Дядя Сэм / Uncle Sam

США, 1996

Режиссер: Уильям Ластиг

Сценарий: Ларри Коэн

В ролях: Уильям Смит, Дэвид Фралик, Кристофер Огден, Лесли Нил, Бо Хопкинс

Похожие фильмы:

  • трилогия «Маньяк-полицейский»
  • «Смертельный сон»
  • «Путешественник»

Фильм посвящен памяти Лючио Фульчи.

Дядя Сэм — образ, использовавшийся в американских пропагандистских плакатах во время войн и наравне со статуей Свободы ставший персонификацией Соединенных Штатов. Не трудно догадаться, что он горячо «любим» пацифистами и противниками США. Вот и для русского человека совершенно естественно горячо и всей душой любить Дядю Сэма. Если, конечно, речь идет об отличном хорроре Уильяма Ластига…

Итак, Сэм Харпер, настоящий патриот и первоклассный вояка, а по совместительству — отъявленный сукин сын, погиб во время знаменитой операции «Буря в пустыне» от так называемого «дружественного огня», проще говоря, его самолет по ошибке сбили свои же. Любовно обернутая звездно-полосатым флагом цинковая посылочка с черным, обугленным «грузом» внутри была с почестями доставлена в уютный домик, где проживала симпатичная вдова героя, его же сестра и ее сынишка Джоди — единственный человек, искренне огорченный гибелью дяди Сэма. Джоди во всем старался подражать дядюшке — бредил военной службой и «благом Америки», презирал пацифистов и жителей других стран и мечтал сам стать солдатом, когда вырастет. Но когда дядюшка ожил, напялил на себя костюм своего пропагандистского тезки и пошел преподавать местным жителям крайне болезненные уроки патриотизма (а проще говоря — мочить всех, кто не тянул на фанатичного патриота), пацану пришлось здорово пересмотреть свои идеалы.

Эта картина стала последней для независимого режиссера Уильяма Ластига, снявшего ужасающе-реалистичного «Маньяка», и его друга и постоянного сценариста Ларри Коэна; их тандему мы обязаны превосходной трилогией «Маньяк-полицейский». После «Дяди Сэма» Ластиг ничего не снимал, что странно, так как «Дядя Сэм» едва ли уступает предыдущим его картинам и уж точно не является работой, после которой следует честно сказать: «Я устал, я ухожу». Он снят в свойственной режиссеру добротной, динамичной манере, наполнен яркими и разнообразными убийствами, вдобавок, как и большинство его предыдущих фильмов, не лишен социального подтекста. В «Маньяке» Ластиг делал упор на пороки ночного мегаполиса, в «Маньяке-полицейском» обличал продажную полицию и прессу, а здесь играет на такой больной для всего мира теме, как патриотизм. Который, по словам Амброза Бирса, является отнюдь не последним прибежищем негодяя, а первым. Высказывание это ныне толкуют удивительно широко, но подлинное значение прекрасно раскрывается именно здесь: «пламенный патриот» Сэм Харпер на поверку оказывается обыкновенным психопатом-садистом, прикрывающим лозунгами о «долге» и «службе Родине» исключительно собственную агрессию и желание убивать безнаказанно, и после смерти окончательно раскрывшим свое подлинное лицо; все, для кого слово «Абу-Грейб» не пустой звук, смогут отметить удивительную актуальность и фильма, и высказывания. Актуальность, впрочем, не только для Америки, но и для всех т. н. «цивилизованных стран», где высокими словами частенько прикрываются самые низменные действия.

Этот самый «соцкомментарий», впрочем, послужил одной из причин неуспеха фильма, так как любители «социалки» в массе своей не слишком жалуют хоррор, а любителям хоррора, по большому счету, плевать на «социалку». А у кого-то просто случился «баттхерт», и они обвинили Ластига в недостатке патриотизма — мало того, что режиссер выстебал знаменитый «американский дух», он еще и «опошлил» светлый образ Дяди Сэма… и последний праздник, до которого не успели дотянуться хоррормейкеры, — День независимости. Кто-то вообще счел, что мораль подается чересчур грубо, «в лоб», но и это можно простить: как-никак, Ластиг снимал, в первую очередь, не военную драму, а иронический зомби-слэшер.

С этим, кстати, у «Дяди Сэма» полный порядок. Головы отрубаются, черепа раскраиваются, тела протыкаются и расчленяются — словом, любители «мяса» разочарованы не будут, — а образ обугленного зомби-патриота вообще удался на славу. Сам сюжет напоминает прославленного «Маньяка-полицейского» — и там, и там действует обезображенный живой труп, наводящий на улицах порядок в соответствии со своими представлениями; но, в отличие от данной ленты, порою сильно отклоняющейся в сторону боевика, «Дядя Сэм» отличается большим градусом жестокости и более насыщенной атмосферой. Как-никак и место подходящее — Чистый и Уютный Маленький Городок, тот самый тихий омут, в котором водятся черти пострашнее мегаполисных. Даже толика навязшей в зубах политкорректности — присутствующий в фильме благородный негр-инвалид — общей картины не портит. Другое дело, что финал может показаться кому-то излишне морализаторским и уж чересчур пацифистским.

В общем и целом, «Дядя Сэм» получился отличным, пусть и не без огрехов, фильмом: остроумным и увлекательным, но вместе с тем дающим определенную пищу для размышлений. Любителям зрелищных многобюджетных поделок с компьютерными спецэффектами он вряд ли понравится, зато подарит немало радостных минут всем поклонникам слэшеров и зомби-фильмов 80-х. Ну а если вы на дух не переносите США, то вам это кино точно «доставит», только повторите про себя: «Ну и лицемеры эти янки… Хорошо, у нас таких нет…» Раз сто…

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх