ССК 2018

 

В предыдущей части статьи читателю была обещана версия с жуликами, демоническими сущностями, магами и сумасшедшими. Вуаля, терпеливый читатель! Перед тобой — она.

 

Четвертая версия. Фальшивка

Но прежде, чем выводить новых подозреваемых и ставить их к рукописи лицом, давайте еще раз продумаем и представим основные мотивы: с какой целью, кому могло понадобиться изготовление фальшивки?

Что мы об этом знаем?

А) Подозреваемый Винфрид Войнич мог бы обогатиться на продаже таинственного манускрипта, связанного с именем Роджера Бэкона. Но Войнич рукопись не продавал. Как и его жена, Этель Лилиан. Иезуиты с виллы Мандрагона рукопись продали, изрядно продешевив. И только наследница — секретарь жены Войнича — заработала 24 тысячи долларов, продав рукопись букинисту. Но именно эту женщину в изготовлении подделки не подозревали.

Б) Манускрипт, якобы задуманный как средство мести и дискредитации Анатасиуса Кирхера со стороны его врагов — не сработал. Нет ни фактов, ни тем более доказательств, что Кирхер занимался расшифровкой манускрипта, а умер он вполне почитаемым членом общества.

В) Использование загадочной рукописи в войне иезуитов между собой, как часть политической интриги между ректором Марци и его противниками — не дало также ничего: иезуиты по-любому победили.

Получается, все предыдущие подозреваемые — вытянули пустышку, и, следовательно, их мотивы смотрятся надуманными.

Придется нам вернуться к корысти и алчности, как наиболее распространенным и сильнодействующим возбудителям любого мошенничества.

И к той первой, вполне удачной сделке с рукописью, о которой нам стало известно из письма ректора Марци.

Пересылая рукопись Кирхеру, Марци сообщал, что она — из библиотеки короля Рудольфа II, и монарх будто бы уплатил за нее немыслимые по тем временам деньги — 600 дукатов — потому, что принадлежала она Роджеру Бэкону, и чуть ли не его собственному перу.

Зачем король Рудольф мог бы купить рукопись Роджера Бэкона — понятно. Король был одержим идеей поиска философского камня, повернут на магии и Великом Деянии — алхимической трансмутации, превращении свинца в золото. А Роджер Бэкон — ученый муж, францисканец и натурфилософ, неоднократно обвиняемый церковью в ересях и колдовстве и даже отсидевший за это некоторый срок, в Средние века являлся наиболее почитаемой, поистине легендарной фигурой среди европейских знатоков алхимии, астрологии и прочих волшебных наук.

Если кому-то и был известен секрет философского камня — то, конечно, ему. Вот почему король Богемии и Венгрии мог купить рукопись за неприличные деньги.

Однако мы знаем сегодня то, что никак не мог знать одержимый алхимией Рудольф II: пергамент, использованный для изготовления рукописи, по данным радиоуглеродного анализа, не старше 1438 года. Так что ни принадлежать Бэкону, ни быть написанным им, умершим в XIII веке, манускрипт Войнича не мог.

Вывод очевиден: королю Рудольфу впарили подделку. Кто же? Если предположить, что это не была продажа через третьи-десятые руки (ну не всякий ведь вхож к королю, даже к такому отмороженному, как Рудольф Второй, сверженный и душевнобольной император-затворник), то, скорее всего, это были люди из числа приближенных, способные изготовить фальшивку столь правдоподобную, что ее не сумели разоблачить даже при пражском дворе, битком набитом самыми сведущими магами, астрологами и алхимиками!

Одно имя подозреваемого уже мелькало перед нами: Джон Ди. Другое — Эдвард Келли.

Кто же эти ловкачи и как удалось им провернуть столь непростое дельце?

Джон Ди — типичная для позднего Средневековья фигура, представляющая жгучую смесь тайн и противоречий в одном флаконе: аристократ и бродяга-авантюрист, блестящий ученый-универсалист, естественнонаучник и натурфилософ, маг и чародей, теоретик и практик, обманщик и... обманутый.

Родился он в Англии, в обеспеченной семье, много учился, занимался математикой, астрономией и астрологией — успешно настолько, что сделался одним из основателей Кембриджа.

Занимаясь картографией, конструировал модели Вселенной вместе со знаменитым Меркатором, который стал его другом.

За рисование карт был обвинен в шпионаже — и, судя по всему, действительно, подвизался некоторое время в качестве агента британской короны. Причем свои географические разведывательные донесения он подписывал цифрами «007» — так что его можно считать одним из первых Джеймсов Бондов или, по крайней мере, прототипом знаменитого шпиона.

На континенте, в Париже, Джон Ди читал лекции по началам Эвклида. Вернувшись на родину, познакомился с Джероламо Кардано (тот самый изобретатель карданового вала); с ним вместе трудился над созданием вечного двигателя, а заодно освоил науку составления гороскопов, которой так хорошо владел Кардано (за составление гороскопа Иисуса Христа инженер Кардано был обвинен в ереси и посажен в тюрьму, где предсказал, по легенде, дату своей смерти).

Тот же Кардано внес существенную лепту в науку шифрования: криптографам всего мира известно созданное им шифровальное устройство — «решетка Кардано» (подробно описана в рассказах о Шерлоке Холмсе; а применение показано в титрах к одноименному советскому сериалу).

Будучи протестантом, при дворе Марии Тюдор Джон Ди подвергался гонениям, зато в правление Елизаветы сделался чуть ли не придворным математиком и астрологом: подготовил реформу юлианского календаря и то ли наставлял в навигационных науках знаменитого пирата Мартина Фробишера, то ли сам совершил с ним плавание к берегам Канады в 1576 году — возможно и то, и другое. Протестантская вера в Христа уживалась в нем с верою в герметизм, магизм и поисками неведомых сущностей и связей с ними.

В своем доме в Мортлейке Джон Ди собрал самую большую и наиболее полную научную библиотеку Англии.

А в 1564 году сам опубликовал весьма странную книгу под названием «Иероглифическая Монада» («Monas hieroglyphica», THEATRUM CHEMICUM vol. III), в которой, подобно и другим выдающимся мыслителям Средневековья, пытался отыскать некий универсум — ключ к пониманию Разума, Бога и сути вещей.

Графически монада Ди представляет собой слегка усложненный знак Меркурия, известный из алхимии: лунный полукруг сверху, под ним — круг, под кругом — крест. И это, согласно Джону Ди — символ всего, из чего можно вывести и создать все, что и демонстрирует автор книги посредством 24 остроумных теорем. Он выводит из своей «монады» знаки всех планет, все числа и все алфавиты. Вот пример его рассуждений: линия есть диада, поскольку она ограничена двумя точками — так мы получаем число два. Точка пересечения горизонтали вертикалью — есть число три. Крест с четырьмя ветками соответствует числу четыре; соединив три и четыре, получаем семь, одно из главных оккультных чисел. Повернув крест на сорок пять градусов, получаем косой крест (крест святого Андрея) или «Х» латинской грамматики. Косой крест — это число десять по-латыни...

Из символа Меркурия (круга, полукруга, точки и линии) можно получить зодиакальные знаки всех планет и буквы алфавитов. По ходу дела Джон Ди дает пояснения и рекомендации в области алхимии, астрологии, христианской философии и герметизма. При внешней стилистической простоте, «Иероглифическая монада» — книга сложная, недаром ее до сих пор изучают эзотерики, оккультисты и каббалисты всего мира.

Учитывая сложность манускрипта Войнича и разнообразие научных познаний, которые понадобились при его изготовлении, Джон Ди — человек вполне подходящий, чтобы обвинить его в авторстве.

Но для чего богатому и достаточно известному лицу с научной репутацией опускаться до мошеннических фиглей-миглей? Зачем?!

И ведь «Иероглифическую монаду», претендующую некоторым образом на сакральность, тот же Джон Ди писал вполне традиционным способом, как и было принято в солидных научных кругах его времени — на латыни. Пусть и с использованием иносказаний и метафор «только для посвященных», но вполне открыто и — говоря современным языком — легально!

Между тем манускрипт Войнича не похож даже на таинственные трактаты герметического корпуса. Он просто СЛИШКОМ таинственный.

Тут пришла пора обратить внимание на второе подозреваемое лицо: некто Эдвард Келли, он же — Эдвард Тэлбот, то ли писарь, то ли помощник аптекаря из английского Ворчестера, наказанный у себя на родине за подделку какого-то документа отрезанием ушей и вынужденный удариться в бега. Всю жизнь ему приходилось прятать обрубки ушей под длинными волосами и оттого на всех портретах он выглядит стариком. Хотя к моменту смерти успел достичь всего лишь 42 лет...

Джон Ди познакомился с Эдвардом Келли в 1582 году, а уже в следующем, 1583, собрав семью, поехал в Европу, чтобы вместе со своим новым другом сопровождать некоего польского дворянина, Ольбрехта Ласкова, в его поездке ко двору короля Рудольфа в Праге. Зачем?..

Джон Ди был человеком увлекающимся. Келли буквально поразил его своими спиритическими способностями, умением вызывать духов и даже ангелов посредством хрустального шара и общаться с ними на их языке, так называемом «енохианском». Ангелы диктовали Джону Ди книгу — «Енохианскую магию», полную божественных откровений. Отчеты о каждой потусторонней встрече Ди подробно описывал в дневнике. Шпионская привычка или скрупулезность ученого? Кто знает! Зато нам точно известно, что прерывать эти потусторонние занятия, которые он считал весьма важными для всего человечества, он не хотел.

Он нанял Келли в штатные медиумы, предоставил беглому страннику свой кров и возможность спокойного, респектабельного существования. Но у авантюриста-медиума были и другие интересы. Например, алхимия. Делание золота позволяло быстро сколотить капитал, независимо от того, как много драгоценного металла получалось создать на самом деле. При дворе короля Рудольфа Эдварду Келли сразу же нашлось место — в отличие от Джона Ди.

И все же, в течение четырех лет, с 1585 по 1589, оба персонажа обитали в Праге, в знаменитом «доме Фауста». (Этот эпизод из жизни двух магов и алхимиков навеял Густаву Майринку сюжет романа «Ангел Западного окна»).

 

 Восковые фигуры обоих магов в пражском «Доме Фауста»

 

Чем лучше шли дела у Келли — король был очень доволен им и даже наградил баронским титулом — тем больше Келли тяготился присутствием Джона Ди. Во-первых, что ни говори, — конкурент. А во-вторых, опыты с ангелами, возбуждавшие любопытство Джона Ди, уже не приносили Келли столько денег, сколько ему хотелось.

И вот как поступил этот безухий хитрец: он объявил Джону Ди, что, дескать, его ангелы велели магам обменяться женами. По слухам, Джон Ди согласился с этим странным требованием. Однако в 1589 все же покинул Прагу вместе с женой. Счастья это ему не принесло. Он вернулся в Англию разоренным, во время эпидемии чумы потерял семью и умер в Лондоне, в бедности и одиночестве примерно в 1608 году.

Судьба его приятеля-медиума сложилась немногим лучше. После отъезда Джона Ди король Рудольф начал проявлять нетерпение — венценосной особе хотелось побыстрее порадоваться результатам магических трудов. Он перестал доверять обещаниям Келли и одновременно опасался, что тот сбежит в Англию. Поэтому монарх заточил алхимика в тюрьму в башне замка Кршивоклат — чтобы сидел до тех пор, пока не сделает все то золото, какое наобещал.

В ответ Келли действительно попытался сбежать — при помощи веревочной лестницы. Но ее не хватило на всю высоту башни. Тогда он прыгнул и сломал ногу. Его увечье пытались вылечить путем ампутации — этого Келли не выдержал и умер, как уже говорилось выше, в расцвете сил, в возрасте 42 лет.

Подозревать Джона Ди в изготовлении фальшивки вроде бы нет причин: не тот характер. По крайней мере, он вряд ли стал бы делать это для самого себя.

Но его знания, связи и возможности мог обманным путем использовать штатный медиум и записной пройдоха Эдвард Келли. Мотивы? Просты как пятачок: деньги и еще раз деньги.

Ведь до чего красивая выдумка — ангелы, сообщающие магу секреты бытия! И особый язык — как доказательство достоверности — «енохианский»!

Предание о Енохе, праведнике, который не умер, а живым был взят на небо (православные толкователи библейских мифов опровергают это, утверждая, что Енох только «как бы был в небе», то есть, возможно — летал, но не возносился в райские кущи), существуют у многих народов. В Коране и исламской традиции, например, Енох — это пророк Идрис. Тот, кто изобрел астрономию, письмо и арифметику. Иногда его отождествляют с Осирисом — обожествленным царем, жившим на заре времен и также известном, как просветителе и цивилизаторе.

В христианской Библии Енохов два; нам важен тот, который потомок Сифа, отец Мафусаила, седьмой патриарх, начиная от Адама. В пятой главе Книги Бытия о нем говорится, что он прожил на земле 365 лет. Эта часть Библии представляет собой родословную от Адама до Ноя и его сыновей. Про всех, кроме Еноха, там сказано: «и он умер». А Енох — не умер! В награду за благочестие Бог освободил его от смерти, вызванной грехами прародителей. Енох общался с ангелами и написал книгу о том, что видел на небе. Существует несколько апокрифов и самый известный из них так и называется: «Книга Еноха».

Помимо прочего, в христианской традиции существует поверье, что Енох и пророк Илия (двое неумиравших из людей) находятся в некоем неведомом месте и вернутся на землю перед наступлением конца света. В средневековой Европе слухи о появлении Еноха и Илии то и дело возникали в общинах протестантов. По большей части, эти слухи распространялись как агитация против Рима, а на Руси сыграли немалую роль в церковном расколе.

Здесь, возможно, кроется религиозный и политический мотив, по которому некто создал манускрипт Войнича на особом, «енохианском» языке. Однако, версия эта настолько мутна в смысле фактов, что мы ее рассматривать все-таки не будем.

Во всяком случае, из всего вышесказанного понятно, что в 16 веке бредни о «енохианском языке» не выглядели такими уж бреднями, как в наши дни.

Джон Ди считал опыт общения Келли со сверхъестественными сущностями примером апостольской ксеноглоссии — умением говорить и писать на незнакомом языке.

В наше время это считают разновидностью глоссолалии. При некоторых психических заболеваниях у маленьких детей и у людей в состоянии транса иногда наблюдается речь, весьма похожая по структуре и ритму на нечто осмысленное. Слова могут напоминать неологизмы, но на самом деле — ничего не означают. Иначе говоря — «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве»... Присутствует только форма и видимость мысли. Но не мысль.

Если Келли — автор манускрипта Войнича, то — вполне могло так случиться — он обманул не только короля Рудольфа, но и своего благодетеля, Джона Ди, свято верившего в иероглифическую монаду и Гермеса, Трижды Величайшего (он же — Меркурий, прародитель и создатель языков земных).

Что тут скажешь? Ловко!

Стоит ли в таком случае пытаться расшифровать текст, в котором нет никакого смысла? Это ведь глупо! Так же, как искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет.

 

Черная кошка. Версия пятая, со всеми неизвестными

Все это верно в том случае, если Эдвард Келли — автор манускрипта. Но доказать или опровергнуть такое утверждение пока что не получилось. Джон Ди, ежедневно писавший свои дневники, ни разу не упомянул в них о составлении им какого-то таинственного манускрипта на енохианском языке с картинками. Ни слова!

Конечно, Келли мог написать свой труд после отбытия Джона в Англию, по памяти воспользовавшись какими-то его сведениями о календаре, алхимии, космогонии и ботанике... В период до заключения в тюрьму.

Но он мог и не написать ничего!

Тем же самым способом — путем глоссолалии — манускрипт мог создать любой безвестный бродячий маг-чародей, которыми кишели в те годы все дороги и знатные дворы Европы.

Ведь каждый настоящий волшебник обязан иметь при себе какие-то доказательства своего мастерства, некий обязательный джентльменский набор для антуража.

Точно как Остап Бендер носил с собой чалму и афишу, чтобы изображать брамина-предсказателя — средневековые колдуны не могли всерьез практиковать магию без наличия в своем багаже хотя бы захудаленького гримуара, то есть магической книги.

Народные поверья подробно расписывали даже инструкцию — как именно колдун обязан создать себе гримуар. Делается это так: маг лично зарисовывает каждого демона, с которым намерен иметь дело, записывает его имена, знаки и атрибуты, специализацию; составляет и записывает заклинания для каждого духа, которого будет потом вызывать для работы.

После чего эту своеобразную адресную книгу требуется активировать: вызвать каждого духа или демона и с каждым заключить соответствующий договор с взаимными клятвами верности. Все это — не безвозмездно, а с угодными демонам жертвами.

И народные поверья утверждают, что большинство колдунов кормили свои гримуары человеческой кровью. В благодарность за это гримуары скрывали жуткие тайны своих владельцев от посторонних, расслабляясь только в присутствии хозяина. А если их трогал кто-то чужой — книги меняли цвет страниц, наливались багровым, слова и буквы вспыхивали и могли обжечь. Впрочем, даже и хозяин гримуара по неосторожности мог подвергнуть опасности свою жизнь. Например, открыть книгу не на той странице, или открыть ее случайно и не ко времени. И тогда дух, обитающий на этой странице, явившись незваным, мог рассердиться и убить того, кто его потревожил не по делу.

Фальшивый же гримуар гарантировал своему владельцу безопасность и одновременно — стабильный доход. Что приятно.

Можно представить такую картину: некий предприимчивый и неглупый «ученик чародея» покупает, выкрадывает или уворовывает у некого средневекового медика старинную книгу по медицине. Или — не старинную, а наоборот — самую новую, написанную самим этим доктором на старинном, специально выскобленном и очищенном для этих целей пергаменте. (Тут, вероятно, будет уместно вспомнить, что Эдвард Келли в своем родном городе был одно время учеником аптекаря?)

Заполучив ее в собственность (не важно каким путем), начинающий колдун «улучшает» рукопись, придавая книге еще больше сходства с магическим гримуаром — разрисовывает картинки по своему усмотрению. Нормальные растения, изображенные в эскизах, с помощью богатого извращенного воображения переделывает в нечто совершенно фантастическое. А текст приписывает такой, что сам Сатанаил ногу сломит, не говоря уж о мелких бесах и демонах.

Результат: таинственный манускрипт Войнича, который никто понять и разгадать не в силах. Могло так быть? А почему нет?

Ведь, если присмотреться к манускрипту повнимательнее: первое, что бросается в глаза — это странное впечатления дежа вю. Растения: вроде бы похожие на то-то или то-то, но не полностью. Алфавит: напоминает то ли греческий, то ли глаголицу, что-то очень знакомое, но все же непонятно — что.

Календарь — вроде бы он. А вроде бы и нет?..

Карты-схемы Земли и космоса — что-то такое где-то видели... Но что и где? Неизвестно.

Вся рукопись — сплошная глоссолалия. Четкие формы и структуры, не содержащие конкретного смысла. Все, похожее на что-то, никак по-настоящему не распознаваемое!

Имеется ли в рукописи на самом деле хоть какая-то логика?!

Или это действительно книга из другого измерения, переданная Келли ангелами или — в современной терминологии — инопланетянами? Как узнать?

Только одним путем...

Расшифровать. Ключ, ключ!

В наше время одна из первых попыток расшифровать рукопись была предпринята в 1921 году Уильямом Ньюболдом, профессором философии Пенсильванского университета, коллекционером старинных книг и криптоаналитиком.

Ньюболд предположил, что весь видимый текст манускрипта бессмысленен, но каждый символ в нем представляет собой набор черточек, различимых только при увеличении, и они-то как раз и несут определенную зашифрованную информацию.

Ньюболд видел в этих знаках сходство с древнегреческой скорописью, использовавшей систему условных обозначений. Профессор утверждал, что с таким подходом он прочитал целый параграф манускрипта, и открытый им текст доказывает не только авторство Роджера Бэкона, но и свидетельствует о гениальности этого ученого, который якобы использовал телескоп и микроскоп за 400 лет до Лёвенгука. И часть иллюстраций манускрипта — это как раз зарисовки того, что Бэкон разглядел с их помощью.

Спустя 12 лет, уже после смерти Ньюболда, другой криптолог, Джон Мэнли из Чикагского университета, опроверг эту «систему»: метод допускал слишком много различных интерпретаций. К тому же Ньюболд занимался тем, что просто переставлял «буквы», пока не получится осмысленный текст на латыни. Критерии выбора им того или иного знака были настолько размыты, что практически это позволяло получить любой вариант текста.

Странное дело! Человечество сумело прочитать надписи на давно забытых, мертвых языках, расшифровать послания Розеттского камня, прочитать древнеегипетские папирусы, разобраться в законах вавилонского царя Хаммурапи и календаре майя, но все еще пребывает в задумчивости по поводу одной, не самой древней рукописи, созданной, как считается многими, в Европе! Почему?!

Может быть, именно обилие теорий и сходств мешает больше всего.

В манускрипте Войнича использовано больше 170 000 знаков, отделенных друг от друга небольшими пробелами, без пунктуации. Почерк устойчивый и четкий, и, согласно исследованиям современных почерковедов, принадлежит одному человеку. Легкие изменения и различия в начертании объясняются большим временным интервалом, в течение которого шла работа над книгой.

Весь текст рукописи можно передать алфавитом из 20–30 букв. Имеются несколько десятков специальных знаков, каждый из которых применен в книге не больше 1–2 раз.

Широкие пробелы делят текст манускрипта примерно на 35 тысяч «слов». Некоторые знаки присутствуют в каждом слове, некоторые удваиваются, некоторые ни разу не соседствуют друг с другом: все это считается признаками подчинения текста рукописи фонетическим и орфографическим законам некоего языка.

Но какого именно, если это не средневековая латынь, характерная для научных европейских трактатов того времени, как полагал Ньюболд?

Теорий выдвигалась масса. Исследователи, считавшие, что это обычный, незашифрованный текст на одном из естественных языков, предлагали в качестве варианта — латинский; латинский с сокращениями; английский; немецкий; норвежский; китайский; маньчжурский; греческий; иврит; санскрит; арабский.

И даже украинский. Но только без гласных. Славянскую версию выдвинул в 1978 году американский лингвист (украинец по происхождению) Джон Стойко. Один из его аргументов — то, что в манускрипте часто встречается односложное словечко «це», типично украинское.

Согласно другой распространенной теории — в манускрипте использован естественный язык, но сам текст зашифрован.

Например, с помощью поросячьей латыни — Pig Latin, он же свинский латинский — «тайный язык», который в Англии часто используют в шутку или в детских играх. Принцип «шифровки» простой — если слово начинается с согласной, ее переставляют в конец и добавляют окончание «эй», например: cat — atcay, pig — igpay. (Кто читал в детстве книги о муми-троллях, сразу увидит сходство с языком Тофслы и Вифслы: «ясла скоросла придусла» — что тут зашифровано?).

Но даже такой вариант не объясняет некоторые особенности языка рукописи Войнича: например, в книге почти нет слов длиннее десяти знаков и коротких, одно- и двух-буквенных — тоже. Некоторые знаки ставятся только в начале слова, другие — в конце, некоторые — исключительно в середине; это присуще арабскому письму, но не латинскому или кириллическому.

Совершенно экзотическую версию выдвинул в 1987 году Лео Левитов в книге «Разгадка манускрипта Войнича: литургический справочник для обряда эндура ереси катаров, культ Исиды». Он заявил, что текст написан на языке полиглота: смеси средневекового фламандского со старофранцузским и вкраплениями старых верхненемецких слов. А сам манускрипт — не что иное, как последний в мире документ катаров, средневековых гностиков, хранителей «Святого Грааля», которых за ереси истребляли католики. Изображения женщин в бочках запечатлели катарские таинства, загадочный ритуал эндура, представляющий собой вариант «законного самоубийства»: перерезание вен в теплой ванне, уморение ядами и голодом смертельно больных людей. Фантастические растения ботанического раздела — на самом деле не растения, а религиозные символы. Созвездия астрологического раздела не стоит искать в небе — это только звезды на плаще Исиды.

Теория любопытная и увлекательная, но в плане фактов и аргументов — несостоятельная. Прежде всего потому, что катары, как христиане, с Исидой дружбы никогда не водили. А ритуал эндура относился к посту и духовному совершенствованию, не подразумевая самоубийства. Да и по времени теория катаров относит манускрипт к XII веку, что на столетие старше даже теории насчет авторства Роджера Бэкона.

Ну, вот, кажется, все перебрали. Что же в сухом остатке? Опять ничего?!

Но тогда это может быть текст на придуманном языке — на енохианском (он же — «ангельский»), на балайбалане (секретный язык некой исламской секты), на «арифметикус номенклатор», который придумал в 1653 году неизвестный испанский иезуит. Или это «лингва игнота» XII века, или «синтетический язык» Джонстона 1641 года. А может, это просто бессмыслица, бредовое бормотание? Вариантов — море!

И мы захлебнулись бы в них.

Если бы в 1976 году к тексту рукописи Войнича не применили бы математический частотный анализ — Уильям Беннетт, Жак Гай, Жорж Столфи и Габриель Ландини.

Анализ выявил структуру, характерную для естественных языков. Повторяемость слов в нем соответствует закону Зипфа. Джордж Зипф, гарвардский профессор лингвистики, открыл, что слова встречаются в тексте в определенном соотношении; между словами, встречающимися в речи редко, очень редко, часто и очень часто, существует конкретная и четкая пропорциональность. На законах Зипфа строится работа любой поисковой машины в интернете, они применимы к любому осмысленному тексту.

Все они справедливы и соблюдены в отношении манускрипта Войнича.

Таким образом, можно считать доказанным, по крайней мере, что рукопись — не творчество сумасшедших (такая версия тоже рассматривалась некоторыми авторами).

Хотя текст Войнича и выглядит более монотонным, чем любой европейский язык. Одно и то же слово может повторяться в нем трижды подряд, а некоторые слова различаются только одной буквой. Словарь автора рукописи существенно беднее, нежели набор слов у авторов обычных книг.

Некоторые видят в этом признаки «искусственности» языка. Однако у многих примитивных народов встречаются языки с еще более высокой повторяемостью слов, чем в рукописи Войнича (например, в полинезийском).

Компьютерный анализ манускрипта выявил, что в тексте, возможно, смешались два различных «диалекта», одинаково хорошо известных автору, либо напротив — два разных писца применяли к нему разные шифровальные коды или писали в разное время.

Биолог и психолог из Санкт-Петербурга Сергей Кривенков и программист Клавдия Нагорная недавно выдвинули новую версию, связанную с Джоном Ди: якобы этот агент 007 зашифровал таким образом рецептуру ядов. И потому на рисунках растения нарочно изображены неправильно: соединены копытень с белладонной, шиповник с крапивой, болиголов с ромашкой и т.п. Спиральные звездные рисунки — это «часы», показывающие лучшее время для сбора трав; женские фигуры — стадии приготовления лекарств; водоемы в виде органов — места воздействия отравы на человеческое тело.

Это, безусловно, интересный подход к проблеме, комбинирующий сразу несколько методов: исторический, психологический, художественный.

Астрономы, астрологи, географы и палеонтологи тоже пытались решить загадку.

И мы можем подумать над еще одной версией.

 

 

Версия календаря

Мы уже видели изображения женщин, идущих по кругу, и рисунки, напоминающие зодиакальные символы месяцев.

 

 

Но если это действительно знакомые нам зодиаки, то почему год в манускрипте Войнича начинается с февраля (изображения двух рыб)? Почему в нем 12 месяцев по 30 дней в каждом (исключая месяцы Тельца и Овна — они разделены на парные диаграммы-круги по 15 женщин-дней) — всего 360?

Если это календарь — то какой народ мог использовать его?

Один из самых древних календарей на земле использовали египтяне; от них его переняли греки и латиняне, и те же астрономические вычисления жрецов вошли в герметическую традицию алхимиков.

Для египтян календарь имел первостепенное значение в сельском хозяйстве: разливы Нила, связанные по времени с первым появлением на небе Сириуса (древнеегипетский Сотис), делили год на две части. Счет дней шел от одного разлива до другого; на этом противопоставлении основывался один из первых на земле солнечных календарей. Он был прост и удобен: 12 месяцев по 30 дней. Каждый месяц был посвящен какому-то богу египетского пантеона и назывался его именем. Первый месяц года был Тот — по имени бога Луны и мудрости.

Имеется ли хоть что-то египетское в календаре манускрипта? Пожалуй, нет. К тому же даже египетские жрецы, много лет наблюдающие восход Сириуса, заметили, что продолжительность года не 360 дней, а 365, и стали использовать добавочные 5 дней. Не то!

В календарном разделе манускрипта Войнича присутствуют картинки с темными и светлыми ликами (полукругами) в круге. Это позволяет предположить некоторое сходство с делением на темный и светлый месяц у кельтов.

Древнейший кельтский календарь из Колиньи представляет собой попытку согласовать солнечные и лунные циклы. В нем считаются важными фазы луны; каждый месяц начинается с одной и той же лунной фазы.

В кельтском календаре также 12 месяцев, каждый раз начинающихся с полной луны. 13-й месяц прибавляется к году каждые два с половиной года, и существует пятилетний цикл из 62 лунных месяцев, «темных» и «светлых».

И это снова куда сложнее картины, которая сложилась в манускрипте Войнича относительно календарной теории.

Тогда, может быть, имеет смысл вообще расстаться с европейским континентом и, махнув за океан, попробовать отыскать похожий календарь там?

Например, чем плох календарь инков?

Инки (примитивные дикари в понимании европейцев) совмещали понятия времени и пространства. И это выражалось в самом их языке: слово «pacha» (на языке индейцев кечуа) означает и время, и пространство одновременно.

Инкское время Пача проецировалось на конкретное географическое место и делилось на настоящее (пача) и прошлое-будущее (ньявпа-пача), которое изображалось идущим по кругу как назад, так и вперед.

Интересно заметить, что в манускрипте Войнича все женщины, изображающие дни, «идут» по кругу, направленные строго в одну сторону — туда, куда смотрят их лица.

Если европейцы считали время чем-то линейно-направленным, и то и дело ожидали гибели мира, то нецивилизованные индейцы Перу в XVI веке полагали время-пространство бесконечным и даже, бывало, смеялись над белыми миссионерами из-за океана, которые стращали их выдумками о конце света.

Календарный год инков (кечуа вата) состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, и включал 360 дней плюс дополнительные. Также существовал ритуальный календарь из 328 дней. Согласно инкам, время-луна имеет две сущности или субстанции — темную и мертвую («кечуа ванья») и светлую, одушевленную («пура»). Это два диска, сменяющие друг друга в небе по очереди. Кроме того, согласно инкским верованиям, ночное светило мистическим образом связано с женщинами (подобные идеи встречаются не только у инков).

Во всем этом есть что-то сходственное с символикой манускрипта. Но полного совпадения нет.

И все же — странная космогония, странные для евроазиатского региона растения позволяют выдвинуть версию, что загадочная рукопись могла быть создана европейцами на американском континенте. Может быть, кто-то из последователей Колумба пытался с ее помощью сохранить те сведения и представления, которыми с ним поделились аборигены?

Но тогда почему этот европеец не использовал какой-то более понятный язык и алфавит? Просвещение ведь не предполагает шифровок!

Увы, календарная теория о Новом Свете заводит нас в тупик так же, как и теория об экзотических языках.

Может быть, все дело в том, что рукопись неполна? Может быть, где-то существуют другие ее части, которые позволили бы ответить хотя бы на такой простой и закономерный вопрос: описывает ли эта рукопись реальный мир или же она повествует о метафорическом и умозрительном?

На символический характер рукописи указывает, к примеру, полное отсутствие в иллюстрациях мужчин и животных. Ни одного мужчины! Да как же так?!

Ведь даже в безжизненных алхимических символах трансмутацию, например, было принято изображать как слияние мужского и женского начал, священный брак короля и королевы.

И вдруг, в магической вроде бы книге — ни одного мужчины.

Одни только женщины и растения... Подозрительно!

Хотя нет! Одно животное все-таки отыскалось.

Но в том-то и дело, что именно одно!

Маленькое и незаметное, как бесконечно одинокий петух, которого с таким азартом рисовал Карсон.

 

 

Как и все остальное в манускрипте, оно похоже на что-то знакомое и земное — на броненосца, например — но точнее сказать нельзя.

Кто ты, зверь? Нет ответа.

 

Сенсаций не будет 

Уже не однажды исследователи манускрипта заявляли о полной расшифровке рукописи.

И все же каждый раз речь шла лишь об отдельных догадках и предположениях. Полностью прочитать текст и разъяснить все его особенности и несостыковки так и не удалось до сей поры никому.

Мы так и не знаем:

— естественный или искусственный язык использован в манускрипте;

— зашифрован ли он или только записан на скорую руку;

— где и кем создан.

И даже сам характер рукописи все еще не определен с полной уверенностью!

Травник ли это? Дневник путешественника? Настольная книга врача? Инопланетная энциклопедия? Или вообще — экспериментальная рукопись, написанная роботом в далеком будущем? Никто на нашей планете не знает этого наверняка.

А если предположить, что рисунки и текст могут вообще не совпадать и не иметь никакого отношения друг к другу? Задача усложнится в разы, если включить в систему хотя бы один вариант случайности. И тогда все вышеприведенные рассуждения рассыпятся.

На что похож манускрипт Войнича? Больше всего он похож на игру. На поиски следов божественного Разума в окружающем нас мире, поиски смысла жизни в каждой отдельной человеческой жизни или знаков судьбы — в судьбе.

С каждой новой попыткой разгадка тайны манускрипта на самом деле отдаляется. Потому что все эти новые попытки наращивают число вероятных смыслов, интерпретаций, расширяют круг вопросов и запутывают проблемы в новый клубок. Растет энтропия и — соответственно — сопротивление материала.

Что же тогда со всем этим делать?

Расслабиться. Попытаться впитать художественную эстетику созданной кем-то невероятной головоломки.

Доверчиво, как это делают дети, прислушаться к «хливким шорькам»... Всмотреться в них бесстрашно, как в бездну. Может, когда-нибудь нам все-таки откроется смысл — зачем же они там «пыряют по наве»?

А может быть... нет.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх