DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Куда бы постучать?

Без окон, без дверей / No Doors, No Windows (роман)

Автор: Джо Шрайбер

Жанр: ужасы, мистика

Издательство: Центрполиграф

Серия: Мастера остросюжетного романа

Год: 2011

Без окон, без дверей

Писатель в связи с теми или иными неприятными событиями возвращается в затерянный на просторах Новой Англии городок, где прошло его детство, и сталкивается там с «невыразимым ужасом», обычно имеющим отношение к тайнам этого самого городка, похороненным в далеком прошлом. Знакомая диспозиция? То-то и оно. Полагаю, скоро в западной литературе ужасов, да и в отечественной, сколь ни мала она, книги об этом можно будет выделять в отдельный поджанр. Скажем, «возвращение-домой-хоррор» или «помни-свои-корни-хоррор». К столь замечательному подвиду относится и роман Джо Шрайбера «Без Окон Без Дверей». Главный герой, мечтавший о карьере писателя, но ставший в большом городе весьма успешным автором поздравительных открыток (как выяснилось из книги, за бугром это считается чуть ли не образцом американской мечты), приезжает на малую родину похоронить отца и, переполненный ностальгией, принимается активно ворошить прошлое, мрачные призраки которого агрессивно таращатся на него изо всех темных углов. Но наш герой парень не промах, он взламывает секрет за секретом, разгадывает загадку за загадкой и в конце концов, перебудив чуть ли не каждое мало-мальски уважающее себя зло в округе, достигает катарсиса, получив не только ответ на все вопросы, но и кучу бонусов в придачу, включая полноценное семейное счастье.

Скажу сразу, книга не так уж и плоха. Просто нужно браться за нее, будучи готовым к стандартным ситуациям, стандартным образам, стандартным сюжетным поворотам - и ни в коем случае не надеяться на нечто оригинальное. Его тут нет: Джо Шрайбер спустился в рудник, в котором уже давным-давно выработана вся ценная порода, и остервенело долбит киркой стены, добывая вместо платины самый банальный уголь. Но ведь уголь — тоже вещь нужная и полезная, и потому нам остается лишь поблагодарить господина Шрайбера за то, что ему не вздумалось строить свою литературную карьеру на торговле навозом (да-да, могло быть и такое!)

Даже драматическая составляющая книги вторична насквозь: у главного героя, Скотта Маста, есть брат Оуэн, горький пьяница и мизантроп, переполненный завистью и плохо скрываемой ненавистью к Скотту, добившемуся материального благополучия и кое-какой известности. У Оуэна имеется сын Генри, маленький мальчик, которому катастрофически недостает отцовского внимания и родительской любви (его мать сбежала много лет назад — по крайней мере, так говорит Оуэн). Скотт, гостящий у брата, становится для Генри эдаким «лучом света в темном царстве» - он проводит с мальчиком много времени, играет с ним, беседует на все интересующие ребенка темы и вскоре занимает в его сердце то место, которого оказался недостоин родной отец. Но это не единственный треугольник в книге — их там вагон и тележка, этих треугольников.

Без окон, без дверейСкотт Маст так или иначе связан с каждым страшным секретом своих земляков, а все они вертятся вокруг строения, известного в округе под названием «Круглый Дом». Собственно говоря, именно к нему и относится это самое «без окон, без дверей», вынесенное в заглавие романа. Хотя, если вы при прочтении аннотации рассчитывали на жуткий дом буквально без каких-либо отверстий в стенах (надо полагать, автор обложки западного издания попался на эту же удочку), то вас ждет разочарование - «окон и дверей» нет не в самом здании, а в секретном помещении внутри него, в котором-то и заключена самая суть семейного проклятия Мастов и средоточение городского зла. Не совсем понятно, зачем бы кто-то стал делать в чулане окна, но отсутствие дверей, несомненно, свидетельствует о нешуточной мощности потусторонних сил, в чулане прячущихся. Еще одно подтверждение их серьезности — наличие призрака мертвой девочки, являющегося практически главным антагонистом. Мертвые зловещие девочки неизменно выступают в качестве основного пугающего фактора в мировом хорроре, тут уж ничего не поделаешь, и Джо Шрайбер тоже попал под влияние их неослабевающего шарма.

Подведем итоги: откровений в романе нет, сногсшибательной атмосферы нет, ярких, выпуклых персонажей нет, лихо закрученного сюжета нет. Что наличествует? Стандартная, десятилетиями проверенная интрига, стандартный, испытанный тысячами страниц набор действующих лиц и ситуаций. Но самое главное — небольшой объем. Благодаря ему, роман без проблем проглатывается за пару вечеров или в поезде во время путешествия на юг, не успев ни утомить, ни надоесть. Можно сказать, эталонное чтиво.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)