ССК 2018

Культ Ктулху / Acolytes of Cthulhu (антология)

Составитель: Роберт М. Прайс

Жанр: лавкрафтианский хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Мастера магического реализма

Год издания: 2016 (в оригинале — 2000)

Перевод: А. Осипова

Похожие произведения:

  • другие антологии «ктулхианы»

Американец Роберт Прайс умудряется совмещать обширную научную деятельность в области теологии и библеистики с исследованиями творчества «джентльмена из Провиденса», на которое он иногда даже ссылается в своих многочисленных религиоведческих трудах. На сегодняшний день Прайс является редактором-составителем около трех десятков ктулхианских антологий, знакомство с которыми для русскоязычного читателя началось в 2013 году со сборника «Новый круг Лавкрафта».

И вот, три года спустя мы вновь имеем возможность увидеть многообразие лавкрафтианского хоррора, благодаря еще одной антологии Роберта Прайса, которая в русском переводе получила название «Культ Ктулху». Оригинальное же название сборника — «Аколиты Ктулху», подразумевает, что под одной обложкой собраны творения служителей культа Спящего Древнего, а вернее, культа Говарда Филлипса Лавкрафта — одного из самых гениальных мифотворцев двадцатого века...

Итак, для данной антологии Роберт Прайс отобрал двадцать восемь текстов, написанных в разные годы . Среди «аколитов» нашлось место таким популярным сегодня именам как Нил Гейман и Хорхе Луис Борхес, однако большая часть сборника представлена авторами, практически неизвестными русскоязычному читателю.

Открывает сборник рассказ Эрла Пирса-младшего «Рок дома Дарейя», связанный с «Мифами» лишь упоминанием имени Людвига Принна — автора гримуара «Мистерии Червя», придуманного Робертом Блохом. В остальном же, это классическая готическая история о вампирах и родовом проклятье, имеющая, однако, очень неожиданный финал.

Идущий следом рассказ «Седьмое заклинание» за авторством Джозефа Пейна Бреннана представляет собой довольно незатейливое повествование. Главный герой Эммет Телквист, обнаружив в библиотеке покойного дяди книгу под названием «Истинная магика», решает применить на практике заклинание по вызову демона, который в случае правильно проведенного ритуала «даст богомерзкую силу, так что слуга его станет богат и возвысится надо всеми соседями».

Текст под названием «Из бездны древней, нечестивой» — плод соавторства Роберта Прайса и Хью Кейва. Это произведение впервые было опубликовано в переиздании антологии 2005 года, где заменило незавершенный рассказ К. М. Эдди-младшего «Black Noon». История начинается с того, что антрополог Питер Маклин решает проникнуть в тайны некоего загадочного гаитянского культа. В этом рассказе особенно подробно и интересно показаны обряды инициации в секте Великих Древних.

Короткая история Дуэйна Раймела «Драгоценности Шарлотты», несмотря на очень простой сюжет, особенно примечательна, ведь это единственный текст в антологии, который читал сам Лавкрафт и внес в него некоторые поправки. Кстати, Лавкрафт же и выступал в качестве соавтора Раймела в небезызвестной вещи «Дерево на холме».

Далее эстафета передается Мэнли Уэйду Уэллману и его «Литерам холодного пламени». Это достаточно динамичный рассказ, начинающийся с убийства, поводом для которого послужила загадочная книга Школы Глубин, позволяющая ее владельцу свободно перемещаться по различным измерениям. «Ужас Векры» Генри Хасса — очень лавкрафтианская по духу вещь, повествует о двух друзьях, которым лицом к лицу придется столкнуться с богомерзкой тайной маленькой деревушки под названием Векра...

В компании аколитов Ктулху нашлось место и Эдмонду Гамильтону, наиболее прославившемуся своими произведениями в жанре «космическая опера». Роберт Прайс включил в сборник рассказ Гамильтона «Разум Земли», в котором группа ученых обнаруживает в Арктике «мозг» нашей планеты — Земля оказывается мыслящим, живым существом. Однако это открытие обернется как для самих ученых, так и для всего человечества настоящей катастрофой. В предисловии к «Культу Ктулху» Прайс приводит любопытный отрывок из письма Кларка Эштона Смита Лавкрафту, касающийся этого рассказа: «Эдмонд Гамильтон, черт его побери, совершенно испоганил идею, похожую на ту, которую как раз обдумывал я: рассказ под названием «Лунный разум”, в котором шла бы речь о гигантском живом мозге, расположенном где-то в центре Луны».

«Воля Клода Эшера» С. Холла Томпсона является, по нашему мнению, «жемчужиной» антологии. Сюжет рассказа строится вокруг Клода Эшера, младшего сына священника. С детства Клод занимался черной магией, а годы спустя поступил в Мискатоникский университет лишь для того, чтобы получить доступ к запретным фолиантам, хранящимся в университетской библиотеке. Клод Эшер — настоящий демон во плоти, приносивший горе всем, кто его окружал, с самого своего рождения и привыкший добиваться желаемого любыми методами. Этот рассказ, прежде всего, ценен своей атмосферой холодного ужаса и безвыходности, умело создаваемой автором с первых же строк.

Следующий за этим текст «Последняя война» принадлежит перу Дэвида Келлера, постоянного автора журнала «Weird Tales». Нашему читателю Келлер может быть знаком по таким рассказам как «Восстание пешеходов», «Тигрица», «Наследственность» и двум другим хоррор-рассказам, выходившим в малотиражных антологиях — все эти произведения довольно высокого качества. Но «Последняя война» без преувеличений является худшим рассказом сборника. Здесь Ктулху обитает на Сатурне, и, решив как-то раз захватить Землю, он превращается в женщину...

После «Последней войны» Прайс поместил сразу два рассказа Артура Пендрагона, объединенных общим местом действия — местностью неподалеку от реки Пенобскот в штате Мэн. В «Ужасе Данстебла» рассказывается о том , как свершилось проклятие, наложенное на весь род Варнумов индейским колдуном. «Адская колыбель» также повествует о страшной судьбе семейства Коллум, члены которого обязаны против своей воли оберегать и растить настоящего вурдалака.

Творчество следующего автора, Стефана Алетти, представлено тремя произведениями: «Последний труд Петра Апонского», «Око Хора» и «Комната в подвале». Все три рассказа оставляют приятное впечатление, но «Комната в подвале» — более оригинален; из него читатель узнает, как связаны семь зверских убийств, произошедших в Лондоне, и основатель Спиритуалистического общества Челси, сэр Гарольд.

Из Лондона можно отправиться на остров Пасхи вместе с Джоном Глэсби — в его рассказе «Миф» тайна статуй Моаи гармонично вписывается во вселенную Великих Древних. Свое слово среди аколитов сказал и выдающийся аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес рассказом «Есть многое на свете». Это маленькое произведение имеет вполне лавкрафтианские сюжетные ходы: главный герой получает в наследство поместье и сталкивается там с невыразимым ужасом, однако сам неповторимый стиль Борхеса придает рассказу какой-то совершенно особый шарм.

Рассказ Рэндалла Гаррета «Безвременный ужас», на первый взгляд, представляет собой канонического представителя «Мифов Ктулху», но его финал настолько необычен, что может слегка шокировать и даже напугать...

«Они возвращаются» — юношеская проба пера С. Т. Джоши, одного из самых известных специалистов по Лавкрафту, автора монументального биографического труда «Лавкрафт. Жизнь и творчество». В этом произведении явно ощущается влияние Августа Дерлета.

Текст Джона Кауфмана «Джон Леманн совсем один» смело можно назвать еще одной лучшей вещью сборника и поставить в один ряд с «Волей Клода Эшера». Главный герой, простой деревенский житель, рассказывает о необъяснимой трагедии, случившейся с его другом детства Джоном Леманном и его женой Кэрри. Этот рассказ прежде всего следует отметить за его гнетущую атмосферу и психологизм, а многие вопросы, которые так и останутся без ответов, придают событиям особую реалистичность.

Роберт Прайс причислил к аколитам Ктулху и великого австрийского писателя-экспрессиониста Густава Майринка, чей рассказ «Фиолетовая смерть», вошедший в антологию, впервые был опубликован в 1901 году, когда до творческого становления Лавкрафта было еще далеко. Но выбор Прайса, конечно же, не случаен — «Фиолетовая смерть», особенно в начале, действительно очень напоминает лавкрафтианскую историю.

Ричард и Франклин Сирайты в своем рассказе «Туманы смерти» пополнили уже и без того внушительный ктулхианский пантеон новым Древним по имени Пнеф-Тааль. Закончить книгу Роберт Прайс решил на веселой ноте, завершая ее юмористической историей от Нила Геймана на «инсмутскую» тематику под названием «Особое шогготское».

В заключении нужно сказать спасибо Роберту Прайсу за еще одну качественную подборку ктулхианских текстов. 

Конечно, антология «Культ Ктулху» не идеальна (как и большинство жанровых антологий), однако по прочтении она оставляет очень хорошее впечатление и не заставляет жалеть о потраченном на нее времени.

Несомненно, Роберту Прайсу хватит материала еще на десятки и сотни антологий, ведь Культ Ктулху развивается и сегодня, включая в свои ряды все новые и новые поколения аколитов!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх