DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Крысиная мгла

Крысы: Ночь ужаса / Rats - Notte di terrore

Италия, Франция, 1984

Жанр: ужасы, фантастика

Режиссер: Бруно Маттеи, Клаудио Фрагассо

Сценарий: Клаудио Фрагассо, Херв Пиччини, Бруно Маттеи

В ролях: Оттавиано Дэлль’Акква, Джеретта Джеретта, Массимо Ванни, Джанни Франко

Похожие фильмы: «Крысы» (2003), «Пища богов 2», «Ад живых мертвецов».

Через сто лет после гигантской ядерной войны, опустошившей нашу планету, все люди разделились на две категории. Одни живут под землей, во тьме и ужасе, другие рыщут на мотоциклах по бесплодной поверхности.

Один из городов оказывается наводнен гигантскими крысами-людоедами, улавливающими запах крови. Это настоящие исчадия ада, и нет от них спасения ни на земле, ни под землей…

Итальянские ужасы второй половины прошлого столетия... Поклонник хоррора с увлечением припомнит «Ад каннибалов» Деодато и порождённые его скандальным успехом продолжения о суровых буднях людоедов, своей откровенностью даже сейчас способные шокировать неподготовленного зрителя, а уж в то время запрещенные в десятках стран и вызывавшие огромный общественный резонанс.

Другие ветераны жанра, горделиво переглянувшись, бросят короткое слово «джалло», в переводе с итальянского «жёлтый». Направление детективных триллеров, имеющее ряд характерных признаков, как, например, неизвестный убийца, с особой жестокостью расправляющийся со своими жертвами. Самым выдающимся творцом жанра стал Дарио Ардженто («Кошка о девяти хвостах», «Кроваво-красное» ). Но только всё это не то и отношения к сегодняшней картине не имеет совершенно.

Нельзя забывать и о классике зомби-муви, воплощенной в культовой киноленте «Город живых мертвецов» великого Лучио Фульчи, некоторые ужасающие натурализмом сцены которой запоминаются на всю жизнь.

Бруно Маттеи, один из создателей фильма, о котором речь пойдёт уже совсем скоро, снимал ужасы про каннибалов, обращался к теме ходячих трупов, порой отрывался по полной в очередном трэше, коих в его послужном списке было немало. Но в этот раз режиссёр использовал идею ещё незаезженную, что позволило сделать кино, выделяющееся из общей гаммы. Итак, встречайте: «Крысы: ночь ужаса».

Действие фильма разворачивается в постапокалиптическом мире. Люди в ходе ядерной войны уничтожили наземную жизнь и большую часть своих соплеменников, после чего выжившие были вынуждены искать спасения в катакомбах и туннелях, отстраивая заново крупицы былого величия. Но в подземной цивилизации установились строгие порядки, которые устраивали не всех, и некоторые смельчаки вышли на поверхность, навстречу хаосу разрушенных континентов. Так сложилось две расы людей: утончённые патриции, жители нижнего мира, и дикари, варвары, чья жизнь под солнцем представляет собой непрерывный поиск пропитания, борьбу с внешними условиями и возможными врагами (что, судя по боекомплекту, случалось нередко). Итак, именно группа из бравых дикарей становится основными героями фильма, с которыми камера нас незамедлительно знакомит после минутного созерцания постапокалиптической пустыни. Яркая компания недобайкеров с несколькими девицами, общим счетом одиннадцать человек, на мотоциклах и даже одном оборудованном БТР, направляются в ближайший город за удовлетворением естественных потребностей: еда, укрытие, контакт с возможными выжившими. Как водится, первого и второго нашли сполна, а вместо последних попались лишь несколько обглоданных трупов, причём, судя по характеру останков, довольно свежих. И много хищного вида крыс с красными глазами.

Далее, собственно, и начинается «ночь ужаса» - героям предстоит продержаться до рассвета в особняке, полном маленьких хвостатых мутировавших тварей, чей интеллект, конечно же, непропорционально вырос под воздействием радиации. По ходу сюжета будет развиваться внутрикомандный конфликт, когда один подленький «недомачо» захочет занять место нынешнего вождя, раз за разом внося смуту в относительно сплочённый коллектив и получая незаслуженное великодушное прощение. Кстати, многие персонажи получились довольно яркими: разбитная боевая негритянка по кличке «Шоколад»; истеричная блондинка, раздражающая окружающих постоянными воплями; половой гигант Люцифер со своей подружкой Лилит (которая, правда, отличилась только весьма неприятной смертью); упоминавшийся ранее изменник, по всем канонам жанра жестоко наказанный монстрами за своё предательство; загадочный йог с мистическим символом на лбу, еще помнящий, что когда-то читал книги; наконец, сам бравый главарь, с каменным лицом сжигающий из огнемёта облепленного крысами товарища и при помощи факела бесстрашно останавливающий целую волну агрессивных тварей, однако незадолго до финала показавший настоящие живые эмоции. Что можно сказать? Глубины проработки нет, но герои способны вызвать улыбку и даже сострадание, а это для трэша уже немало.

Сами ужасы показаны довольно однообразно (исключая гибель Лилит): крысы в основном падают из окон и с потолка, кучами валят героев с ног. Кровавых эпизодов не слишком много, давящей атмосферы нет. Могла быть, но разрушается наивными ситуациями.

Интерес поддерживает и стандартное желание узнать, кто же выживет. Пушечного мяса среди персонажей нет, но крысы уменьшают их число безжалостно и регулярно, примерно с тридцатой минуты. Часто начинает казаться, что вот сейчас стартует самое страшное, и кто-то действительно гибнет, но испугать и впечатлить зрителя почти не удаётся. Сцена перехода через скопище тварей не сравнится с аналогичной в хичкоковских «Птицах».

Из постапокалиптического антуража в фильме представлены обыкновенная пустыня и разрушенный мегаполис. Поскольку от последнего показали пару кварталов, смеем предположить, что в качестве местности использовался неблагоприятный район на окраине обыкновенного города. А значит, пейзажи глаз особо не радуют. Из музыкального сопровождения хотелось отметить мелодию во время обнаружения трупов прежних обывателей, ну и в финальной сцене нечто интересное, в основном же музыка была лишь неприметным фоном, изредка напряжённым, ладно, хоть не отвлекала.

Кстати, о финале. Он почти гениален, непредсказуем и уж точно никого не оставит равнодушным. Изящная точка в произведении всегда значит немало.

Итак, перед нами наивный постапокалиптический полутрэш, которому для звания полного не достаёт «мяса» и обнажёнки, а от последствий самой катастрофы остались лишь концепция, да пара абсолютно скучных повседневных пейзажей. Персонажи выдают диалоги умилительно пафосные и порой нелогичные, атмосферу трудно назвать давящей, убийства не отличаются жестокостью, а нападающие сверху крысы выглядят... странно. Вместе с тем, колорит фильмов ушедшей эпохи, несколько запоминающихся сцен, яркие типажи и отличная концовка - делают это кино однозначно заслуживающим внимания ценителей жанра, и в особенности, поклонников творчества итальянских мастеров и маэстро Маттеи в частности, ведь данная картина - вероятно, лучшее его произведение.

P.S. Кстати, конец света по итогам ядерной войны мистер Маттеи пророчил в 2015 году... Значит, опять ждём?

Комментариев: 7 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 04-01-2013 19:33

    Ознакомиться с классикой всегда любопытно, даже если фильм не оправдает ожиданий. Зато наверняка обойдется без компьютерных спецэффектов.

    Учитываю...
  • 2 Caspian 23-12-2012 00:33

    Задумка фильма хорошо, вот только реализация подкачала.

    Учитываю...
  • 3 Dee-Dee 20-12-2012 14:29

    Маттеи с Фульчи и рядом не стоял, разумеется.

    Я имею в виду их творчество, в жизни то стоял, конечно. )))

    Учитываю...
  • 4 Парфенов М. С. 20-12-2012 14:09

    А я вот не ценитель, видимо. В свое время взял лицуху для ознакомления с классикой, но увидел довольно слабое и скучное кино. Тот же Фульчи и мне видится гораздо более интересным и мастеровитым художником.

    Учитываю...
    • 5 Dee-Dee 20-12-2012 14:29

      Маттеи с Фульчи и рядом не стоял, разумеется. Просто я очень лояльно отношусь к подобным фильмам.

      Учитываю...
  • 6 Dee-Dee 20-12-2012 10:41

    Один из лучших фильмов Бруно Маттеи, которого Фульчи презрительно называл маляром. Я испытываю нежные чувства по отношению к итальянским постапокальным поделкам, поэтому данный фильм посмотрела с удовольствием.

    Учитываю...
  • 7 Илья Пивоваров 20-12-2012 00:32

    Судя по описанию - гибрид "Безумного Макса" и третьей части "Крыс" Джеймса Герберта. Однако, все же стоит глянуть.

    Учитываю...