DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Легенды Темной Эллады (часть 1)

Rotting Christ

 

     Кому-то такое явление как «греческий блэк-метал» может показаться не более, чем забавной экзотической страшилкой. Но на самом деле речь идет о мощном музыкальном движении, достаточно узком, чтобы в определенных кругах стать культовым, и достаточно самобытным, чтобы разнообразить ряды мирового воинства черного метала. Опираясь на богатейшую национальную культуру, историю и мифологию, греческий блэк-метал проделал нелегкий путь от примитивнейшего андеграунда до команд-лидеров, успешно представляющих Грецию на мировой арене и получивших признание корифеев жанра. Так, еще в начале далеких 90-х ныне покойный Евронимус, основатель Mayhem, благосклонно отзывался о набирающей обороты греческой сцене, приравнивая основателей этого движения к элите скандинавского блэка.

     Несмотря на достаточно строгие музыкальные рамки, греческие группы внесли ощутимый вклад в развитие жанра, выработали собственный узнаваемый почерк и, таким образом, заняли определенную нишу в иерархии тяжелого метала. И если в Северной Европе главенствует практически неоспоримый авторитет скандинавов, то Юг всецело принадлежит эллинам. И, надо сказать, эти привилегии вполне заслуженны.

     Что же представляет собой греческий блэк-метал? Во-первых, стоит отметить тот очевидный и вполне логичный факт, что в каком-либо уголке земного шара ни суждено было возникнуть этому крайне маргинальному музыкальному течению, представители той или иной страны, народности или расы стремятся обогатить инструментальную палитру национальным колоритом. Климат, менталитет и национальная культура также играют здесь далеко не последнюю роль. Главная задача музыкантов толково и грамотно совместить любовь к экстремальной музыке со своим мировоззрением, а удается это далеко не многим. Греки же в этом отношении проявили себя как настоящие профессионалы своего дела.

     Мало того, что они досконально изучили каноны законодателей black-metal, так еще умудрились создать собственную школу так называемого Hellenic Metal. В конце 80-х - начале 90-х Греция находилась в своеобразной изоляции, с экономикой дела обстояли неважно, авторитет цервки по-прежнему был силен, так что тамошним рокерам приходилось, что называется, вариться в собственном соку. Вполне подходящие условия для зарождения оригинального музыкального течения, не находите? А если добавить ко всему жаркий климат и живописную природу?..

     Собственно, на такой жирной и плодородной почве и был рожден эллинский блэк-метал, по-своему прекрасный, мелодичный, пропитанный духом античных времен, магией давно позабытых ритуалов, и такой же неистовый, жаркий и первобытный. Безусловно, у греков был несколько иной подход к созданию метала, наверное, более музыкальный и эмоциональный. Они не чураются излишней мелодичности, щедро используют разнообразные фолк-инструменты, экспериментируют с вокалом, да и к оформлению альбомов, а также к собственному сценическому имиджу относятся гораздо более серьезнее, чем их северные собратья. Однако, несмотря на весь свой креатив, имеют они некий единый стержень, который призван объединить все коллективы. Это тот самый напористый и первобытный блэк-металический остов,  плотный, по-дэтовски тяжелый и прямолинейный, в большинстве случаев напрочь избавленный от какого-либо звукового лоска, но при этом мощный и непоколебимый. Именно благодаря сему (и не только) компоненту греческие команды всегда выделяются из сонма себе подобных.

     Ну, и как водится, у каждого музыкального направления всегда есть свои первопроходцы, пионеры. Нет, мы не будем углубляться в историю становления трэша, перебирать по косточкам работы Venom, Bathory и Celtic Frost. Достаточно будет упомянуть, что перечисленные гранды в свое время в равной степени повлияли на умы металистов всего мира, и греки не были тому исключением.

Rotting Christ

Rotting Christ

     Среди наиболее "озлобленных" оказалась совсем еще зеленая на тот момент афинская группа Rotting Christ, созданная силами братьев Сакиса (вокал/гитара) и Темиса (барабаны) Толисов. Поначалу банда исполняла некую смесь из олдскульного дэта и грайндкора, о чем свидетельствует весьма посредственное демо "Decline's Return". Однако, вскоре черная слава норвежского блэка достигла пределов Эллады, что заставило братьев изменить свои музыкальные вкусы в пользу более темной стороны. В 1989-м году выходит новая демка группы с характерным названием "Satanas Tedeum", которой повезло выйти за пределы страны и попасть в руки самого Евронимуса, который, восхищенный мастерством греков, предложил им заключить контракт с лейблом Deathlike Silence Production, главой коего он и являлся. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться, т.к. в скором времени Евронимус был убит.

     Таким образом, Rotting Christ пришлось пробивать себе дорогу самостоятельно. В 1991-м выходит EP "Passage To Arcturo", благодаря которому группа обрела признание как у себя на родине, так и за рубежом: французский лейбл Osmose Production выказал заинтересованность в сотрудничестве. Начиная с 1992, для Rotting Christ наступает новый период развития, ознаменованный выходом дебютного полноформатного альбома "The Mighty Contract". Этой работой ребята, по сути, установили образец Hellenic black metal со всеми его компонентами: примитивность, граничащая с мелодизмом, запредельная мрачность, тяжесть и, конечно же, ненависть к христианству. Все это вкупе с одним из самых вызывающий названий - "Гниющий Христос" - приковывало к группе еще большее внимание. Второй студийник "Non Serviam" (1994), в котором неожиданно зазвучали клавишные, еще больше закрепил авторитет Rotting Christ и раздвинул перед ними межконтинентальные границы. Обширные гастроли по Европе и Мексике в компании с Immortal вывели группу из андеграунда.

     Впору бы и подхватить звездную болезнь, но парни из Rotting Christ использовали новые возможности с толком. С 1996 г. для группы открывается новая глава. Последующие альбомы "Triachy Of The Lost Lovers", "A Dead Poem" и "Sleep Of The Angels" представляют собой принципиально новый этап развития группы. Звучание коллектива стало в разы мелодичней, обогатилось всевозможными аранжировками, и уже не вписывалось в узкое понятие блэк-метала. Взамен ему мы слышим элементы этнической музыки, фолк-метала, готики и даже индастриала - уверенный шаг на пути к полной трансформации в статус дарк-метал-группы. Однако, стоит сказать, что и такое определение чрезвычайно узко для такой выдающейся группы как Rotting Christ, которая с каждым номерным альбомом с неиссякаемым энтузиазмом продолжает свои темные эксперименты. Лирическая составляющая группы также вышла за рамки пресловутой ненависти к христианской религии. Отныне это детализированный и предельно достоверный экскурс, посвященный мифологии и оккультизму народов всего мира.

     На сегодняшний день Rotting Christ является самой известной метал-группой Греции и бесспорным лидером на мировой арене. Несмотря на выход за рамки андеграунда, качественное звучание и сотрудничество с именитыми металистами, музыканты вовсе не позволяют себе расслабиться. Они продолжают творить музыку, повинуясь только собственному чутью, не гоняясь за модой, и не равняясь на конкурентов. Собственно, и само название коллектива уже не совсем соответствует творческому содержанию, однако, ребята упорно не желают его менять, хоть им и пришлось многое вытерпеть и выслушать в свой адрес от новоявленных моралистов и религиозных фанатиков. Но, то поистине олимпийское спокойствие и сила духа, что пребывали с группой с самого начала, до сих пор мотивируют двигаться вперед вопреки всему и всем.

Necromantia

 Necromantia

Следующая у нас на очереди не менее культовая группа Necromantia, которая в большей или меньшей степени остается негласным лидером греческого андеграунда. Годом образования этой команды стал 1989 г. и в первоначальный состав тогда входили Макис (бас-гитара) и Джордж Захэропулос (бас-гитара, вокал), более известный в метал-сообществе как Wampir Magus Daoloth. Ребят явно не смущало присутствие в команде сразу двух басистов. Напротив, это обстоятельство стало отличительной чертой Necromantia. В большинстве все основные музыкальные партии исполнялись на двух бас-гитарах, традиционной четырехструнке и восьмиструнной соответственно. Что же касается классической электрогитары, то ее присутствие приравнивалось к чисто аранжировочным инструментам (эпизодические риффы или соло) наравне с клавишными и духовыми (флейта, саксофон). Такой кардинальный подход не мог остаться незамеченным: утробно звучащий, словно недра царства Аида, инфернальный блэк, представленный в виде мрачных среднетемповых и достаточно продолжительных композиций, в которых угадывается стойкое влияние дума, сдобренных клавишными и зловещим вокалом, производит неизгладимое впечатление. Скажем прямо, музыка не для широкой аудитории, но ведь Necromantia никогда и не стремились к высокой популярности.  Участники группы не приемлют живые выступления, прохладно относятся к общению с поклонниками и придерживаются достаточно консервативного имиджа. Однако и обвинить музыкантов в отсутствии вкуса или же в халатном отношении к творчеству никак не получается.

     В начале 1990 г. Necromantia при содействии сессионных музыкантов (гитариста и клавишника) записывает свой первый шестипесенный демо-альбом "Promo Tape", который, несмотря на, мягко говоря, посредственное звучание, приятно поражает своим содержимым. Так, некоторые композиции были написаны на стихи французского писателя Реми де Гурмона и бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна. Обложка была создана рукой художника, близкого знакомого музыкантов, Вазилиса Гэвэнаса. Также стоит упомянуть, что данное демо изначально предназначалось вовсе не для распространения среди музыкальной тусовки или продажи, а для демонстрации творческого потенциала в офисах звукозаписывающих компаний.

     К сожалению, эта лента не помогла Necromantia заключить какой-либо контракт, но музыканты не теряли энтузиазма. Пару демо, вышедших одно за другим, несколько сплитов с собратьями по сцене, вливание в состав постоянного клавишника  помогли группе отточить свой стиль и подготовиться к выпуску дебютного альбома, который вышел в свет в сентябре 1993. Пластинка получила название "Crossing The Fiery Path" и сразу же получила множество положительных отзывов. Над оформлением в этот раз трудился Пэнаджиотис Сунас, ну а сам музыкальный материал представил группу, что называется  во всей красе: гнетущий эпик-блэк с "ржавыми" гитарами, техничными ударными, кровожадным вокалом, тревожными клавишными зарисовками и вампирско-дьявольской тематикой, что, собственно и стало визитной карточкой Necromantia.

Necromantia

     К 1995 г. Макис и Захэропулос вновь остались единственными членами проекта, что, впрочем, не помешало им подготовить материал для второго полноформатника. "Scarlet Evil Witching Black" стал своего рода контрастом между колдовской мелодичностью и бескомпромиссной жестокостью блэк-метала. С одной стороны музыканты полностью отказались от применения ритм-гитары и значительно ужесточили (и ускорили) композиционный каркас, с другой же разнообразили материал партиями саксофона, а также неоклассическими фрагментами клавишных по мотивам Рихарда Вагнера. Релиз получил вдвое больше положительных откликов и содействовал окончательному становлению Necromantia как одной из основополагающих, уважаемых и культовых формаций Греции.

     И, как показало время, совсем не зря. Основатели группы неустанно следовали однажды выбранному размеренному пути, что позволяло им крайне обстоятельно и не спеша подходить к написанию собственного материала в удобном именно для них формате (перечень изданных ими EP хорошее тому доказательство), а также в рамках общего дела. Хорошо известно, что Wampir Magus Daoloth при содействии ныне уже культового лейбла Black Lotus Records часто выступал и выступает в роли продюсера, помогающего становлению молодых команд, в числе которых когда-то были и такие гранды атмосферного дэта как Septic Flesh.

     На сегодняшний день дискография Necromantia насчитывает всего четыре полноформатных альбома, и последний из них вышел в 2007 г. После чего активность группы несколько утихла, но стоит быть уверенными, что рано или поздно они вернутся с новейшим умопомрачительным релизом. Ведь так уже было не раз.

Varathron  

Varathron

Почти одновременно с Necromantia зарождается нечестивая и экстремальная команда Varathron, без которой невозможно представить становление греческой блэковой сцены. У этой группы был несколько иной подход к подаче себя, более экстремальный и мизантропичный. Масла в огонь добавляли и грозные псевдонимы участников: Necrobassius, Mutilator, Captain Death и пр. Все это явственно отдавало норвежским тру-блэком. Уже первая демо-лента "Procreation Of The Unaltered Evil", несмотря на кашеобразный звук, получилась достаточно крепкой и содержала богохульную лирику, что также способствовало распространению материала. Последующие самопальные релизы, а также мини-альбом "One Step Beyond Dreams", тираж которого в тысячу экземпляров был раскуплен за какие-то пару недель, заставили общественность заговорить о Varathron как об одной из самых многообещающих актов. А выход легендарного сплита "Black Arts Lead To Everlasting Sins" в компании с Necromantia как никогда подняли статус Varathron в глазах коллег по цеху. Не удивительно, что в скором времени музыканты попали в поле зрения голландского лейбла Cyber Music Records, с которым они и заключили контракт.

     Дебютный альбом группы под названием "His Majesty At The Swamp" появился на свет в конце 1993 г. и моментально попал в разряд эталонных релизов. Это на самом деле было выдающееся произведение, вдохновленное творчеством Bathory, Darkthrone и Satyricon. Злобный и мрачный, но при этом очень техничный и размеренный блэк с грязноватым, но при этом отчетливым саундом (в качестве звукорежиссера был приглашен Wampir Magus Daoloth), с ведущей гитарой и хриплым войсом производил впечатление воистину каноничной работы, а богохульные тексты придавали сему творению достоверный мизантропичный оттенок. Казалось бы, с таким высококлассным материалом да к вершинам, но следующий год ознаменовался неожиданным уходом из группы гитариста и басиста. И все же Necrobassius нашел силы, чтобы восполнить потери, и таким образом, в 1995 г. выходит второй полноформатник "Walpurgisnacht". Это еще более дикий и безжалостный материал с "острым" звучанием, разбавленным присутствием клавишных и участившейся ролью классических бласт-битов. Однако, фирменная техничность и музыкальность Varathron сохранилась в неприкосновенности.

Varathron

     Именно с этого релиза группа начинает свой воинственный марш по нашей грешной земле. И на этот раз никакие препятствия, будь то постоянная чехарда состава или же регулярная смена лейбла, не могли им помешать. Более того, невероятный успех группы привел к тому, что одно время им приписывалось звание чуть ли не звездной команды. Причиной тому стал тот факт, что все компании, которые имели дело с Varathron считали обязательным переиздание классических работ группы, начиная с демо-лент и заканчивая пресловутыми сплитами и студийными альбомами, в тоже время удерживая группу на стабильной волне успеха. Таким образом, очередной альбом Varathron на радость всем поклонникам вышел лишь в 2004 г. К счастью, за прошедшее время группа ничуть не изменила себе, а лишь больше выросла в композиционном плане. Доказательством тому стала возросшая в разы мелодичность, изобретательность в плане аранжировок пополам с тяжестью, яростной подачей материала и улучшившимся звучанием, не вышедшим, однако, на территорию мейнстрима. Это был новый старт, новая глава в истории этой команды, продолжающаяся и по сей день и, надо сказать, это весьма редкий случай, когда музыкальная группа, пожалуй, ни разу не разочаровала своих поклонников, оставаясь, прежде всего, верной себе.

 Varathron

     Совершенно логично будет предположить, что тройка лидеров, представленных выше, оказала влияние и  указала верный путь  множеству родственных музыкальных коллективов. К чести последних стоит сказать, что греческая блэк-метал сцена в первую очередь хороша тем, что, несмотря на свое многообразие, на самом деле не так уж перенасыщена, как та же финская, германская или же французкая. Большинство команд поддерживает тот братский дух, сопровождающий греческую сцену с момента ее становления, активно способствует продвижению коллег как словом, так и делом. Большинство коллективов имеет ярко выраженные индивидуальные черты, складывающиеся из недюженных музыкальных способностей, которые, в свою очередь, рушат в корне неверные стереотипы о блэк-метале, как о направлении бездарном и примитивном.

     (продолжение в следующем номере)

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)