DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Легендарные ужасы писателя-легенды

КЛАССИЧЕСКИЕ УЖАСЫ — 6

Легенда. Рассказы (сборник)

Автор: Ричард Матесон

Составитель сборника: А. Лактионов

Жанр: хоррор, триллер, мистика, фантастика

Издательство: АСТ, Terra Fantastica

Серия: Классика литературы ужасов

Год: 2001

Похожие произведения:

Ричард Матесон в глазах широких читательских масс остался, по сути дела, автором одной книги. Так уж сложилось, что его роман «Я — легенда» знают не только любители хоррора, не только ценители фантастики. Впрочем, войти в историю с таким произведением нисколько не зазорно. Недаром «Я — легенда» был награждён в 2011 году премией Брэма Стокера как «вампирский роман столетия».

Этой историей открывается и сборник Матесона в серии «Классика литературы ужасов». Роберту Нэвиллу невесело живётся — возможно, единственному человеку на Земле, кого миновала чума вампиризма. Впрочем, нельзя сказать, что он справляется из рук вон плохо: противостоит кровопийцам он вполне успешно, причём не только обороняется, но и атакует!

Впрочем, несмотря на то что роман оказал значительное влияние на литературу ужасов, это всё же в первую очередь научная фантастика. Также и рассказы, вошедшие в сборник, далеко не всегда принадлежат к жанру хоррор. Есть среди них тяготеющие к научной фантастике, но, как и следует ожидать, с «тёмным» привкусом.

Такого рода произведения — это и «Девушка моих грёз», и «Немой», и «Разбитый корабль». Посудите сами: главная героиня первого из вышеназванных рассказов обладает даром ясновидения. Правда, видения девушке приходят не любые, а лишь те, что связаны с несчастными случаями, грозящими летальным исходом. На этом и пытается делать деньги её парень. В «Немом» поднимается вопрос о том, насколько вообще человек способен понимать другого человека. Мальчика Паала не может разгадать решительно никто — окружающие считают его немым, хотя на самом деле он в состоянии говорить. Он для них будто человек иной породы, если не сравнить его вообще с бессловесными тварями. Самому же Паалу просто нет нужды обращаться к звукам человеческой речи. А «Разбитый корабль» — и вовсе история о космических первопроходцах. Приближаясь к очередной планете, они заметили на её поверхности странный объект, который решили осмотреть. Вот те раз! — это потерпевшая крушение ракета, такая же, на какой сюда прибыли и сами космические путешественники! Но ведь в такую даль ещё никогда никто не добирался! Что же это за разбитый корабль, какие тайны таит он в себе?..

Есть в сборнике и несколько «страшных» рассказов с ощутимой долей иронии. «Дело в шляпе» — казалось бы, обыкновенная история о том, как становятся невидимкой, но всё повествование и финал её дают понять: автор всё это затеял не всерьёз. Занимательная загадка под названием «Никаких вампиров не существует!» даёт возможность различной трактовки происходящих событий. Действительно, как это может быть? — жена главного героя страдает от еженочных укусов вампира, но кровопийцу обнаружить не могут. Муж тоже однажды обнаружил следы от укусов на своей шее и даже позвал одного доктора, чтобы с его помощью выследить вампира. Развязка истории весьма неожиданна и остроумна. Рассказ «Большой сюрприз» не обманывает своим названием: читателя вместе с героем действительно ждёт неожиданный поворот сюжета. Фабула произведения линейна, и именно эта простота придаёт произведению особое обаяние.

Но конечно, сборник не обошёлся без хоррора — как традиционного, так и довольно странного и не вполне понятного. «Белое шёлковое платье» как раз из последней когорты. Рассказ написан от лица девочки, которая восхищается платьем, вынесенным в заглавие произведения, в котором некогда блистала её мама. Этот невнятный, сумрачный текст, наполненный шелестом шёлка и какой-то ужасной тайной, явно не всем придётся по вкусу. А вот «Дом Слотера» — самый классический рассказ. Здесь и призраки, и впридачу «проклятый дом»... Наверное, в силу того что произведение написано с соблюдением всех традиций, с использованием всех клише, оно и вышло не вполне удачным.

«Из мест, покрытых тьмой» обращается к африканским тёмным верованиям и обрядам. Кое-кто считает всё это дребеденью, не заслуживающей внимания... До тех пор пока не становится жертвой проклятия африканского колдуна. «Кошмар на высоте 20000 футов» — история об ужасе, обитающем в облаках и угрожающем самолётам. По всей видимости, очень мало кто видел этих таинственных существ. А уж рейс, о котором идёт речь в рассказе, вовсе может спасти лишь один-единственный человек — никто, кроме него, не знает об опасности и даже слышать о ней не хочет.

Составитель отобрал для сборника различные вещи, не забыв и самые известные опыты Ричарда Матесона в области малой формы. Один из них, «Дуэль», — наверное, самый известный триллер писателя. Давящая мастерски сгущаемым напряжением погоня с участием обычного коммивояжёра и неумолимой фуры производит впечатление. Этот рассказ, экранизированный в 1971 году Спилбергом, основан на реальном происшествии, случившемся с самим Матесоном.

«Рождённый от мужчины и женщины» также пользуется немалой известностью, хотя написан на заре писательской карьеры Матесона. Но уже в этом раннем опыте виден потенциал автора — недаром же произведение попало в антологию лучшего хоррора XX века, составленную редактором Джоном Пиланом. А рассказ действительно способен впечатлить: повествование ведётся от лица изгоя, которого скрывают родители. Постепенно читателю открывается подоплёка всех происходящих событий. И конечно, составитель книги не обошёл вниманием классическую историю Матесона под названием «Нажмите кнопку». Это рассказ о выборе — о том, какой выбор способен сделать человек, стремящийся к роскоши и материальному благополучию; какие жертвы он может принести для достижения своей цели.

Очередная книга серии «Классика литературы ужасов» вышла очень недурственной. Хотя хоррора как такового в сборнике Матесона не так много, но это компенсируется неплохими рассказами других жанров — все как на подбор хотя бы с толикой «темноты». Так что «легенда», можно сказать, состоялась.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)