DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Кукольный домик из песка и тумана

Название: Кукольный Домик / The Sandman: the Doll’s House

Автор: Нил Гейман

Издательство: Эксмо

Год: 2011

Вот и пришло время поговорить о «Кукольном домике», втором томе «Песочного человека» бесконечной эпопеи Нила Геймана. Бесконечной потому, что такие истории не завершаются на последних страницах, не обрываются с последним сказанным словом. Они продолжают звучать и жить до тех пор, пока у людей есть уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы читать. Это та самая настоящая литература, которая не допускает лжи и фальши, которая способна делать нас с вами лучше и чище. И не важно, что вместо сплошь заполненных буквами страниц перед нами – рисунки с подписями. Это не имеет значения, как не имеет значения одежда, в которую одеты писатели, или цвет, в который покрашены стены их домов. Важны лишь истории, вымышленные судьбы вымышленных миров, служащие отражением реальности и пояснением к ней. В конце концов, только поэтому на протяжении веков популярность воображаемого, фантастического не только не ослабевала, но, напротив, непрерывно увеличивалась – извечная потребность человечества в сказках и легендах выросла в огромный, мощнейший литературный пласт, наполнила глубочайший бассейн мифов, к которому все мы так или иначе имеем отношение, и из которого, кстати говоря, Нил Гейман, ничего не стесняясь, черпает большим ковшом.

История Морфея, Повелителя Снов, начинается в «Кукольном домике». Именно здесь, в семи непохожих друг на друга новеллах зарождается эпическое сказание о смертных и Вечных, о враждующих богах и падших героях, о неповторимом многообразии вселенных. В «Кукольном домике» впервые сплетаются сюжетные нити, которым суждено будет протянуться через все последующие тома.

Морфей, вырвавшийся из заточения, вернувший себе атрибуты власти и былое могущество, наконец возвращается в мир снов, где узнает, что за время его долгого отсутствия несколько опасных ночных кошмаров вырвались в обычную реальность и натворили немало зла. Чтобы по возможности исправить это зло и предотвратить дальнейшие беды, Морфей отправляется на поиски своих блудных сынов.

Открывается том прологом «Сказания в песках», короткой легендой, рассказанной посреди бескрайней пустыни. Даже здесь, в царстве мертвого песка, истории гораздо важнее всего остального – ведь ничто, кроме них, не способно превратить мальчика в мужчину. В древние времена Морфей часто бродил дорогами смертных, и на его пути среди великого множества препятствий возникала даже любовь.

В первой новелле, одноименной с названием всего тома, имеют место завязки двух параллельных сюжетных линий, которым потом придется не раз пересечься. С одной стороны, мы видим реальный мир, где Роза и Миранда Уокер прилетают в Англию, чтобы встретиться с загадочной женщиной по имени Юнити Кинкейд, а с другой – мы видим сны Розы, полные странных существ и не менее странных бесед: Морфей выслушивает доклады о состоянии дел в своем царстве и приходит к выводу, что ему угрожает страшная опасность. Мы узнаем о связи, что существует между ними, а в финале нам (но, к сожалению, не несчастной Розе) вполне популярно объяснят, почему следует бояться того, что притворяется человеком по имени Коринфянин.

Второй сюжет, «Вселение» расскажет о том, как юная мисс Уокер отправилась на поиски своего давно пропавшего брата и поселилась в обычном доме, полном крайне необычных обитателей. Сон и явь начинают сплетаться все сильнее, и уже не всегда возможно отличить одно от другого, но Гейман, будучи истинным мастером своего дела, именно этого и добивается.

«Домик для игр» – третий эпизод. Морфей отправляется на битву с первыми из сбежавших кошмаров. Они обитают в сознании мальчика по имени Джед, которого держат в подвале опекуны-садисты. Роза Уокер, путешествующая в компании одного колоритного джентльмена, вынуждена остановиться на ночлег в тихом придорожном мотеле. Ни ей, ни ее спутнику невдомек, что совсем скоро здесь начнется очень и очень необычное мероприятие.

«Люди доброй удачи» – потрясающая сказочная притча вполне в духе Геймана. Это интерлюдия, никак не связанная с основной сюжетной линией. Много столетий назад, в одной английской таверне нашелся чудак, который отказался верить в то, что однажды умрет. Просто потому, что жизнь, какой бы суровой она ни была, гораздо интереснее и увлекательней смерти. По воле слепого случая, когда он высказывал друзьям свои идеи в хмельной застольной беседе, рядом оказались Морфей и его очаровательная бледная сестра, уже знакомая нам по «Шелесту ее крыльев». У Вечных свои причуды: Смерть обещает брату не приходить за невоздержанным на язык фантазером до тех пор, пока тот сам не возжелает этого всем сердцем, а Властелин Снов из чистого любопытства договаривается с бедолагой о встрече на этом же месте – ровно через сто лет. Так завязывается, пожалуй, самое долгое знакомство в истории рода людского и рождается захватывающая городская легенда. В итоге Вечный получит от общения с (бес)смертным гораздо больше, чем рассчитывал. Впрочем, иначе и быть не могло.

«Коллекционеры». Второй беспрекословный шедевр в «Кукольном домике» - и снова типично геймановская вещь: невероятная, яркая идея в сочетании с простым, но эффектным исполнением. Серийные убийцы из США и Европы съезжаются на конвент в небольшой мотель, затерянный посреди американской глуши. Программа, как и полагается на подобных мероприятиях: круглые столы, доклады, выступления, кинопоказы – ничего необычного, но каждый из участников прячет в себе опасного зверя, безжалостного убийцу. Расчленители, насильники, людоеды, пытающиеся в обществе себе подобных отыскать оправдание своим чудовищным, уродливым жизням. Все они лишь притворяются людьми, но только один не может называться человеком даже по праву рождения. За ним-то и явится на конвент загадочный бледный субъект в черном плаще, а забрав его, покарает остальных собравшихся самой страшной из возможных кар – правдой. Правдой о том, что они являют собой, правдой о смысле их существования. И уже никакие красивые слова, никакая недобрая слава, никакой ужас в глазах беззащитных жертв не смогут эту правду заглушить – она будет звучать в их ушах постоянно, звенеть похоронным колоколом, страшнее любых судебных приговоров.

Шестая новелла, «В ночи», полна снов и кошмаров, и тайных желаний, и страшных признаний, и скрытых, но неотвязных воспоминаний. Каждый сон – история, а Гейман – непревзойденный рассказчик. Здесь все раскроется, но не все решится: как и полагается, развязка предусмотрительно оставлена для последнего выпуска.

«Потерянные сердца». Завершающий эпизод «Кукольного домика». Сюжет упирается в свое логическое завершение, и эта предсказуемость немного смазывает в общем благоприятное впечатление от финала. Все, кто должен был выжить, выживают, все, кому суждено было погибнуть, умирают. Мир снов спасен, Морфей вновь выходит победителем, а жертв удалось избежать. Правда, в самом конце нам недвусмысленно дают понять: не все так хорошо, как кажется, за всеми неприятностями стоят силы куда более могущественные, чем мы могли себе представить – очевидно, с ними нам придется иметь дело в третьем томе саги о Морфее. Если, конечно, этот третий том когда-нибудь выйдет на русском языке.

Об истории все. Что касается графического воплощения, то с последних глав «Прелюдий и ноктюрнов» оно не изменилось: над «Кукольным домиком» работала та же команда, а потому ждать особой новизны не следует. Добротно сделанные, профессиональные, но лишенные каких-либо изысков рисунки Майка Дрингенберга и Малькольма Джонса III, гениальные обложки Дэйва Маккина – то, что нужно для «Песочного человека».

Издание, как и прежде, превосходное, снабженное предисловиями Геймана и Клайва Баркера, послесловием автора и подробнейшими комментариями Михаила Назаренко – а без комментариев, сами понимаете, никуда: Нил Гейман подходит к бассейну мировых мифов с большим, просто огромным, ковшом. Впрочем, я об этом уже говорил. Кажется. Или это было во сне?

Удач вам, интересного чтения и захватывающих кошмаров!

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 05-04-2012 21:26

    Ну и сюжеты, одна новелла интереснее другой... Фантазия у Геймана что надо.

    Учитываю...