ДЕМОН ВНУТРИ

Лотерея в бестиарии: что мы читали в 2013-м

В этот раз подводить книжные итоги года радостно как никогда. По данным Российской книготорговой ассоциации, доля изданий в жанре хоррор составила 5% от общего количества. В национальном рейтинге продаж авторы хоррора обогнали таких мощных конкурентов, как Борис Акунин, Дэн Браун и Пауло Коэльо. Премию «Русский Букер» впервые в истории получил роман ужасов. Сразу несколько российских жанровых новинок были замечены продюсерами; как минимум по трем экранизациям уже ведется подготовка к съемкам (в том числе один проект разрабатывается крупной голливудской студией). Нобелевский комитет предварительно объявил…

Простите, вечно забываю принять эти чертовы таблетки.

На самом деле, конечно, все обстояло несколько скромнее, но пухнуть от голода ценителям хоррора тоже не пришлось. Попробуем вспомнить, какие ужасы изливались на нас с книжных страниц в блаженной памяти 2013-м.

Переводные романы и сборники

Романа года мы так и не дождались. В 2011-м у нас были «Призрак дома на холме» и «Номер 16», в 2012-м «Перерождение» и «В финале Джон умрет». В минувшем году ничего сопоставимого по значению не появилось.

«Жнецы суть ангелы» Олдена Белла (Бертельсманн Медиа Москау) могли бы претендовать на эту роль, если бы не два серьезных «но». Во-первых, тягучий стиль и пренебрежение сюжетной динамикой отпугнули бы многих и многих даже в нормальных условиях. Во-вторых, в русском переводе книга поругана и изувечена до неузнаваемости — такое изощренное насилие над оригинальным текстом встречается редко даже в наши безбожные времена. Жаль, очень жаль: этот роман из тех, что нравится пятерым из десяти, но если уж влезает человеку в душу, то не покидает его никогда. Красивая, певучая история-странствие, объединяющая в одном повествовании зомби-апокалипсис, суровую эстетику Кормака Маккарти и библейские мотивы.

Нил Гейман напомнил о себе коротеньким романом «Океан в конце дороги», который с минимальным опозданием вышел и на русском языке (АСТ). Те, кто ждал от главного чародея современности старых проверенных фокусов, остались в восторге. Тем же, кто ждал новых трюков, пришлось уходить несолоно хлебавши. Гейман по-прежнему умеет писать страшные и поучительные сказки, но работает теперь на чистом мастерстве; кажется, окно в тайный сад для него закрылось. «Океан в конце дороги» слеплен из хорошо знакомых элементов, но живая сила вдохновения их уже не скрепляет.

Наконец-то перевернулся большегруз на улице тех, кто спал и видел в своих руках книжки великого и ужасного Кима Ньюмана. На русском были изданы целых два романа:составленная из новелл «Собака Д’Эрбервиллей» (Азбука), где с неожиданных (это же Ньюман!) позиций переосмысливается вселенная Шерлока Холмса, и культовая «Эра Дракулы» (Фантастика) — книга, которую мы ждали много лет. Бесспорное событие, но вышла «Эра» под самый занавес года и дошла еще не до всех адресатов (в том числе и DARKER), поэтому разговор о ней нам еще предстоит.

«Холодна река» Майкла Кориты (АСТ) приятно стартует и живо напоминает о «Сиянии», однако в итоге не реализует и трети своего потенциала. «Клон Дьявола» Скотта Сиглера (Эксмо) радует динамикой и студеной атмосферой, но некоторые любители жанра могут найти его чересчур бесхитростным.

Русскую библиографию Стивена Кинга наконец-то пополнили «11/22/63» и «Ветер сквозь замочную скважину» (АСТ) (первая книга, увы, в переводе Виктора Вебера), но и то, и другое связано с хоррором только именем автора. Большое возвращение в жанр ожидаем в этом году, когда выйдет «Доктор Сон». В Германии, Франции, Турции, Украине и многих других странах это произошло почти одновременно с публикацией оригинала, но Россия — страна большая и раскачивается долго.

Кроме того, были переизданы в новых полных переводах «Мертвая зона», «Жребий» и «Способный ученик». Еще немного, и переводческие грехи лихих 90-х будут искуплены полностью.

На отечественный рынок просочились три романа Дэна Уэллса (Азбука). И если «Я — не серийный убийца» и его продолжение «Мистер Монстр» представляют собой подростковую вариацию на тему «Декстера», то параноидальная атмосфера и непредсказуемый сюжет «Необитаемого города» напоминают о лучших годах Филипа Дика. «Убик» встречает «Помни» и «Остров проклятых».

Не меньше «Эры Дракулы» у нас ожидали «Лотерею», наиболее известный сборник Ширли Джексон (Эксмо). Ирония в том, что большинство готических и «странных» рассказов Джексон издавались в составе других книг, в то время как в «Лотерее» преобладает чистый реализм, хотя и приправленный фирменной тревожной атмосферой.

Как и весь цивилизованный мир, Россия не устояла перед темным обаянием Гиллиан Флинн: меньше чем за год были изданы все три романа, вышедшие из-под ее пера, — «Острые предметы», «Темные тайны» и «Исчезнувшая» (Азбука). Кажется, Флинн стала частью литературного пейзажа раз и навсегда.

Масштабная экранизация подтолкнула издателей не только выпустить «Мировую войну в кинообложке, но и дать шанс крохотному сборнику Макса Брукса, который идейно и сюжетно дополняет его великолепный роман. В «Успокоение, Ltd» (АСТ) вошли всего четыре рассказа, но каждый из них по-своему интересен.

Освоение Мифов Ктулху продолжилось антологией «Новый круг Лавкрафта» и авторским сборником Брайана Ламли «Хаггопиана» (Эксмо). В обоих случаях победа остается за Августом Дерлетом: и Ламли, и большинство участников антологии предпочитают упрощенный дерлетовский подход к лавкрафтовским реалиям. Встречаются, впрочем, и приятные исключения, где дух доминирует над буквой.

Из важных переизданий стоит отметить «Жильца» Ролана Топора (Опустошитель, Икар) и «Другую сторону» Альфреда Кубина (Кабинетный ученый). Первый роман породил одноименный фильм, одну из лучших работ Романа Полански; второй — фантасмагорический шедевр и ранний образец «странной» прозы.

 

Отечественные романы и сборники

В российском хорроре, как водится, заправлял Александр Варго (Эксмо). В 2013 году его маску примерили Виктор Точинов, Кирилл Гольцов (по разу) и Алексей Шолохов (трижды). Вклад Шолохова особенно важен, и вовсе не из-за его ударной производительности: стараниями Алексея в серии «MYST. Черная книга 18+» появился первый авторский сборник рассказов — «В моей смерти прошу винить…». Еще более яркий прорыв ожидал серию с выходом антологии «Пазл», но та попала на прилавки магазинов уже в нынешнем году.

Александр Варго. Взгляд висельникаАлександр Варго. ЖивотноеАлександр Варго. В моей смерти прошу винить...Александр Варго. После закатаАлександр Варго. Запертая дверь

Вышло по сборнику у Марии Галиной и Анны Старобинец, за творчеством которых мы следим с неослабевающим интересом. И «Куриный Бог», и «Икарова железа» (АСТ) доказывают, что ставка сделана верно: хотя обе писательницы не привязаны к каким бы то ни было жанрам и легко переходят границы между ними, почти все их тексты источают пьянящий «темный» аромат — единственное, что, помимо таланта, объединяет этих двух авторов (сомневающимся предлагаем прочесть «Ригель» Галиной и «Паразит» Старобинец). Кстати говоря, Мария Семеновна специально для нашего журнала написала новогодний рассказ, который вы можете прочесть в этом самом номере.

Марьяна Романова, знакомая кое-кому из нас по роману «Мертвые из Верхнего Лога», продолжила игры с жанром в сборнике с незатейливым названием «Страшные истории» (АСТ). До него наши руки еще не дотянулись.

«Убыр» Наиля Измайлова (он же Шамиль Идиатуллин) обзавелся сиквелом с подзаголовком «Никто не умрет» (Азбука), сменив жанровую ориентацию и чуть посветлев.

Наконец, решил попробовать себя в хорроре Сергей Тармашев. Результатом этого смелого решения стал роман «Отель Оюнсу» (АСТ), не принятый ни поклонниками Сергея, ни в хоррор-сообществе. Иногда одной смелости мало.

 

Антологии

Здесь урожай оказался чуть богаче. Прежде всего, пробились к русскому читателю два жанровых ежегодника — «Лучшие страхи года» Эллен Датлоу (Рипол Классик) и «Запах страха» Стивена Джонса (Книжный клуб «Клуб семейного досуга»), представляющие серии Best Horror of the Year (том 17) и The Mammoth Book of Best New Horror (том 18) соответственно. И если Датлоу в очередной раз продемонстрировала своеобразное понимание хоррора и составила сборник, который многих оставил в недоумении (хотя сильных сторон не лишен и он), то Джонсу вкус не изменил, и «Запах страха» имеет хорошие шансы на перечитывание.

Неоднократно переносилась и все-таки вышла аккурат под Новый год антология Питера Страуба «Дети Эдгара По» (Эксмо), в которой автор «Коко» попытался собрать под одной обложкой крупнейших мастеров психологического хоррора. Удалось ему это или нет, DARKER обязательно расскажет в одном из ближайших выпусков, но новые рассказы Рэмси Кэмпбелла, Брайана Эвенсона, Дэвида Дж. Шоу, Томаса Лиготти, Томаса Тессьера и других — достаточно весомый повод, чтобы дать этой книге шанс уже сейчас.

Особенно усердно составители антологий возделывали тему живых мертвецов. Продолжение удачнейшей «Нежити» Джона Джозефа Адамса вышло на русском языке под названием «Когда мертвые оживут» (Азбука). Если в первом сборнике редактор стремился к максимальному разнообразию, то во втором упор сделан на зомби по-ромеровски. Получилось почти так же хорошо. Под премьеру все той же «Войны миров Z» были выпущены и две российские антологии — «А зомби здесь тихие» (Эксмо) и «Z значит зомби» (АСТ). И та, и другая тяготеют к фантастике. Готовится к выходу еще одна — «Под знаком (АСТ).

Сергей Антонов в «Портрете дьявола» (Эксмо) представил уникальную коллекцию историй на тему «нехорошего» портрета, которая будоражила воображение десятков классиков — от По до Стокера (не говоря уже о Гоголе, в антологию не допущенном).

Звание самой оригинальной антологии года без труда завоевывает «Бестиариум» Сергея Чекмаева (Снежный Ком М), основанный на кроссмедийном сеттинге DieZelpunk (нас тоже пугают эти слова). Мифы Ктулху встречаются с эстетикой дизельпанка, порождая довольно любопытные сюжеты. Антология получилась неровной и пестрой в жанровом плане, однако далеко не безнадежной. Второй сборник проекта, «Полночь дизельпанка», не только заявлен, но и почти уже составлен — и есть все причины ждать его публикации с нетерпением, потому что на этот раз жанр обещан единственный: хоррор.

Также был издан ряд переводных межжанровых антологий: «Все новые сказки» Нила Геймана и Эла Саррантонио (АСТ), «Сошедшие с небес» Стивена Джонса (Эксмо), «Невероятные расследования Шерлока Холмса» Джона Джозефа Адамса (Иностранка) и «Мать извела меня, папа сожрал меня» Кейт Бернхаймер и Кармен Гименес Смит (Livebook / Гаятри). Во всех них не последнее место отведено хоррору и его темным собратьям.

 

Малотиражные издания

В начале года в серии «Magic Monsters Mystery» вышли «Черви-завоеватели» Брайана Кина — «добротный, пусть и глуповатый, постапокалипсис», пользуясь выражением нашего рецензента.

Весной ликовали поклонники лорда Дансени: увидел свет 800-страничный том «Книга Чудес», в который вошли почти все важнейшие рассказы и пьесы, созданные великим классиком. Тираж составил 50 экземпляров.

Но главный повод для радости ждал нас в декабре: тиражом 300 экземпляров, с одобрения автора и по вменяемой цене, был опубликован сборник великолепного Джо Р. Лансдейла «Дорога мертвеца» — в переводе и с иллюстрациями Сергея Крикуна. С хоррор-вестернов Лансдейла началась серия «Черные книги», в которой будут легально издаваться романы и сборники известных зарубежных авторов. Вторым на очереди стал Джон Ширли с романом «Wetbones», который также проиллюстрировал Сергей Крикун.

 

Нон-фикшн

«Вече» почтило вниманием сразу два столпа жанра ужасов. «Лавкрафт» Глеба Елисеева издается впервые, «Стивен Кинг» Вадима Эрлихмана — расширенная версия книги «Король темной стороны», изданной в 2006 году.

В декабре «Издательство Ольги Морозовой» выпустило труд Питера Акройда «Английские привидения», в котором маститый британец приводит многочисленные свидетельства о явлении своих покойных соотечественников, которым почему-то не сидится на том свете.

 

Таким останется на наших полках 2013-й; будем надеяться, что его преемник окажется щедрее на дары — и да храни нас всех Ктулху.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх