ГОЛЕМ

Проклятие Аннабель / Annabelle

США, 2014

Жанр: ужасы

Режиссер: Джон Р. Леонетти

Сценарий: Гари Доберман

В ролях: Аннабелль Уоллис, Уорд Хортон, Элфри Вудард, Тони Амендола

Похожие фильмы:

Чета Гордонов ждет появления ребенка, когда на их дом совершает нападение безумная дочка соседей. Оправившись от шока, Гордоны переезжают в город, но вскоре в их квартире появляется кукла, что была в руках у той сумасшедшей в момент гибели…

Бывают в истории кино сиквелы-продолжения, приквелы-предыстории и спин-оффы — истории об эпизодических персонажах основной картины. «Проклятие Аннабель» представляет собой довольно редкий образчик — спин-офф-приквел, ибо речь в нем идет не о героях снискавшего громкую славу «Заклятия», а о жутковатой кукле, что красовалась в витрине «музея ужасов» четы Уорренов. Идея довольно спорная, но победителей не судят — в первую неделю проката фильм про страшную куклу собрал более 37 миллионов долларов — почти столько же, сколько «Исчезнувшая» Финчера, и это при скромном бюджете в пять миллионов долларов — уж с доходностью «Аннабели» Финчеру будет сложно тягаться. Заслужен ли этот успех, или же «Аннабель» лишь сыграла на поле популярности «Заклятия»? Давайте разбираться.

Режиссера «Проклятия Аннабель» Джона Р. Леонетти впору назвать «королем сиквелов», ведь помимо богатой операторской фильмографии в его резюме — парочка сериалов да сиквелы, причем довольно сомнительного качества — «Смертельная битва 2» (1997) и «Эффект бабочки 2» (2006). Едва ли можно было надеяться, что режиссер вдруг возьмет и прыгнет выше головы. Не многого стоило ждать и от лидеров актерского ансамбля — Аннабелль (!!) Уоллис и Уорд Хортон мелькали до этого на телевидении в ролях вроде «девушка в баре» или «брокер номер 3».

Трудно претендовать «Аннабели» и на новизну раскрытия темы — львиная доля оригинальности фильма осталась в «Заклятии», а историй про мстительных духов, преследующих «обычную американскую семью» снято уже столько, что не перечесть — одних «Паранормальных явлений» уже пять штук. Демонические куклы? Что нового можно сказать на эту тему после бесконечных франшиз вроде «Повелитель кукол» и «Детская игра»?

Похоже, у «Проклятия Аннабель» остался всего один козырь, и авторы фильма разыграли его по полной программе. Речь идет о сходстве фильма с гениальным «Ребенком Розмари» (1968).

На преемственность с шедевром Романа Полански указывает слишком многое — и тема преследования беременной женщины демоническими силами в многоквартирном доме, и вводная сцена, где героиня видит по телевизору репортаж об атаке секты Чарльза Менсона, жертвами которой стала жена Полански вскоре после выхода «Ребенка Розмари», и даже недвусмысленная игра с именами — фамилия героев Гордон совпадает с фамилией актрисы Рут Гордон, мужа героини зовут Джон, как и Джона Кассаветиса, а саму героиню зовут Миа. Как не вспомнить об исполнительнице главной роли в «Ребенке Розмари» Миа Ферроу?

«Ребенок Розмари» блестяще эксплуатировал страхи беременной женщины, а это куда более узкая, но более выигрышная тема, чем просто завывания очередного демона в очередном доме в пригороде. И если сцена нападения безумцев на Гордонов в прологе практически копирует историю гибели жены Полански, то с момента переезда героев из пригорода в многоквартирный дом повторяется практически все — сама атмосфера, дискомфорт, который испытывает героиня, привыкшая к большому дому, от жизни в тесном помещении, сцены посещения гинеколога, антикварная лавка за углом с книгами по оккультизму, мелькающий силуэт рогато-хвостатого сами-знаете-кого, и даже развязка фильма — все это настолько напоминает «Ребенка Розмари», что даже тянет назвать «Проклятие Аннабель» вольным ремейком. При этом основная угроза для героев исходит не от прилизанных старичков-сектантов, а от страшноватой куклы, но главный конфликт остается неизменным — беременность и рождение ребенка — это величайшее чудо, но и величайший стресс, с которым сталкивается практически любая семья.

Леонетти также хватило духу не показывать двигающуюся куклу — иначе прямой ассоциации с комической куклой Чаки было бы не избежать. Вместо этого в ход идут старые добрые призраки — и сцены с ними сняты просто, но эффективно — а сцена в подвале с никак не желающим ехать лифтом реально пробирает до дрожи. И здесь уже стоит похвалить человека-«Пилу», человека-«Астрала» и человека-«Заклятие» Джеймса Вана, который довел до совершенства свой метод «пугать, не показывая», и, к слову сказать, использовал куда более тонкие методы, чем Леонетти — так, сцена с «рогатым чертом», высовывающимся из-за плеча главного героя в «Астрале», бьет по нервам как раз за счет своей краткости, в то время, как в «Проклятии Аннабелль» черти присутствуют в избыточном количестве. Стоило ли Вану уходить в область большого блокбастерного кино — вопрос отдельный (какая непростая судьба сложилась у проекта «Форсаж 7» после гибели ведущего актера слышали, наверное, все), но и с его уходом магической формулы — невыносимого ожидания страшного посреди усыпляющей обыденности — хватило «Аннабель» для успеха.

Наконец, вспомним о главной «актрисе» фильма — той самой титульной кукле (имя которой жутковатым образом принадлежит актрисе Аннабелль Уоллис). Учитывая неподвижность куклы, хвалить аниматоров или кукловодов тут не за что, но стоит признать, что выглядит кукла пугающе — в отличие от «невинного» Чаки — причем настолько пугающе, что трудно поверить, что героиня по своей воле решает разместить это страшилище в детской. Трудно объяснить и реакцию героев, когда они обнаруживают якобы выброшенную куклу в своей новой квартире. «Что ж, это знак!» — вздыхают герои, и радостно усаживают куклу на почетное место на полке. Оставим это на совести условности жанра. Зато кое в чем авторам удается хоть чуть-чуть, но сломать старые клише — когда священник в дождь везет проклятую куклу на заднем сиденье автомобиля в ночи, мало кто из зрителей поверит, что он доберется домой в целости и сохранности.

Резюмируя, получаем, что «Проклятие Аннабель» удачно сыграло как на коммерчески проверенных приемах «родоначальника» истории Джеймса Вана, так и на близости к сюжетно не так затасканному, как «Паранормальные явления», «Ребенку Розмари». Невероятным образом зритель это «считывает» — иначе чем еще объяснить успех не самого лучшего приквела, да еще и в соперничестве с новым шедевром Финчера? Остается порадоваться за продюсеров, вложившихся в «Заклятие» и «Проклятие Аннабель» — теперь эта новая франшиза так просто не остановится. А зрители еще раз доказали, что качественные хорроры способны собирать кассу получше иных блокбастеров. От этого поклонники хоррора только в выигрыше.

Так что кукольное личико Аннабель сделало свое «черное дело». Остается только до боли вглядываться в ее безжизненное лицо в финале фильма, чтобы с замиранием сердца гадать — шевельнется или нет? А вы как думаете?

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх