DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Кровавый клуб немецкого джаза

Если сегодня вам не хватает острых впечатлений, а душа так и рвётся наружу, чтобы испытать эти незабываемые ощущения, то можно окунуться в жуткую атмосферу мрака и ужаса вместе с немецким проектом Bohren und der Club of Gore. За его создание отвечают 4 человека: Торстен Бенинг  (ударные), Мортен Гасс (гитара, фортепьяно, меллотрон), Робин Роденберг (контрабас) и Рейнер Хенселяйт (гитара), которые в 1992 году изобрели необычный сплав из джаза и эмбиента. Примечательно, что ранее музыканты были задействованы в нескольких группах, нарезающих крепкий хардкор. Ну а свой совместный новоиспечённый жанр они решили охарактеризовать так – «эмбиент из жутковатой смеси медленных джазовых баллад, дума Black Sabbath и замедленного звучания Autopsy». Интригует, не правда ли? Особенно, если вы не понаслышке знакомы с творчеством вышеупомянутых коллективов. Хотя… даже если и знакомы - вам это не скажет ровным счётом ничего. Стало интересно? Тогда поехали дальше.

Bohren und der Club of Gore

На самом деле вокруг этого загадочного проекта всегда ходило много слухов. Поговаривали, что образован он был в конце 80-х, поговаривали также, что за названием скрываются 4 человека солидного возраста, имеющие прямое отношение к медицине. Кроме того, их называли изобретателями самой медленной и в то же время самой жуткой музыки современности, при попытках вывести определение которой возникали странные обозначения типа horror jazz или funeral-doom jazz. Другие же утверждали, что творчество Bohren und der Club of Gore есть ничто иное, как зачатие (в прямом смысле этого слова!) жанра post metal, хотя я бы, к примеру, вставила сюда sludge metal, думаю, что это будет ближе к первобытному духу опусов от этих монстров. 

 
Bohren und der Club of Gore

Первой ласточкой наших алхимиков стал альбом «Gore Motel» (1994 г.), обложку которого украшает кадр из кинофильма с Брюсом Ли. Первый вопрос всплывает, конечно же, есть ли какая-то видимая или невидимая связь между актером и релизом? Как выясняется – никакой. Не знаю, чем руководствовались музыканты при выборе обложки, но даже на вопрос: является ли жанр нуар в кинематографе или ленты с Брюсом Ли в числе их любимых, ответ если не отрицательный, то равнодушный точно. Ну, это на поверхности, а что же внутри?  

Эти гении дум-джаза создали другую реальность, в которой вы можете с лёгкостью оказаться, это будет не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вот увидите, попробовать стоит. Альбом заставляет выкинуть все мысли из головы, оставляя внутри лишь пугающую пустоту, а оставаясь наедине с самим собой можно попробовать слиться с космическим энергетическим полем, черпая информацию о формах бытия. Интересно, что все релизы группы в принципе настраивают на прослушивание исключительно в позднее время суток. Отключая в своих апартаментах свет, оставляя лишь мигающие зеленые лампочки от бытовых приборов или оргтехники, следует прилечь на софу и наслаждаться таинственной атмосферой представленного Bohren und der Club of Gore потустороннего мира. Да и действие картины также происходит ночью или в сумерках – мысли, ассоциирующиеся с мотелем, полночным радио или закатом, так или иначе наталкивают нас на это. 

Мелодии, которые как бы случайно оказавшиеся здесь, кажутся этакими органическими дронами, а гитары превращаются в случайные заметки. Это один из тех релизов, когда глубоким басовым партиям отведена роль переднего плана, ведь нечасто встретишь альбомы, где бас является главным приоритетом музыкальных конструкций. Как принято считать, гитара – единственный идейный вдохновитель, но Bohren und der Club of Gore отлично доказывают обратное. Музыкальная композиция и окружающие детали на этой записи в значительной степени разделены на две части, так что вы можете почувствовать, что треки не совсем последовательны, особенно после долгих и медленных постукиваний ударных и грувовых раскачиваний гитар. Ярким примером являются треки «Dangerflirt Mit Der Schlaegerbitch», «Der Maggot Tango» или «Sabbat Schwarzer Highway», который, кстати, можно перевести как «Прямой Путь Black Sabbath». Да-да, как бы вам не хотелось видеть отсылку на этот тег в предтечах немецкого проекта, но намёки тут бессмысленны, это факт, жирную черту под которым провели сами Bohren und der Club of Gore.

Прошло 20 лет со дня выпуска этого релиза и что же? Очень удачно был реализован план по созданию нового жанра, ведь если вдуматься, за прошедшее время мало что изменилось. Конечно, начинку "Gore Motel" сегодня сложно назвать свежей, но тот факт, что она актуальна и оригинальна, это однозначно. 

 
Bohren und der Club of Gore

В 1995 году увидела свет одна из самых сомнительных пластинок того времени – «Midnight Radio». Готовьтесь к труду и обороне, ведь только первый трек выходит за пределы нашего понимания – 22 с половиной минуты настоящего, угрюмого, кропотливого и тихоходного мистического джаза! Это инструментальное безумие выстроено по схеме целенаправленного сверления вашего мозга, ведь следуя из названия проекта, слово "bohren" означает "бурение", которое ассоциируется у музыкантов с образом 30-ти миллиметрового сверла, медленно прокладывающего себе путь в массивной стальной пластине. Вот только вместо пластины находится наш мозг, поэтому не каждый сможет вынести все 11 композиций этого гипнотического хоррора. «Midnight Radio» - это что-то грязное и гнилое, скрывающееся за тонкой и нежной стенкой фасада. Ну а что же обложка? 

С высоты птичьего полёта мы видим яркие огни ночного города и магистраль, по которой, громко жужжа моторами, обгоняя друг друга, спешат водители автомобилей, сверкая своими жёлтыми фарами. А здания, расположенные вдоль трассы, игриво флиртуют с ними зажжёнными окнами, словно обмениваясь мгновенными сообщениями. Возможно, это и есть пик антенны, откуда вещает наше полночное радио. Удивительное визуальное послание, полностью раскрывающееся музыкально. 

Здесь произошёл определённый перелом в звуке Bohren und der Club of Gore. Релиз держит пустынный бас и характерные ударные, присущие предшественнику, но накапливает в их окружении больше гитарных рисунков. Урезанные минорные аккорды и потоки замедленного темпа одновременно прививают «Midnight Radio» эмоции одиночества и красоты. Действительно, гитары стали более заметны в этой записи, использовано больше эффектов и экспериментов. Тёплый гитарный тон резко контрастирует с упорным басом и ритмичным тиканьем барабанов. На самом деле эти первые два альбома имеют много общего: оба чрезвычайно тёмные, очень амбициозные и слишком длинные. Энигматическая музыка, превращающаяся ваше настроение в жирный восклицательный знак. Вы можете слушать «Midnight Radio» и днём, но вы всё равно будете ощущать, будто бредёте глубокой ночью по пустынным улицам мегаполиса. 

И скорее всего, прав был Санчо Панса, персонаж романа «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса, сравнивая сон и смерть таким образом: «Одним только плох крепкий сон, говорят, что он смахивает на смерть». Такой сон можно назвать двоюродным братом смерти и всё, что представляет нам «Midnight Radio», можно испытать на себе: альбом нежно затягивает нас в пустоту своими ледниковыми, вихревыми аккордами, обещая сладкое освобождение из плена часов. Ну а медленно тянущаяся басовая линия, на которой держатся почти все композиции, отчего кажется словно наступила вечность, выполнит свою задачу, постепенно загипнотизировав вас. И лишь заключительный трек альбома произведёт тот самый последний щелчок, от которого вы пробудитесь и поймёте, что это был всего лишь сон. 

В 1996 году группу неожиданно покидает Рейнер Хенселяйт и лишь в 1997 году на его вакантное место приходит Кристоф Клёзер, одновременно заменивший гитару саксофоном. Эта перестановка кадров не могла не наложить свой отпечаток на следующую работу группы под заголовком «Sunset Mission», которая вышла в 2000 году.

 
Bohren und der Club of Gore

Здесь во всей красе раскрываются мягкие, пластичные клавишные, которые дополняют струящийся лучезарными партиями саксофон и разнообразная техника ударных. Но как могло быть иначе? Ведь это миссия заката – в последние часы обогреть тёплыми лучами солнца увядающую землю, которая скоро окажется под покровом ночи, и подбодрить людей хорошим настроением под конец рабочего дня, провожая их до своих жилищ или каких-нибудь общественно-увеселительных заведений, типа кафе, ресторана или бара, где можно в спокойной и непринуждённой обстановке поделиться впечатлениями, пережитыми за прошедшее время. 

Смесь волшебного эмбиента, умиротворённого фьюнерала и атмосферного джаза – из такой мозаики соткан «Sunset Mission». Пожалуй, это самая доступная для слушателя пластинка из всей дискографии Bohren und der Club of Gore, потому что не у всех хватит терпения в принципе слушать подобную музыку. Творчество немцев будет понятно скорее ценителю дарк-эмбиента, нежели джаза. И если предыдущие опусы навевали холодок смерти сродни летаргическому сну, то «Sunset Mission» - это альбом-откровение, альбом, который дарит яркие оттенки как предчувствие чего-то хорошего, например, появление новой жизни. Странно, что такой позитивный настрой, который испытываешь при прослушивании диска, омрачается грустной картиной. Ведь релиз снова рассказывает нам о жизни крупного индустриального города, окутанного промышленным смогом, издалека напоминающим никотиновую дымку, который пронизывает заваленные мусором улицы. Повествование идёт о бродяге и ночном гуляке, об ангелах и демонах, о тёмном сталкере и ночном волке, о тату-салоне, привлекающим внимание цветной неоновой вывеской. Для полной картины чёрного города не хватает разве что пасмурного неба с едва накрапывающим мелким дождём, который будет постепенно нарастать и романтично барабанить по крышам. «Sunset Mission» заслуженно попал в копилку моих фаворитов. Рекомендации к обязательному прослушиванию: «Prowler», «Midnight Walker», «Street Tattoo» и «Nightwolf».

Возврат к корням не заставил себя долго ждать. В 2002 году Bohren und der Club of Gore продолжают традиции, начатые на первых двух релизах. После вполне дружелюбного «Sunset Mission» музыканты берутся за «старое», издавая «Black Earth» с черепом на обложке, словно пытаясь запугать заранее и намекнуть, что это будет более мрачная хоррор-музыка.

Bohren und der Club of Gore
 

Несмотря на то, что все треки кажутся бесконечными и используют немного разные вариации одного и того же инструментария, отчего релиз превращается в ультра-медленный опус, плавно скользящий как улитка, от прослушивания «Black Earth» скучно не становится, потому что каждая композиция имеет своё собственное звучание. Повторяющиеся басовые линии, диссонирующие аккорды фортепьяно, мерцающий саксофон. Опус выдался более сдержанным, холодным и тёмным, чем другие работы группы. Пластинка заразительно вкусна, чувственна и завёрнута в равнодушную маску нигилизма. Это альбом-минимализм, альбом, пронизанный задумчивостью, сквозь которую просачивается сама тьма, скрывающая что-то зловещее. Релиз насколько жуток, настолько же и красив, мягок, безлик. Почти мёртвый, меланхоличный и траурный. Безусловно, этот диск является вершиной атмосферной музыки. 

И всё равно этот альбом - очередное ощущение идеального саундтрека к «Городу Грехов» или культовому сериалу 90-х «Твин Пикс» за авторством великого маэстро Дэвида Линча! Уверена, что если бы Bohren und der Club of Gore образовались раньше, они бы наверняка стали визитной карточкой его угрюмых сюрреалистических фильмов. В любом случае, «Black Earth» всецело отображает нуар (от французского noir означает "чёрный" роман), который широко распространился в начале xx века как в литературе, кинематографе, так и в музыке, но суть и задача этого жанра одна: запечатлеть атмосферу разочарования, пессимизма, фатализма, отрешённости и цинизма, которая была характерна для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Если ознакомиться с элементами, присущими течению нуар, то можно отметить строгое сходство с этим альбомом: ночные сцены, тусклое освещение и тени, нагнетание напряжения, город-лабиринт и его криминальная среда, действие, происходящее в мотелях, барах или закрытых залах, предназначенных для азартных игр, влажные от дождя улицы, запутанная хронология сюжета, граничащая с дезориентацией. Вам дана идея – остальное всё сказано в «Black Earth».   

 
Bohren und der Club of Gore

Спустя 3 года, в 2005-ом выходит новая пластинка коллектива под названием «Geisterfaust». Если кратко, то это совершенное сочетание музыки и молчания, как бы парадоксально это ни звучало. Использование долгих мгновений без звука можно назвать эквивалентом пустого пространства в скульптуре. Это музыка тишины. Обложка отошла от былого ракурса, ассоциации с этим цветком возникают исключительно положительные и жизнерадостные. Но внутри всё как всегда не столь тривиально. Со времён «Sunset Mission» музыканты нашли своё уникальное звучание через магическое влияние саксофона, оставляя далеко позади минималистичный эмбиент, унаследованный ими от ранних работ. Постепенно расширяя рамки своего творчества, немцы стали вдохновляться более развёрнутым джазовым содержанием и атмосферой нуара, открывая для себя возможности новых направлений. «Geisterfaust» несёт принципы сокращения и сжатия музыкальной платформы до крайности, звук кажется на первый взгляд скупым, но в то же время это своего рода зона эксперимента для других тонов цвета (например, туба, бас-тромбон, вибрафон). Но в любом случае новый диск по-прежнему отчётливо говорит о том, что мы слышим Bohren und der Club of Gore. Он такой же медленный, тягучий, капризный, его легко слушать, но трудно понять. Красиво и страшно, как и следовало ожидать, но хуже всего – где саксофон? А мы, как и раньше, продолжаем утопать, жадно глотая воздух, в этом жутком, меланхоличном мире. Наличие саксофона лишь в самом конце заключительной композиции гарантирует, что мало кому хватит терпения, чтобы испытать эмоциональную отдачу, дослушав до конца эти длинные по хронометражу треки. Но это не тот путь подхода к альбому, ведь путешествие важнее, чем пункт назначения. «Geisterfaust» успокаивает своим хладнокровным умиротворением и ледяным спокойствием. После успешного «Black Earth» новый опус определённо оттолкнул основную часть фанатов группы, завоёванных старыми записями. Но с другой стороны, немцы показывают, что готовы идти новыми горизонтами, не стараясь «перефразировать» свои прежние работы: это черта, которую стоило бы позаимствовать многим музыкантам.  

2008-ой год ознаменован выходом следующего диска «Dolores», который снова демонстрирует нам чёрные оттенки души Bohren und der Club of Gore.

Bohren und der Club of Gore

 

Альбом является во многом логическим продолжением и в некотором роде усовершенствованием предшественника. Использование призрачных хоров и звуков органа задали печальный и какой-то слишком религиозный тон, который доминирует на пластинке. Саксофон, тем не менее, частично восстановился после «Geisterfaust», это касается таких треков, как «Still am Tresen», «Unkerich» и особенно «Faul». Как обычно, диск наполнен минорной тональностью, отличающийся глубокой атмосферой скорби, хотя, возможно, именно с «Karin» группа написала свою первую счастливую песню. Каждая нота «Dolores» берёт крутые виражи, а каждый аккорд пропитан изрядной долей романтики. Скорее всего, вас разочарует один недостаток – это отсутствие агрессии. Той самой, которой был переизбыток в начале творческого пути музыкантов. Здесь чувствуется неиспользованный потенциал того периода, такой совсем юный и неряшливый Bohren und der Club of Gore, каким мы его тогда запомнили. 

Фоновая музыка в аспекте своего развития не может быть оценена в соответствии с обычными стандартами, просто потому что сей релиз - это супертяжёлая среда обитания, внутри которой зарождается что-то пугающее, то, чему ещё нет объяснения. Так вот «Dolores» – это даже не жанр или состояние бытия, это иная форма существования и мышления, это определение «настроения» музыки. Это та музыка, которая перенесёт вас в другой мир. Та музыка, которая растворяет реальность и ставит вас в своё собственное измерение. Это её персональные параметры и собственный пейзаж. В её власти не развлекать, но потреблять и требовать, чтобы каждой вибрации и каждому особому звуку было уделено самое пристальное внимание. Совсем не обязательно, чтобы вы старались искать определённый смысл во всём этом или расходовали свою энергию, пытаясь понять её. «Dolores» находится только здесь и сейчас, чтобы вдохновить вас, чтобы разбить оковы физического мира для незабываемых полётов в неосязаемом ранее пространстве. 

 

Bohren und der Club of Gore

И, наконец, последняя на данный момент пластинка «Piano Nights» увидела свет в 2013 году. После EP «Beileid» 2011 г. (где даже отметился сам Майк Паттон), траектория которого была чётко ясна и прямолинейна, ведь о его внутреннем содержании с удовольствием и в мелких деталях рассказывала чёрно-белая обложка с изображением похорон, то на «Piano Nights» было как-то странно наблюдать такую ничем не примечательную иллюстрацию к диску. Более того, многие поклонники группы стали отмечать, что музыкальная карьера Bohren und der Club of Gore медленно, но верно начала клониться к закату именно на этом альбоме из-за очевидного отсутствия эволюции в звучании. Нет, дело вовсе не в том, что этот релиз не удался, но действительно схематичная техника игры и композиторские конструкции стали не то, чтобы изживать себя, а скорее располагаться всё ближе и ближе друг к другу в своей идентичности. Просто удивление уже прошло, которое с лихвой заполняло своей экспрессивностью эмоциональные пробелы фанатов.  

В этот осенний, дождливый день строго рекомендуется холодный и медитативный джаз, представленный на «Piano Nights». На диске заметна всё та же подавляющая атмосфера, минималистичный саксофон, который ведёт за собой удручающе медленную ритм-секцию, но эта атмосфера лишилась своей зловещих ноток. Здесь также осталась былая торжественность, но эмоциональное впечатление, так или иначе, очень близко расположилось к чувству меланхолии. Это ещё один сборник мрачных, тёмных и медленных джазовых баллад. Несмотря на отсутствие новизны и продолжительное время звучания диска, нет ощущения тяжести. Заметно, что работа была проделана трудоёмкая и альбом как минимум приятно слушать, как всегда - ночью, с приглушённым светом и едва потухшим сознанием…  

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)