ГОЛЕМ

Минувший 2015-ый был воистину ужасным годом. Ушли из жизни видные деятели хоррора, в том числе и Владислав Женевский, который каждый январь освещал читателям путь к хорошей литературе. Теперь тьма забрала его, а нам остаётся только подобрать фонарик и продолжить путь.

Свет отражается от глянца переизданий, которым в этот раз нет конца. Разнообразия ради в сонмище «Кингов» и «Лавкрафтов» нет-нет, да промелькнут «Гейманы» или «дель Торо». Впрочем, читателю маститому нет дела до новых обложек. Среди фолиантов крадутся, шелестят страницами новые ужасы. Мы явим миру их лики. Бледный луч мигает, но еще не погас. И первыми покажутся…

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АНТОЛОГИИ И СБОРНИКИ

Ужасы российского производства становятся все многочисленнее и зубастее. Успешнее всех селекцией занимается по-прежнему Михаил Парфёнов, которого не нужно представлять. В этом году он составил три антологии — вторую «Самую страшную книгу», а также сборники «13 маньяков» и «Хеллоуин». Про первый проект мы писали бессчётное множество раз, так что повторяться не будем. Отметим лишь, что успех серии обеспечил ей будущее, по крайней мере, еще на год. Еще месяц-два, и читатели увидят новый, более качественный дизайн. И будем надеяться, побольше мяса на костях литературного монстра, ибо две другие антологии получились более тощими, чем хотелось бы. Если линейку «13» ограничивает чёртова дюжина рассказов и повестей, то «Хеллоуин» вышел совсем уж хилым. Впрочем, составитель обещает больший объём, так что волноваться за серию не стоит.

Печален удел другого межавторского сборника «Темная сторона сети», который составила Мария Артемьева. Неизвестно, что сказалось сильнее — недостаток рекламы или слабый интерес к крипипасте, — но издательство «Астрель-СПб» решило закрыть серию «Городские легенды», сославшись на низкие продажи. Жаль, потому как «Тёмная сторона сети» полна интересных и разнообразных рассказов, а также иллюстраций Михаила Артемьева. Впрочем, не будем отчаиваться раньше времени: к концу 2015 года продажи стали получше, и редактор не исключала, что если книга удержит темп, то серия еще может быть возрождена.

Любители pulp fiction порадуются за серию «Myst. Чёрная книга, 18+», число изданий которой в минувшем году перевалило за сорок. В их числе сборник «Паразит», в котором, помимо завсегдатаев серии, участвовали Олег Кожин и Антон Жимерикин.

Нельзя обойти вниманием сборник «47 отголосков тьмы», что был составлен Владимиром Чакиным в память о покойном писателе Вячеславе Первушине. Антология блоггеров портала «HorrorZone» включает в себя истории Виталия Вавикина, Александра Сидоренко, Дмитрия Кеплера, Сергея Капраря, Андрея Чакина и многих-многих других. Если вы устали от одних и тех же имен в оглавлениях «Самой страшной книги», милости просим, приобретайте.

Упомянем и несколько авторских сборников, из которых внимания достоин «Фрагменты» Алексея Шолохова. Книгу, что собрала под обложкой четырнадцать рассказов, встретили неоднозначно: одни утверждали, что получилась слабее «В моей смерти прошу винить…», другие, наоборот, расхваливали. Ради галочки отметим «Рыдания усопших» Людвига Павельчика и «Комнату страха» Вадима Левенталя.

ЗАРУБЕЖНЫЕ АНТОЛОГИИ И СБОРНИКИ

Кошмаров из-за рубежа тоже прибыло немало. Для начала отметим классиков — например, замечательный «Жених-призрак. Собрание мистических историй», в котором уместились двадцать два произведения от Брэма Стокера, Эдгара По и М. Р. Джеймса, а также (!) Чарльза Диккенса и Редьярда Киплинга. Впрочем, если на вашей полке уже есть прошлогодний «Сезон ведьм», не стоит спешить в книжный магазин: содержание этих двух книг почти идентично, разве что в «Женихе» меньше историй.

«Огненные призраки» — куда более достойный, хоть и малотиражный, сборник, в котором собраны лучшие произведения, что публиковались в журнале «Weird Tales», за авторством Кларка Эштона Смита, Торпа МакКласки, Дэвида Келлера и прочих представителей «вирда» 20-х–30-х годов. Классике посвящены и «Новые страшные истории» Джона Госворта, которые вышли ограниченным тиражом в шестьдесят экземпляров. Пусть вас не смущает название — «новыми» эти рассказы были в 1934 году, когда вышло англоязычное издание. Обе книги полюбятся поклонникам хоррора старой школы.

В серию «Тёмная башня» просочились две книги. Первая, «Вечерний свет», составлена Ричардом Чизмаром, чей журнал «Cemetery Dance» отпраздновал в 2013-ом году свое двадцатипятилетие. На его страницах в разное время печатались Стивен Кинг, Питер Страуб, Клайв Баркер, Бентли Литтл и другие небезызвестные личности. Парадоксально: антология привлекает только громкими именами на обложке, но не блещет содержанием. Да и объём невыгодно отличает её от «Книги ужасов» Стивена Джонса, который, к слову, как раз таки составил один из лучших сборников за последние несколько лет! Безысходность «Музыки Бенгта Карлссона, убийцы» (Юн Айвиде Линдквист), безумный сюр «Алисы в занавесье» (Роберт Ширмен), жестокость «Привидений с зубами» (Питер Краутер) — лишь малая часть того, с чем столкнется читатель. Удивительно, но «Маленький зелёный бог агонии» Кинга попал в «Книгу ужасов», скорее всего, благодаря громкому имени, потому что совсем не пугает.

Джонс составил еще одну примечательную антологию, о которой DARKER также упоминал — «Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути». Свой взгляд на знакомые с детства сказки представили Нил Гейман, Рэмси Кэмпбелл, Майкл Маршал Смит, Брайан Ламли и прочие. Обе антологии Джонса украсят собой книжную коллекцию хоррормана.

Целых три сборника вышло под редакцией Эллен Датлоу. «Сказки о воображаемых чудесах» объединяет кошачья тематика — персонажами стали представители семейства кошачьих, как домашние, так и дикие. Сорок историй от авторов хоррора, фэнтези и вирда станут настоящим подарком для тех, кто обожает усатых-полосатых. Название «Легенды о призраках» говорит само за себя, хотя многих смутит малое количество знакомых имён. Готикой здесь и не пахнет — привидения-геи, призраки советских вождей и прочие духи постмодерна так и пестрят перед глазами. «Невеста зверя» испугает разве только названием, но на деле предлагает лишь подростковое фэнтези.

Особняком от этих антологий держится «Обожжённые языки». Во-первых, потому что одним из её составителей является знаменитый Чак Паланик, во-вторых, потому что хоррора в ней меньше, чем так называемой «контркультурной прозы». Не напугать, а бросить вызов, взорвать мозг читателя, шокировать! — вот задачи, которые ставила перед собой группа молодых авторов. Есть и вполне заурядные сюжеты. Больше всего «Обожжённые языки» понравится тем, кто устал от маньяков-зомби-оборотней и прочих банальных образов.

Отметим и тройку авторских сборников. В новинки попадают знаменитые «Время и боги», «Рассказы сновидца» и «Книга чудес» Лорда Дансени. Для тех, кто не в курсе, Дансени — один из основоположников фэнтези, чье творчество повлияло на таких писателей как Лавкрафт, Борхес и Толкиен.

Любители фэнтези современного, а также те, кто обожает постмодернизм, хоррор или «сказки для взрослых», да и просто поклонники хорошей прозы — все они оценят (если уже не оценили) «Осторожно, триггеры» Нила Геймана. На его страницах можно найти кроссовер «Спящей красавицы» и «Белоснежки», новое дело Шерлока Холмса, продолжение «Американских богов», мини-цикл «Календарь сказок» — кажется, Гейман хочет испробовать все художественные формы, приобщиться ко всем известным вселенным… и он пробует, приобщается — легко, изящно и со вкусом.

РОМАНЫ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ)

Русскому хоррору нужен монстр. Тот, чья морда приковала бы испуганные взгляды. Тот, кто уверенно подвинул бы гигантов Иронического Детектива и Исторического Романа. Возможно, чудовище заявит о себе громогласным рыком… когда-нибудь. А сейчас на литературных просторах попадается одна мелюзга. Ну и полукровки, гибриды хоррора и Фэнтези, Подросткового, а то и Любовного романов. Как таких испугаешься? Некоторые авторы, насмотревшись на чудищ заморских, пытаются слепить подобие, как было с «Пожирателем мух», но у таких поделок и голова не к шее пришита, и ноги порознь ходят. Нам бы своих страшилищ вырастить, но пока не удаётся.

Титула «Монстр года» достоин роман «Молитва отверженного», авторства Сергея Дёмина. Но не из-за достоинств, а потому что на безрыбье… Налицо и отвратительные маньяки-извращенцы, и кошмарные сцены. Но сюжет у «Молитвы» незамысловат. Впрочем, для «палпа» сгодится и такой. Не грешит изысками и «В ночь на Хэллоуин» Алексея Шолохова. Впрочем, за маской «страшного» романа автор поместил «повесть о дружбе и недружбе», в которой немало интересных раздумий о людях, которые нас окружают. Обе книги вышли в серии «Myst. Чёрная книга, 18+».

Совершенно незамеченными прошли три книги серии «Серийный отдел. Детектив не для слабонервных» (от создателей «Myst»). Что из себя представляют роман «Не все трупы неподвижны» Бориса Ушакова и дилогия Виктора Глебова о следователе Самсонове — «Нежилец» и «Дыхание зла», нам ещё только предстоит узнать — а серия уже закрыта в связи с низкими продажами.

По сериалу «Метод» вышел одноимённый роман за авторством Даниила Лектора. Игорь Колосов отметился романом «Росомаха», вышедшим в «Библиотеке «Мужского клуба» издательства «Крылов».

До «монстров» не доросли романы Михаила Кликина — «Турист» и «Охотник», что входят в межавторский проект «Чистилище» Сергея Тармашева. Мир захватывают ожившие мертвецы? Прекрасно! Главные герои — жители русской глубинки и северяне? Лучше некуда! Но хоррора здесь мало, а вот любители литературы приключенческой будут в восторге.

К авантюрному роману относится и «Древняя кровь» Филиппа Мартынова. Завязка напоминает и «Монстролога» Рика Янси, и крайтоновский «Парк юрского периода»: главный герой, тоже, кстати, Филипп Мартынов, ищет исчезнувших чудовищ. Услышав байку о древнем змее в водоёмах Таиланда, протагонист отправляется на поиски, где помимо монстра, встречает еще и охотников за ним. Экшен от начала до конца, да экзотические декорации — вот и всё, чем может похвастаться этот роман. То же самое можно сказать и про продолжение — «Мапингуари — демон сельвы» (зато название-то какое!).

Пусть не обманут читателя и два романа с припиской «Самая страшная книга». «Болото» Марьяны Романовой удостоилось звания «самой страшной книги года», хотя непонятно — кто выбирал? где остальные кандидаты? Также автор отметилась романом «Старое кладбище». А вот «Крысиную башню» Натальи Лебедевой, оказывается, «Самая страшная книга» рекомендует. Мало того, продолжение «Театра черепаховой кошки» вышло в серии «Тёмная сторона» (не в той, что от Артемьевой), вместо «Московских сторожевых». Обе книги, хоть и повествуют о потустороннем, но совсем не пугают.

Не стоит верить и рекомендации «Блестящий мистический триллер в духе Стивена Кинга», говоря о книге «В поисках призраков» российского певца, музыканта, телеведущего, актёра, саунд-продюсера, человека и парохода Алексея Чумакова. Казалось бы, беспроигрышный сеттинг — нехороший дом — должен сыграть истории на руку, но увы. Можно долго обсуждать провалы книги, но вместо этого введите имя-фамилию автора в поисковике «Google». Этот человек пишет хоррор, верите?

А вот «Автохтоны» Марии Галиной не кричит слоганами, да и броских блёрбов на обложке не красуется. Завязка проста — в безымянный город прибывает безымянный герой. Знакомится с туземцами: официантками, нищими, певцами. Казалось бы, что тут пугающего? Но страница за страницей, и грань между действительным и иллюзорным стирается, а читатель вместе с героем-детективом уже разгадывает не обстоятельства театрального спектакля начала двадцатого века, а головоломку: насколько реально происходящее? Пусть книга Галиной и не относится к хоррору напрямую, но ощущается в ней некая болезненная жуть. Добавьте к этому потрясающий слог, увлекательные диалоги и динамичность повествования, и вы получите самый значимый роман ушедшего года.

РОМАНЫ (ЗАРУБЕЖНЫЕ)

Наконец-то мы добрались и до них. Луч нашего воображаемого фонаря высвечивает то лапу, то гребень, то горящий ненавистью взгляд. Целиком-то гигантов и не охватишь. Некоторые из них вступили на землю русскую в первый раз; другие уже бывали, но тайком, на пиратских судах; третьи пришли вслед за своими сородичами.

Фанаты Стивена Кинга наверняка порадовались: в прошлом году были впервые опубликованы аж три книги Короля. Правда, назвать крупной формой «Парня из Колорадо» язык не поворачивается: повесть с одной сюжетной линией растянута на сто семьдесят страниц. Не мало ли? К тому же, русскоязычный, не веберовский, перевод появился году этак в 2009-м. Шутка ли, «Colorado Kid» написан десять лет назад. Более интересны свежие романы, и издательство «АСТ» оперативно выпустило их. Первый, «Возрождение», напоминает помесь «Кладбища домашних животных» и «Дьюма-Ки». Действительно, главный герой — человек творчества и, разнообразия ради, даже не писатель. Судьба сталкивает его со священником, который изобрел особое электричество… Вряд ли Постоянного Читателя отпугнет то, что с каждым годом дядюшка Стив пишет всё хуже. Особенно трудно ему даётся крупная форма, что доказывает детектив «Мистер Мерседес». Продолжение, которое вышло у нас под названием «Кто нашёл — берёт себе», также получилось спорным и не без изъянов. И пора бы Королю уже остановиться и отойти от дел, но видимо, никак.

Фанатов Бентли Литтла в России в разы меньше. Но впору ликовать и им, ведь в 2015-м увидели свет три романа. Объединяет их мотив «нехороших мест». Лучшая из изданных — «Ассоциация», история о том, как обычная американская семья поселилась в небольшом поселке штата Юта, не ведая, что делами в нём заправляет жутковатая организация. Литтлу не впервой делать источником ужаса бюрократов (достаточно вспомнить то же «Хранилище») и создавать яркие сюрреалистичные эпизоды. В «Курорте» семья Турманов попадает в странное место для отдыха, где водятся извращенцы и потусторонние существа. Градус безумия, который усиливается к финалу, заставляет вспомнить о «Господстве» и «Университете» — пожалуй, самых мерзких романах у Литтла. Что касается «Окраины», то здесь подкачала и история, и перевод. Завязка такая: главный герой вместе со своей семьёй переезжает… догадайтесь, что дальше?

Но больше всего возрадовались адепты Питера Уоттса. Переиздание «Ложной слепоты» — явление само по себе значимое, но куда более важен вбоквел, «Эхопраксия». Каким оно получилось, уже спорят те, кто создал культ вокруг «Слепоты». Полностью издана трилогия «Рифтеры», которая принесла Уоттсу известность. «Водоворот» и «Бетагемот» поведают о дальнейших злоключениях Лени Кларк, которая выбирается из океанских глубин на поверхность. Уоттс создаёт удивительную антиутопию, более мрачную, чем «1984», но до ужаса реалистичную.

Благодаря издательству «Азбука» до российского читателя добрались «Периферийные устройства» Уильяма Гибсона. Это уже не классический киберпанк времён «Нейроманта» и не детективный эскурс по брендам. Гибсон обращается к теме компьютерных игр и делает это хорошо. От обилия новых реалий и терминов может закружиться голова, чего, впрочем и ожидаешь от фантаста-классика.

Также «Азбука» выпустила две книги Франка Тилье — «Головокружение» (первый роман цикла «Семь смертных грехов») и «Головоломка». И если первый роман возносит нас ввысь — книга повествует об альпинисте, который однажды обнаруживает, что прикован к скале в пещере, откуда нет выхода, — то второй гораздо ближе к земле — главными героями триллера являются профессиональные охотники за сокровищами.

«Карантин» Скотта Сиглера написан на стыке НФ и хоррора. Продолжение «Инфицированных» все так же изобилует мутациями организма и терминами из области биологии, но стало ощутимо динамичнее и драматичнее. Остаётся надеяться, что «Эксмо» не отложит выпуск заключительной части в долгий ящик.

Подобная ситуация как раз произошла с «Химической свадьбой» Гордона Далквиста. За время, что прошло с выпуска «Стеклянных книг пожирателей снов» и «Чёрной книги смерти», цикл о приключений Свенсона, Темпл и Чаня растерял читателей. Печально, а ведь третья книга масштабнее и увлекательнее предыдущих. К тому же, это один из лучших образчиков стимпанка за последние несколько лет.

Гораздо больше повезло «Вечной ночи», которая завершает трилогию «Штамм» Гильермо дель Торо и Чака Хогана. С выходом одноимённого сериала интерес к циклу не только не потерялся, но даже возрос. Благодаря «Азбуке-Аттикус» книга таки дошла до читателя, хотя с момента её английского издания прошло четыре года. Поклонники серии знают, что сюжетно книга разошлась с сериалом, превратившись в антиутопию в постапокалиптическом мире.

Русское издание «Монстролога» пополнилось третьей, предпоследней книгой «Кровавый остров». Рик Янси всё больше уходит от подростковой литературы в полноценный хоррор с натуралистичными сценами и самокопанием рассказчика. В этом году мы узнаем, чем таки закончилась история ученика монстролога Уилла Генри — издательство «АСТ» выпустит финальную книгу.

Романы Роберта Маккаммона обзавелись именной книжной серией, в которой вышли сразу две книги — «Пятёрка» и «Всадник авангарда». Первая похожа на кинговское «Возрождение» тем, что её героем также является музыкант. Нашлось место и мистике, и убийствам, и размышлениям о жизни и людях. Иной раз складывается ощущение, что только репутация творца хоррора и мешает Маккаммону податься в большую литературу. «Всадник» же в очередной раз возвращает нас к приключениям Мэтью Корбетта, которому в этот раз противостоит хитроумный доктор Фелл. Кроме романа, в издание включена повесть «Смерть приходит за богачом».

К историческому роману в очередной раз обратился Дэн Симмонс в «Мерзости», где рассказал о не совсем типичном восхождении на Эверест. Достичь планки «Террора» не удалось, да мы и не ждали. Но мы точно знаем, что найдём в книге — детально проработанный сеттинг, превосходный слог в не менее превосходном переводе Юрия Гольдберга и полное погружение в описываемую эпоху.

В серии «Новинки зарубежной мистики» вышло несколько книг. «Город» Кунца, вопреки названию, рассказывает не об американском мегаполисе времен 1960-х, а о джазовом пианисте Ионе Керке, которому суждено противостоять очередному Злу. «Волки на переломе зимы» Энн Райс — те же «Сумерки», только про оборотня — красивого, умного и, главное, доброго. И одной строкой об остальных — также в серии вышли «Неупокоенные» Лорена Оливера, «Вернувшиеся» Джейсона Мотта, «Город тёмной магии» Магнума Флайта и «Незваные гости» Мелиссы Марр.

Хтоническим ужасом веет от «Титуса Кроу» Брайана Ламли — очередного тома из знаменитого цикла с участием Великих Древних. Таким образом, «Эксмо» продолжило серию «Некрономикон», в которой ранее опубликовало всё творчество ГФЛ и его последователей. Мы советуем обратить внимание на Ламли, ибо он — один из лучших «культистов», который расширил и дополнил лавкрафтианский пантеон. И даже несмотря на то что приключения Кроу — это фэнтези, а не хоррор, цикл заслуживает внимания.

В отличие от многих коллег по перу, Джеффа Вандермеера не тянет работать с «Мифами Ктулху». Но сквозь декорации его «Зоны Икс» проглядывает что-то величественное и чужеродное. Как выглядит это «это» и чем оно опасно, мы толком не поняли, ведь «Трилогия Южного Предела» еще не переведена на русский полностью. Пока что на прилавках пылятся лишь «Аннигиляция» и «Консолидация», по которым заметно, что вдохновляли автора еще и братья Стругацкие с их «Пикником на обочине» и «Улиткой на склоне» соответственно. Завершающая книга, «Acceptance», не обозначена даже в планах «Эксмо». Но, возможно, после экранизации, за которую ответственен Алекс Гарланд («Из машины»), ситуация поменяется.

Серия «Misterium», кроме Вандермеера, пополнилась еще рядом романов, среди которых выделим «Лексикон» Макса Барри. Как следует из названия, «Лексикон» относится к редкой породе лингвистической фантастики, в основе которой лежит теория Сепира-Уорфа о языке, что определяет сознание. Барри умело выстраивает повествование, разбавляя экшен выжимками из психологии, биологии и лингвистики. Результат напоминает одновременно «Утеху падали» Симмонса и «Руну» Фаулера, но без затянутости первой и жестокости второй.

Помимо Вандермеера и Барри, «Эксмо» пополнило «Misterium» тремя внецикловыми триллерами Рут Ренделл («Эксгумация юности», «Пусть смерть меня разлюбит» и «Озеро тьмы»), «Кровавой жертвой Молоху» — пятой книгой Осы Ларссон о Ребекке Мартинссон, «Внезапной жертвой» и «Жертвой разума» Джона Сэнфорда, а также «Тайной Бреши» Патрика Ли и «Умри, если любишь» Пола Пилкингтона.

Вызывает интерес серия «Platinum. Звезды фантастического детектива», в которой уже вышли два романа. «Последний полицейский» Бена Х. Уинтерса, как заявляет аннотация, — «пронзительный нуар» на фоне приближающегося апокалипсиса: Землю ожидает встреча с огромным астероидом. А вот в «Сияющих» Лорен Бьюкес действие происходит в 1930-е годы. Чикаго, странный дом, с помощью которого можно путешествовать во времени, и убийца, этой возможностью пользующийся.

В серии «Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры» вышел последний на данный момент роман Чайны Мьевиля «Рельсы». Те, кто боится за перевод, могут выдохнуть — место покойного Георгия Яропольского вновь заняла Наталья Екимова, в числе заслуг которой есть и «Посольский город», и «Железный совет». Лидер «новых странных» переосмыслил «Моби Дика», вот только вместо океана раскинулось Рельсоморье, по которому ездят кротобои — специальные поезда. Даже на постмодернистском поле Мьевиль взрастил причудливый дизельпанковский цветок, который приглянется не каждому, но своей ценности не потеряет.

ПЕРЕИЗДАНИЯ

Если провести конкурс, в котором победителем становится тот, кто чаще всего переиздавался, то первое место займёт Стивен Кинг. В серии «Король на все времена» появились «Чёрный дом» и «Талисман» (в соавторстве с Питером Страубом), «Нужные вещи», «Ночная смена», «Регуляторы» и «Безнадёга, «Команда скелетов», «Ветер сквозь замочную скважину» и «Жребий Салема». Выдохнули, набрали воздуха… В серии «Тёмная Башня» вышли «Куджо. Цикл оборотня», «Тьма — и больше ничего», «Роза Марена» — плюс два романа и повесть в новинках, а также две межавторские антологии. Это, чтобы вы оценили масштаб.

На втором месте оказался Говард Лавкрафт. Издательство «Азбука-Аттикус» выпустило два сборника его историй, написанных в соавторстве. «Ужас в музее» изначально был издан в 1970 году и включал в себя рассказы, написанные Лавкрафтом в качестве «литературного негра». А в сборнике «Таящийся у порога» соавтором стал Август Дерлет.

Издательство Ивана Гусарова выпустило две малотиражки — «Неизданное» и «Творческие заметки». Обе книги проиллюстрированы Сергеем Крикуном и включают в себя восемнадцать рассказов, часть из которых ГФЛ написал в детстве, а также рукописный черновик автора, в который входит около двухсот творческих заметок. Переводчиком первого из сборников стал Владислав Женевский, которому удалось сохранить букву и дух оригинала.

Помимо Лавкрафта и многих других любимых нами авторов, «Азбука-Аттикус» переиздала «Начало» и «Закат» из цикла «Штамм» дель Торо — Хогана. Можно по-разному относиться к творчеству этого тандема, но признаем, что новое оформление с рисунками Сергея Шикина выглядит лучше, чем в первом издании.

В серии «Эксклюзивная классика» (АСТ) вышли знаковые романы Нила Геймана — «Никогде» (также известный как «Задверье») и «Американские боги». А вот серия «Мастера фэнтези» завалила прилавки магазинов книгами Джорджа Мартина, из которых хоррорманам будет интересен сборник «Грёзы Февра». Жестокая вампирская повесть «Шесть серебряных пуль» плюс «страшные» рассказы — повод взглянуть на знакомое имя под новым углом.

Из известного: «Эксмо» перевыпустило «Рога» Джо Хилла. К плюсам можно отнести новый, более качественный перевод Михаила Пчелинцева, к минусам — Рэдклиффа на обложке. В серии «Стивен Кинг поражён…» от того же «Эксмо» вышло переиздание «Дома» Бентли Литтла — опять же, с новым переводом. Но самым красивым может по праву считаться обновлённый «Террор» — версия 2015 года чудо как хороша.

В малотиражном формате появился «Укус» Ричарда Лаймона — одно из лучших произведений писателя. Представьте себе роуд-хоррор, в котором незадачливая парочка путешествует по Америке и пытается спрятать тело вампира. Но в дороге могут встретиться законченные психи… Фирменный «кровавый» стиль автора приправлен фирменным же лаймоновским юмором. Не пропустите, советуем.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Полагаем, что в первую очередь и коллектив DARKER, и его читатели ожидают антологию «Тёмные», под обложкой которой собрался цвет ССК-серии. Следом за ней грядёт третья «Самая страшная книга», где на сей раз немало «дуплетов» — с двумя рассказами прошли Максим Кабир, Майк Гелприн, Александр Подольский, Дмитрий Костюкевич, Алексей Провоторов и другие знакомые лица. Ориентировочно в марте-апреле в ССК-серии появится первый авторский сборник «Запах», с рассказами Владислава Женевского внутри. Если позволят продажи, то в 2016-ом увидит свет и антология «13 ведьм». Надеемся узреть и монстра, чья поступь сотрясёт русскую землю. Но благоволят ли звёзды отечественному хоррору, не знает никто.

В серии «Myst. Чёрная книга, 18+» грядёт очередная антология «Сначала было весело». Кого-то обрадует и выход авторского сборника Марьяны Романовой — «Приворот». В серии антологии должен, наконец, появиться долгожданный «Misterium. Полночь дизельпанка», который мы уже давно отрецензировали. В этой же серии «Антологии» появится и «Магиум Советикум. Магия социализма», где СССР развивается в фэнтезийном мире. Примечательно, что в него попали истории Татьяны Томах и Михаила Кликина.

Отметим и роман «Молот ведьм» Константина Образцова, который вполне может стать событием 2016 года, как и «Красные цепи» в 2014-м. Судьбой романа ведает издательство «АСТ».

Обратимся лицами к Западу. В рамках серии «Некрономикон» «Эксмо» выпустит продолжение приключений Титуса Кроу от Брайана Ламли — три оставшихся романа цикла. Всё ещё надеемся на «Морок над Инсмутом», и речь идёт не об очередном переиздании, а об антологии Стивена Джонса. Имена Рэмси Кэмпбелла, Нила Геймана, Брайана Ламли и Майкла Маршалла Смита прилагаются. Хотя, вспоминая канитель вокруг этой книги, нельзя с полной уверенностью сказать, что она выйдет. Антология «Монстры Лавкрафта», составленная Эллен Датлоу, тоже имеет шансы на появление в серии «Некрономикон». О других межавторских проектах пока не известно ничего, будем верить в серию «Тёмная Башня», которая, к слову, скоро порадует нас новейшим, с иголочки, сборником Стивена-Нашего-Всё. В «Ярмарку дурных снов» войдёт и пара повестей, и стихотворения, а вот «Высокая зелёная трава» и «Полный вперёд», что написаны вместе с Джо Хиллом, вопреки молве, так и останутся сетевыми публикациями.

Заждался читателя и сборник рассказов «По ту сторону рифта» Питера Уоттса, о котором мы тоже извещали год назад. Свежий взгляд на события фильма «Нечто», истории из мира «Ложной слепоты», мрачные видения будущего и идеи, что потрясают воображение — вот что ожидает нас в 2016-м.

От издательства «Астрель» ожидаем серию зарубежного хоррора, в которой должны выйти сборники Лэрда Баррона, Томаса Лигготи, Адама Нэвилла. Порадует любителей мрачной прозы издательство «Престиж Бук». Европейские ужасы — не самый частый гость в наших краях, но издательство обещает многотомники Ганса Гейнца Эверса и Жана Рэя. Кроме того, любителей ретро-хоррора могут заинтересовать планирующиеся к изданию книги Гастона Леру, Амброза Бирса и даже Валерия Брюсова (сборник фантастических и мистических произведений).

«АСТ» выпустит второй по счёту сборник Чака Паланика — «Сочини что-нибудь». Последние романы Чака поругивают, но в малой прозе он хорош всегда — вспомните хотя бы отвратительные байки из «Призраков». Хотя многим более придётся по душе новость о сборнике Чайны Мьевиля «В поисках Джейка». О замечательных «Деталях», «Голоду конец» и «Амальгаме» многие уже наслышаны, пора свести знакомство и с остальными. Также «АСТ» порадует нас «Птичим Коробом» Маллера, очень недурным романом о конце света, в котором люди боятся открыть глаза, ибо…

О крупных созданиях: серия «Стивен Кинг поражен…» готовит к выходу «Кочегарку» и «Страховую компанию» (вероятно, так переведут слово «Policy») Бентли Литтла. Неплохим подарком были бы «Коллекция» и «Унижения плоти», но о них ни слуху. Уже в январе «Принц Лестат» Энн Райс в одиннадцатый раз высосет деньги из чьих-то кошельков. В этой же серии, судя по всему, ожидается обновление «Вампирских хроник». И наконец завершится цикл Рика Янси об ученике монстролога Уилле Генри — «Ступени, ведущие в бездну».

Скотт Сиглер снова встретится с русскоязычным читателем благодаря «Эксмо»: ждем его «Ночной» роман. А вот «Книжный клуб семейного досуга» порадует любителей антологий — в 2016 году ожидаются межавторские сборники «Horrorology: The Lexicon of Fear» от вездесущего Стивена Джонса и «The Colour of Evil» под редакцией Дэвида Хартвелла. И если первая книга содержит новые рассказы (2015) от современных писателей, то вторая обращается к классике — имена Джона Кольера, М. Р. Джеймса, Лавкрафта, Натаниэля Готорна, Ле Фаню и Рэя Брэдбери наверняка разожгут интерес любителей хоррора XIX и XX веков.

Одна из самых интересных новинок — «Пятое сердце» Дэна Симмонса. Писатель Генри Джеймс и, кхм… Шерлок Холмс расследуют мнимое самоубийство. Читатель узнает о жизни великого сыщика в период между событиями у Рейхенбахского водопада и возвращением к Ватсону. Больше всего сюжет напоминает «Друд, или Человек в чёрном» того же Симмонса, но теперь повествует о персонаже, а не о писателе.

Остаётся ещё надежда на Джека Кетчама: его книга должна выйти в малотиражном формате. Также небольшим тиражом ждём сборник Кларка Эштона Смита «Империя некромантов», который составят рассказы циклов о Зотике (темное фэнтези в декорациях умирающей Земли) и Марсе (самый настоящий хоррор в инопланетных декорациях).

* * *

Луч фонаря бледнеет с каждым шагом. Мы вглядываемся в туманное будущее, но видим лишь, как сгущается мрак. Поступь исполинов раздаётся то совсем рядом, то затихает вдали. Как сказал когда-то один выдуманный писатель, если посветить на зло, оно отступит. Но вдруг это не так? Вдруг, если этот мигающий конус света пропадет, то чудища не станут нападать… а просто исчезнут?

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх