DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Любовный зомбиугольник

Игры в воскрешение / Resurrection Dreams (роман)

Автор: Ричард Лаймон

Жанр: ужасы, сплаттерпанк

Издательство: Эксмо

Год издания: 1997 (в оригинале — 1988)

Серия: Холодный огонь. Ричард Лаймон

Переводчик: В. Корнеев

Похожие произведения:

  • Говард Лавкрафт «Герберт Уэст — реаниматор» (рассказ)

  • Александр Варго «Гримёр» (роман)

  • Ричард Лаймон «Дорога в ночь» (роман)

Словосочетание «влюблённый зомби» вызывает ассоциации с незатейливой мелодрамой «Тепло наших тел», где романтический настрой одерживает победу над гниющей плотью. Финал, бесспорно, ванильный, но абсолютно нереалистичный. Мастер сплаттерпанка Ричард Лаймон в романе «Игры в воскрешение» тоже исходит из предпосылки, что ожившие мертвецы могут любить, но на страницах его книги не найдётся места для «сумерек». Там будет только ночь, тёмная и полная ужасов.

Затравленные подростки по-разному реагируют на бесконечные оскорбления и придирки: кто-то уходит в себя, кто-то пытается не обращать внимания, а кто-то и вовсе сжигает обидчиков заживо. Мелвин Доббс решил шокировать своих однокашников, а заодно и всю общественность Эллсворта, ужасающим зрелищем. Начитавшись «Франкенштейна», он попытался на школьной научной ярмарке оживить недавно погибшую в автокатастрофе девушку. Электрические разряды не сумели вдохнуть новую жизнь в обезглавленный труп, зато жуткая выходка обеспечила всем очевидцам ночные кошмары на долгие годы вперёд. Мелвина упекли в психушку, но, вернувшись в город через несколько лет, он продолжил свои начинания. Вот только наука его разочаровала — отныне его увлекла чёрная магия. Да и выкапывать трупы с кладбища — занятие слишком трудоёмкое. Куда проще для экспериментов кого-нибудь сначала убить, а потом оживить.

После долгих проб и ошибок удача улыбнулась Мелвину. Простенький ритуал из потрёпанной оккультной книжки оказался эффективнее сложных манипуляций с сердцем летучей мыши и прахом грешника. Убитая Мелвином медсестра Патриция воскресла. Как и положено зомби, она безгранично предана своему воскресителю, питается сырым мясом и не упустит случая кого-нибудь покусать. Воспоминания о прошлой жизни улетучились, зато частично сохранились интеллект и основные навыки. Учитывая, что девушка недурна собой, а после возвращения к жизни просто одержима сексом, жить бы Мелвину и радоваться, но тут в город, после получения диплома врача, возвращается его одноклассница Вики Чандлер. Мелвин, решив проторить путь к её сердцу с помощью ещё нескольких воскрешений, совсем забывает о Патриции, а она, даже будучи зомби, остаётся женщиной, и притом весьма ревнивой...

Лаймон сшивает «Игры в воскрешение», словно эдакую «книжную многоножку», из бойкого ужастика и мелодраматичной love story. Два центральных персонажа Вики Чандлер и Мелвин Доббс резко контрастируют друг с другом, вобрав в себя львиную долю штампов, характерных для этих жанров. Травля в школе, интерес к оккультизму, заточение в психбольнице — с такой биографией немудрено стать маньяком. Будь Мелвин поумнее, из него бы вышел достойный продолжатель дела Герберта Уэста. Вики Чандлер гораздо комфортнее чувствовала бы себя на страницах любовного романа, где можно со спокойной душой вести образ жизни сильной независимой женщины и тягостно вздыхать из-за отсутствия идеального мужчины... При всей непохожести, в судьбах Мелвина и Вики улавливается нечто общее. Даже повзрослев, они всё ещё переживают травмы подросткового возраста: он — издевательства сверстников, а она — закончившуюся разрывом влюблённость.

Мелвин при всей его порочности получился более живым и многогранным, чем Вики — из-за обилия положительных качеств она кажется слишком правильной и скучной. Чтобы сопереживать Мелвину, надо быть конченным извращенцем, но обуревающие его страсти, навязчивые идеи (будь то воскрешение мертвецов или надуманная влюблённость) и каверзные вопросы в стиле: «Ты когда-нибудь вспоминаешь о фильме «Психо», когда принимаешь душ?» — равнодушным не оставят. Если кто здесь и вызывает сочувствие, так это Патриция. В одном только её ответе на очередное недовольство Мелвина: «Я пробую быть хорошей» — жизни больше, чем в многословных рефлексиях Вики о школьной влюблённости. Девушка готова исполнить любую прихоть своего воскресителя, но навсегда останется для него всего лишь «проклятым зомби», помехой на пути к мнимому счастью. Неудивительно, что такое отношение пробудило в Патриции вполне человеческие чувства.

Если уж говорить о человечности, то природа оживших мертвецов раскрыта не до конца: непонятно, каким образом покорность сочетается с критическим мышлением, инстинктом самосохранения, многообразием эмоций и почему эти качества проявляются у них в разной степени. Впрочем, к недостаткам такую непродуманность причислить нельзя: став более логичным, роман бы утратил лаймоновскую безбашенность.

Русскоязычное издание портит впечатление от книги подкачавшим переводом. Конечно, планка, поставленная осквернителями «Подвала», осталась недостигнутой, но по мере чтения не раз хочется взяться за карандаш — вовсе не для того, чтобы подчеркнуть интересную цитату, а чтобы исправить чересчур очевидные косяки переводчика.

Впрочем, за саспенсом и динамикой, которыми Лаймон щедро насытил книгу, огрехи могут остаться и незамеченными. Любители хоррора по достоинству оценят не только мастерски выписанные «кровавые» сцены (ярко, детально, но без извращённого смакования), но и многочисленные отсылки к популярным фильмам ужасов. Вот только фирменная ирония иногда работает против автора — постоянные обмены колкостями в диалогах хотя и оживляют повествование, но ближе к середине начинают раздражать.

Суровый замес из насилия, убийств и последующих воскрешений венчает концовка, слишком мелодраматичная даже для любовного романа. Уж лучше воспринимать её как открытый финал. Тем более, в жанре ужасов зло всегда способно нанести ответный удар, а в контексте сплаттерпанка хэппи-энд «Они жили счастливо и умерли в один день» обретает чересчур зловещее звучание...

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)