому человеку современному, живущему в относительном достатке в относительно мирное время, сложно понять, как можно называть «героем» личность, имеющую сомнительную биографию. Однако же по факту герой — это человек именно с большими волевыми качествами, но не обязательно высокодуховными и моральными. Как, например, Кратос или мифологические персонажи, и не только древнегреческой мифологии.

В основе сюжета подобных произведений лежит борьба молодого и дерзкого поколения против поколения архаичного, если угодно — отцов и детей. Это прослеживается в любых мифах, за которыми кроется смена религий, а также общественного строя. То есть мифология не что иное, как гиперболизированное образное отражение действительности. Взять, к примеру, древнегреческую мифологию, раз уж речь идет о франшизе, построенной на ней. Вначале были только божественные аспекты (протогены, демиурги) Вселенной, такие как Эрос-Любовь, Хаос, Мгла, Гея и прочие. Они были слишком величественны, чтобы представлять собой нечто конкретное и строго локальное. Ну, разве что Гея и Уран, персонификации Земли и Неба. Собственно, эти двое, оторвавшись от своего эфемерного бытия, стали первыми правителями. А при любой власти приходит период, когда эту самую власть хотят сменить. Ибо, как водится, старое должно отойти на покой и дать дорогу прогрессорам, полным энергии.

Так и получилось, что верховный бог-отец Уран в какой-то момент перестал быть нужным и решено было отправить его на покой. Причинами послужили бесконечная любвеобильность бога и, как следствие, его плодовитость. От слияния Неба и Земли стали рождаться все новые и новые поколения. И если Небу-Урану это доставляло не особо много неудобств, то на Гее-Земле чрезмерное количество детей (среди которых не только нимфы, великаны, титаны, но и горы и прочие объекты измененного рельефа) сказывалось плохо. Впрочем, это очевидно взято из жизни, где, как мы знаем, неплодовитость — это плохо, а чрезмерная плодовитость губительно сказывается на женщинах, подрывая здоровье. В общем, понять Мать-Гею можно. И решено было Урана остановить — так появился первый конфликт. А так как титаны являлись наиболее разумными и эгоцентричными порождениями первых богов, то именно они и пришли на помощь своей матери. Самым инициативным оказался Кронос (между прочим, младший сын), кастрировавший папашу ради благого дела. После чего сам занял трон, а мать отправил на заслуженный покой.

Шли годы, Кронос жил и почивал, не зная горя, вместе с женой-сестрой Реей. Он-то, конечно, прекрасно понимал, что это будет продолжаться до тех пор, пока не появится достойный противник. А так как на тот момент он был наиболее могущественным существом, то конкуренцию ему мог составить только прямой наследник. Отчего он наследников, собственно, и употреблял в пищу, как только покинут утробу Реи. Как говорится, яблоко от яблони… Сын оказался чуть ли не хуже своего отца-Урана. Рея уже не знала, куда себя деть, чтобы сохранить хотя бы одного ребенка. Но тут Гея смилостивилась и пришла невестке-дочери на помощь, взяв на воспитание новорожденного внука. А Рее она дала камень и наказала завернуть в пеленки. Видимо, жажда власти Кроноса ослепила его настолько сильно, что он даже не удосужился расчехлить пеленки и проглотил наживку прямо так.

Проходят годы, и ребенок растет на Крите под опекой своей бабки. Его назвали Зевсом. Став юношей, он под тайной личиной устраивается слугой у Кроноса и, улучив момент, отравляет того. Отчего у Кроноса начинается жуткая рвота, и он извергает всех проглоченных детей. А так как детишки все-таки бессмертные, то даже желудок отца им не был помехой. Кстати, в греческой мифологии нередки случаи дважды рожденных детей, в той или иной форме. Кончилось тем, что началась титаномахия, война молодых богов против своих родителей-титанов, и к власти пришел семейный подряд во главе с Зевсом. А титанов и их союзников отправили в Тартар или наказали по-другому. Началась эпоха богов-олимпийцев, по названию горы, откуда они правили.

Тут важно понять, что каждое последующее поколение божеств все сильнее отрывалось от сил природы. И если титаны, несмотря на развитый разум, еще как-то оставались хтоническими божествами, частью матушки-Природы, то олимпийцев сложно даже назвать персонификациями сил природы, это, по сути, были обладатели и управленцы тех или иных сил природы. Правление олимпийцев стало наиболее плодотворным и долгим именно по этой причине, тяга к разумности у них была сильнее. Но рано или поздно всему приходит конец, и олимпийцы не должны были стать исключением.

Следующим этапом стало появление человека. В Древней Греции было несколько порой противоречащих друг другу антропогонических мифов. По самой распространенной версии, человечество было создано и истреблено несколько раз. Очевидно, результат по тем или иным причинам не устраивал Зевса. Не мог он привязаться к своим созданиям так, чтоб оставить их в живых (возможно, просто хотел удержать власть, как и его предшественники). В очередной раз причиной геноцида послужило желание его кузена Прометея поставить человека на путь прогресса (посредством овладения огнем). Желая наказать человечество и насолить двоюродному брату, Зевс приказывает Гефесту, Афродите и Афине создать женщину по имени Пандора. Пандора была подарена в жены младшему брату Прометея Эпиметею, который, несмотря на запреты старшего брата, подарок от верховного бога был вынужден принять. И, как многие из нас знают, через некоторое время Пандора открыла сокровенный Ящик, вызвав катаклизм.

К тому моменту у Пандоры и Эпиметея уже была повзрослевшая дочь, вышедшая замуж за сына Прометея Девкалиона. Не без помощи Прометея парочка спаслась от Всемирного потопа, став родоначальниками нового человечества. С этим Зевс уже поделать ничего не мог. Кузена он приказал приковать к скале в горах Кавказа, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень (но это немножко другая история). А тем временем число людей росло и прогрессировало, нередко подрывая божественные устои. Впрочем, олимпийцы нашли способ подчинить себе человека, в том числе через религию, и такое сосуществование стало выгодным и небожителям, и смертным.

Зевс же всячески пытался предотвратить свое свержение. И, надо сказать, это ему удавалось довольно неплохо. Прежде всего, он заручился поддержкой мойр, богинь судьбы. Старые прядильщицы не раз его предостерегали от неугодных связей. Так случилось, что Зевсу пришлось съесть беременную от него Метиду, чтобы она не родила сына. Вскоре верховного бога стали мучить страшные головные боли, и он попросил Гефеста вскрыть ему череп. Из черепа вышла Афина, богиня мудрости и войны. Несмотря на силу и воинственность, дочь Зевса была всегда ему верна. Таким образом, довлеющее пророчество было отменено. На время.

Не все так уж ясно и с Гераклом, потому как мифологических спекуляций о самом известном герое очень много. Доподлинно известно, что Геракл как раз таки помог предотвратить свержение олимпийцев, когда произошла гигантомахия. Гея, праматерь богов, решила, что власти ее внуков пришел конец. И, как всегда, она была сурова, но справедлива: других ее детей-гигантов олимпийцы позабыли давно и надолго, да и к тому же страдания титанов, низвергнутых в Тартар, мучили Гею (этот сюжет отражен во второй и третьей частях GoW). Гиганты напали на богов, но те отбились, во многом благодаря Гераклу. Последнего можно считать самым сильным существом, но, несмотря на это, покушаться на власть он не собирался, так как не был столь амбициозным. Геракл, кстати, стал одним из прообразов самого Кратоса. Как бы сейчас выразились: Кратос – это Геракл на максималках. И тем интереснее, что столкновение Кратоса и Геракла стало неизбежным в третьей части, ведь должен был остаться лишь один «геракл». К слову, героя озвучил самый лучший кино-Геракл, Кевин Сорбо.

Последний раз Зевс испытал пророчество, когда захотел жениться на богине Фетиде. По одной из версий, Прометей вовремя отговорил кузена. А после долгих интриг Фетида была вынуждена выйти замуж за Пелея, царя мирмидонян, и родить ему Ахилла. Таким образом, очередная угроза Зевсу была предотвращена. Ахилл, как многие из нас знают, стал сильнейшим человеком своего времени (Геракл к тому моменту возвысился до богов), но ему было суждено погибнуть в конце Троянской войны. Так же, как Геракл, Ахилл стал одним из прообразов Кратоса.

В общем и целом, свято место пустовало: в древнегреческой мифологии так и не случилось сколько-нибудь серьезного апокалипсиса богов. Исключение может составить разве что бегство богов в Египет, согласно «Метаморфозам» Антонина Либерала, но никто всерьез это не воспринимает. Наконец уничтожить олимпийцев и дописать историю богов удалось Зене в конце пятого сезона всеми любимого сериала «Зена — королева воинов», в 2000 году. Однако это не смогло затмить славы Кратоса.

И только спустя пять лет на PlayStation появилась «God of War», в которой разработчики, так сказать, «дописали» темное пророчество о сумерках богов-олимпийцев, представив на свет того самого сына Зевса, появления которого он так активно избегал.

В следующей части мы разберем непосредственно историю создания персонажа и всей серии игр.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)