DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Лети в мой дом, голубка...

Голуби из ада / Pigeons from Hell

Сценарист: Джо Р. Лансдейл (Joe R. Lansdale)

Художник: Натан Фокс (Nathan Fox)

Первое издание: 2008 (США) (4 выпуска)

Жанр: комикс

Американский юг... Земля, хранящая страшные тайны... Тёмные леса, непроходимые болота, одинокие заброшенные дома где-то в самой глуши... Что они скрывают, кто прячется там от глаз людских?..

Уроженец штата Техас Роберт Говард с самого детства ощущал мистическое дыхание родного края. В последние лет пять своей недолгой жизни он начал писать рассказы, облекая в художественную форму легенды и сказки, некогда им слышанные, или придумывая свои сверхъестествественные ужасы. Лучшую историю о таинственном юге он написал в 1934 году — это был знаменитый рассказ «Голуби из ада». В журнале «Weird Tales» он появился уже после смерти писателя, в 1938 году. В основу произведения легла одна из историй, которые ему, восьмилетнему мальчику, рассказывала старая негритянка Мэри Боаннон.

Джо Лансдэйл тоже не чужд мифам и легендам южных штатов — он ведь тоже родом из Техаса. Поэтому неудивительно, что написанием сценария комикса по произведению Говарда занялся он.

Два путешественника остаются на ночь в старом доме, где и начинаются странные и страшные события... Так было в веке двадцатом — теперь же старое поместье Блассенвилей посещает компания молодых людей. Среди них — две сестры, которым эта ветхая развалюха досталась в наследство. Вся компания осматривает внутренние помещения и, чувствуя витающий здесь дух зла, запах тления и разложения (неудивительно — на верхнем этаже одна комната по самый потолок заполнена трупами голубей), как можно скорее ретируется. Причём настолько быстро, что один из них, Билл, падает с ветхой лестницы и ломает ногу. Надо уезжать. Но вот незадача: едва отъехав от поместья Блассенвилей, они попадают в аварию. Машина улетает в болото, и молодым людям ничего другого не остаётся, как возвратиться в негостеприимный дом.

Вот такое вступление — несколько затянутое, занявшее весь первый выпуск комикса. Зато потом действие начинает развиваться почти точь-в-точь как в рассказе Роберта Говарда. Тут вам и спускающийся по лестнице мертвец с проломленным топором черепом, и бегство двух сестёр, сумевших выбраться из проклятого дома, и их встреча с ночным всадником, осматривающим окрестности...

Надо отметить, что одна из самых впечатляющих сцен рассказа в комиксе воспроизведена отлично. Кровавая рана в голове трупа, откуда он плавным движением руки извлекает топор, впечатляет. Захватывает дух и нападение живого мертвеца Джейсона на бывших друзей. Лансдэйл тут, видимо, разошёлся не на шутку: все декорации заляпаны красным, окровавленный топор так и мелькает, так и норовит ещё кому-нибудь размозжить череп или впиться в другую часть тела...

Быстротечность этой схватки замечательно передаёт рисунок Натана Фокса — быстрый, стремительный, не уделяющий серьёзного внимания деталям. Порой приходится долго вглядываться, чтобы как следует рассмотреть очередную картинку. Впрочем, отметим, что такой стиль не везде смотрится выигрышно, потому что далеко не всё повествование развивается так же стремительно.

Дальнейшие повороты сюжета приводят нас в хижину старого негра Алкеби, живущего неподалёку на болотах. Он рассказывает нашим сёстрам и их новому знакомцу историю проклятого дома и его обитателей — семьи Блассенвиль — и подсказывает, как справиться с тем, кто обитает в поместье. Один из самых примечательных персонажей комикса — старик-негр действительно похож на мудрого знатока магии вуду. Всё жилище Алкеби буквально утопает в защитных амулетах, а сам он гадает на куриных внутренностях и знает, по-видимому, больше, чем говорит...

Герои снова возвращаются в дом, уже с серьёзным намерением противостоять его обитателю. Вот тут-то и начинается что-то непонятное...

«Голуби...» — это, вероятно, лучшее произведение «техасского мечтателя», и оно совершенно не выбивается из ряда других его вещей. Это говардовское — абсолютно. Во многих «страшных» рассказах Говарда мрачная, жуткая атмосфера нагнетается с помощью приключений: стремительность проносящихся перед глазами читателя событий и смелость отважного героя, противостоящего Ужасу, в произведениях «техасского мечтателя» пугают не меньше, чем тягучие многословные повествования иных авторов. Также характерной чертой почти всего творчества Говарда, не только его хоррор-составляющей, является простота сюжетов. Причём зачастую ложная, когда философские рызмышления писателя скрывает тот самый «зубодробительный экшн».

В отсутствии первого комикс упрекнуть сложно, тогда как в простоте сюжета он явно проигрывает рассказу-первоисточнику. Особенно явственно это ощущается именно в финале. Джо Лансдэйл придумал свою концовку, с иной разгадкой природы обитателя дома Блассенвилей, и она кажется надуманной, выглядит какой-то неестественной... Сценарист забрался в какие-то фэнтезийные дебри, приправив финал слишком большим количеством магии (пусть даже речь идёт о практиках вуду). Это, конечно, не идёт сюжету на пользу.

Вместе с тем Лансдэйл осовременил рассказ, добавив к нему новые штрихи, но довольно бережно отнесся к сюжетной основе, к самой сути произведения. А дословная адаптация этого произведения в комиксном формате также существует: графический роман Скотта Хэмптона. Впервые выпущенный в 1988 году, он был переиздан в 2005. Это произведение более строго, архаично и атмосферно. Рисунок Скотта Хэмптона, мягкий, выверенный, тщательный, отлично передаёт настроение первоисточника.

Интересно всё-таки наблюдать, как могут трансформироваться классические сюжеты. Джо Лансдэйл и Натан Фокс со своей задачей справились: не потеряв главной нити, создали графическое произведение о современных людях на современном юге Америки, встречающихся со старым злом. Со злом, которое было старым даже во времена классических «Голубей из ада»...

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 21-08-2012 13:33

    Не знаю, рассказ не читал, но сейчас истории о проклятых домах кажутся банальными. Хотя другое дело комикс. Судя по иллюстрациям, есть на что посмотреть.

    Учитываю...
    • 2 Кел-кор 21-08-2012 14:15

      Не знаю, рассказ не читал

      Вот это и зря. Рассказ вовсе не о проклятом доме (как и комикс), а именно о его обитателе. То есть Зло там олицетворяет не само по себе место...

      Ну, а рассказ — по моему убеждению, лучшее, что Говард написал. Так что очень советую.

      Учитываю...
        • 4 Парфенов М. С. 25-08-2012 03:21

          Друг, "Голуби из Ада", на секундочку, по мнению некоего Стивена Кинга - "возможно, лучший рассказ ужасов 20 века".

          Учитываю...
          • 5 Мельник 25-08-2012 13:49

            Ну раз Стивен Кинг так считает, то точно прочитаю smile

            Учитываю...