ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Магия кошмара / Magic Terror: Seven Tales (авторский сборник)

Автор: Питер Страуб

Жанр: мистика, хоррор, триллер

Издательство: АСТ, Ермак

Год издания: 2004 (в оригинале — 2000)

Серия: Темный город — 2

Перевод: О. Афанасенкова

Похожие произведения:

  • другие сборники Питера Страуба

Порой приходится слышать, что писатель Питер Страуб обласкан вручателями жанровых премий незаслуженно: ну, как-то слишком туманно у него все, много мистики и психоделики и нет настоящего хоррора. Что ж, не будем спорить по поводу всех полученных им наград — вероятно, и истина в подобных упреках есть, — но вот «Брэм Стокер», пойманный авторским сборником «Магия кошмара», как нам представляется, вполне заслужен. Эта небольшая книжка достаточно хорошо представляет безумие мира Питера Страуба.

На русском сборник выходил единожды в мягкой обложке и, кажется, не получил достаточно широкой популярности. Впрочем, говорить, что все семь историй, составивших книгу, достойны дифирамбов, явно не приходится. И тем не менее, отдельные повести очень даже занимательны. Произведения достаточно разнообразны по темам и жанрам, но что их объединяет — так это то, что почти все герои семи историй немного с приветом. А некоторые — безумны в страшной степени.

Рассказ «Золушка» уже представляет нам первого неуравновешенного. Точнее, неуравновешенную. Главная героиня работает воспитательницей, и в каждом новом детсаду, куда она приходит, пропадает ребенок. Повествование рваное, непонятное, подано от первого лица. Не каждому читателю такое придется по душе. Рассказ «Голод: Введение» тоже довольно экспериментален. Повествование ведется от лица «голодного», который и решил поведать, как же он к этому «голоду» пришел. Опять же, далеко не всем текст придется по душе. А вот «Деревня привидений», надо полагать, достойна большего количества читательской любви. Это подтверждает и Всемирная премия фэнтези, полученная Страубом за данную работу. По сути дела, это «история с привидениями» на современный (вьетнамский) лад. О том, как волнует писателя тема Вьетнама, DARKER уже писал.

Три рассказа и четыре повести — вот и вся «Магия кошмара». И если новеллы, их качество, темы и сюжеты довольно спорны, то любая из повестей в книге явно лучше даже самого хорошего из рассказов. Более крупные по объему произведения дают писателю несколько расслабиться и почувствовать себя в своей тарелке. Все-таки Страубу, видимо, комфортнее в рамках повести, а то и романа, нежели короткой новеллы.

«Романтично, не так ли?» — первая из повестей, она более традиционна, чем рассказы. Здесь главный герой вовсе не обыватель, каких масса, — он киллер, стареющий, но все еще не растерявший хватки. Хитрый, изворотливый, смелый, ловкий. В общем, он обладает всеми качествами хорошего наемного убийцы, а уж его опыт говорит сам за себя. Всю повесть Страуб рисует нам будни этого человека, наполненные встречами — преднамеренными и неожиданными; хождениями, выслушиваниями, вынюхиваниями — то есть, подготовкой к делу; и, конечно, опасностями, порой смертельными. «Романтично, не так ли?» тянется медленно, в спокойном темпе. Ужасы здесь есть, но они выражены неявно и лежат не на поверхности. Тем не менее, читать это все-таки интересно и захватывающе.

Ровно то же, что было сказано о повести «Романтично, не так ли?», можно сказать и о других повестях сборника. «Малыш хорошо воспитан» предлагает нам историю одной семьи, в которой сын испытывает любовь и тягу к обоим своим родителям, несмотря на то, что отец — натуральный деспот и даже садист, а мать... ну, о ней вообще лучше не говорить... Очень мрачная, безрадостная повесть о становлении противоречивой фигуры, выросшей в жутких условиях. Чем займется «малыш», когда станет взрослым? В произведении автор дает на это ответ и, как и следовало ожидать, ответ этот страшен.

«Великолепный Хэт» — это, по сути дела, вообще биография. Рассказчик чрезвычайно увлечен джазом и в особенности — одним чернокожим музыкантом по имени Хэт, который имел некоторый (немалый, в конце концов!) успех, а затем вдруг пропал. Идя по следам этого человека, ища информацию о нем, собирая газетные вырезки и даже готовя биографическую книгу о нем, наш герой однажды встречается с кумиром лично. Тем вечером и ночью, когда они оказались вдвоем в номере дрянной гостиницы, Хэт рассказал не только о своем творческом пути, но и поведал о приключении, произошедшем с ним давным-давно, когда тот был еще пацаном. Тот случай оставил в душе музыканта неизгладимый след и познакомил его с грязью и жутью этого мира. Позже рассказчик, которому была поведана эта история, осознает ее истинный смысл, и тут уже у любого волосы встанут дыбом!.. Очень крепкий триллер, практически детектив, с захватывающим сюжетом и пронизывающей все и вся джазовой атмосферой.

Ну и заключительная вещь «Магии кошмара» — как вишенка на торте. Вот уж где-где, а в «Мистере Клаббе и мистере Каффе» безумие правит бал. Обманутый муж решил воспользоваться услугами широко известных в невероятно узких кругах профессионалов, имена которых вынесены в заглавие повести. Наказать жену и ее любовника, причем изощренным способом — о, это будет большое наслаждение! Мистеры Клабб и Кафф долго готовятся к делу, заказывают у рогоносца весьма странные вещи и услуги, так что тот порой думает: а чем же эти двое занимаются? Создается такое ощущение, что они только ржут за ширмой в его кабинете и глушат крепкое спиртное. Уж не ошибся ли он в выборе, действительно ли Клабб и Кафф — такие профессионалы, как о них рассказывают? Что же, скоро все становится на свои места и заказчик уверяется, что его выбор был верным. Может быть, немного чересчур верным? Мистер Клабб и мистер Кафф слов на ветер не бросают и не позволяют делать это кому-либо еще. Так что в финале повести главный герой, вначале такой нервный и напряженный, расслабляется и приходит к согласию с собой и окружающим миром. Правда, ради этих ощущений ему пришлось многим пожертвовать, но зато парочка Клабб и Кафф его кое-чему и научили. Он уже может радоваться хотя бы тому, что остался жив.

Поистине, заключительная повесть — это вишенка на торте. Недаром за нее писатель получил сразу две жанровые премии. Такая же многословная и тягучая, как и другие, она так же не отпускает внимания читателя и заставляет его медленно, но неуклонно глотать страницу за страницей. Собственно, тем и отличается «Магия кошмара» Питера Страуба: она затягивает, захватывает и не отпускает. И только перевернув последнюю страницу, вы вполне ощутите, какую безумную и больную, но чарующую реальность создал писатель...

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх