ХРАНИЛИЩЕ

Своим рождением суеверия, ритуалы, культы и религии обязаны абстрактному мышлению. Как только в сознании человека прижился миф о потаённых могущественных силах, от которых лучше откупиться подношениями, чем встретиться с ними лицом к лицу, — оккультную реку было не остановить. Но инструменты и материалы нужны не только монтажникам или врачам. Жрецам тоже. Где колдуны и ведьмы пополняют свою материально-техническую базу? Давайте прогуляемся по трём самым крупным эзотерическим и оккультным рынкам, прилавки которых способны отравить ядом девственные сердца.

 

 

Колдовской рынок Акодессева

Издалека это просто пустырь. Очередной результат разрухи — дело привычное, как-никак, Африка. Но вот, по мере приближения, из клубов пыли выныривают деревянные столы-прилавки, на которые навалены головы, хвосты, конечности и шкуры животных.

«Обезьянья лапка, череп газели, зародыш летучей мыши! Действенно! Недорого!» — возможно, примерно так звучали бы призывы на наших родных просторах.

Продавцы бойко предлагают купить копыта газелей, зубы крокодилов, крылья летучих мышей, трупы гиен и лис, черепа всех форм и размеров. Помните жуткую обезьянью лапу из одноимённого рассказа Уильяма Джекобса? Хотите себе такую? Уверены? Нет проблем! Сколько штук завернуть?

Но, попав сюда впервые, не сразу начинаешь думать об окружающих тебя смертях, как о товаре. Нечто зловещее и тревожное копошится в костном мозге. Окружающая мрачность гипнотизирует, как змеиный взгляд.

Колоритный базар, не поспоришь. Это магический рынок Акодессева (Akodessewa). Найти его можно в центре столичного города Ломе, расположенного на побережье Гвинейского залива, кусочек которого достался Того.

Специфическую «визитную карточку» Ломе, основанного в XVIII веке народом эве, вряд ли станут использовать в туристических буклетах. А фотографии представленных в «магазине» Акодессева магических предметов и артефактов поместят на «обои» разве что истинные фанаты хоррора.

Но рынок пользуется популярностью у туристов, ищущих экстремальные ощущения, желающих посмотреть и даже прикупить необычные товары. Оставим за кадром курительные смеси, колдовские травы и зелья. Присмотримся повнимательней к разнообразному рыночному ассортименту, которым полнятся многочисленные ряды.

Лапы леопардов, рога буйволов, черепа пум, обезьяньи хвосты, кости и клювы птиц. Странные статуэтки и талисманы, засушенные хамелеоны, жучки и червяки, сдёрнутая со зверей кожа. Вы словно попали в музей жертв геноцида животных. На кладбище с развороченными могилами, в склеп под открытым небом.

Со всех сторон пялятся мёртвые глаза и пустые глазницы. С ощеренных морд свисают лоскуты кожи, из отрубленных конечностей торчат пожелтевшие кости. Превращённые в сувениры головы не осуждают людей за прилавками, они будто заодно с ними: скалятся на покупателей, страшат тянущимися в знойное небо рогами, которые напоминают перевитые щупальца.

Торгуют этим добром обычные африканцы — никаких сгорбленных седовласых ведьм или безумных колдунов с молочными глазами.

На Чёрном континенте по сей день исповедуют религию вуду. В Африке жива вера в чудодейственные свойства кукол, могущественные способности шаманов, магическую силу богов, связь между телом человека и животного. Толчёные части животных, особенно экзотических, здесь являются лекарством. Черепа обезьяны — средством от бесплодия. Сушеные лягушки — оружием против анемии. А убеждения и скепсис приезжих — пылью.

 

Здесь верят в исполнение желаний (зачастую тёмных). Верят в исцеления, способные лишить рассудка традиционную медицину. И не беда, что большинство наших бед лишь плод нашего же воображения...

«В этом вся Африка» — говорят вернувшиеся домой туристы, размещая на полке мистический сувенир. Как узнать, что попало им в руки, что вкралось в их жизнь: бедность торговца или болезнь его родственника? Какой кошмар они привезли с собой?

Не все страшные «принадлежности» служат добрым целям. Колдовской рынок легко обеспечит всем необходимым для воскрешения мёртвых, наведения порчи, стряпанья заклятий. Местные жители стараются не появляться на базаре без надобности. Это место — как последний аргумент в споре с тьмой. Или сама тьма.

Относительное спокойствие дня сменяется вечерней активностью. На рынок Акодессева стекаются шаманы — ищут недостающие ингредиенты для ритуалов и лекарств. Ближе к ночи также происходит приёмка товара, нередко разжигающая ожесточённые споры. Торговцы рвут на части привезенные трупы животных, чтобы после привести добычу в подобающее состояние и выставить на «витрину».

И снова день, и снова идёт торговля. Продавец оставляет на своей груди глубокий порез и втирает в него чёрный порошок, изготовленный из сомнительных компонентов. Смотрите, помогает! Одни ищут средство для привлечения удачи и богатства, другие — избавление от душевных страданий и физической боли. Третьи впадают в «трип», покурив местную траву-мураву.

Таков рынок магических товаров и фетишей, настоящий вуду-супермаркет, работающий в городе Ломе, некогда являющимся сердцем африканской работорговли, магнитом для тёмных личностей. Слабонервным лучше пройти мимо. Каким ветром их вообще занесло в Африку, в эту душную табакерку загадок и мистики?

Всем остальным — добро пожаловать... Под палящее солнце, к прилавкам с фетишистским загробным ассортиментом. Возможно, к тому, что вы не сможете понять и принять.

Что? Ничего не будете покупать? Только посмотрите, чтобы после рассказать друзьям и знакомым про столь безумное место? Здешние торговцы имеют другое мнение, знают, как продать зеваке хоть какой-нибудь сувенир. Рецепт торговли прост: кто захочет быть проклятым? Если покупатель, которого не заинтересовала обезьянья лапка «на удачу» или порошок из высушенных животных, проходит мимо, вслед летит шепоток наговоров вуду.

Всё-таки рискнёте уйти без покупок? Или, дабы не дразнить чёрную африканскую магию, купите что-нибудь нестрашное, почти безобидное... может быть, черепаший панцирь?

Извините, сегодня в наличии только с черепахой.

  

Боливийский рынок ведьм

Хотите отомстить недругу, наложив на него действенное заклятие? Стремитесь отвадить злых духов или позвать их в союзники? Тут понадобятся не только знания, но и необычные ингредиенты. Рога и зубы животных, например. А ещё сушёные внутренности, разделанные или мумифицированные тушки. И по мелочи: ладан, чёрные свечи, амулеты.

Всё это вы сможете найти на рынке ведьм в городе Ла-Пас, построенном в высохшем русле старой-престарой реки. Ла-Пас является административным центром Боливии — страны ярко выраженных социальных контрастов, в которой христианство, язычество и наивная вера в чудеса перемешаны с диким упорством.

Итак, ведьмовской базар (Меркадо-де-Брухас). Один из самых крупных колдовских рынков на планете. Место, холодящее кровь впечатлительных посетителей.

Кого здесь можно встретить? Что купить?

Рынок жалуют здешние колдуны, шаманы и хилеры, которым проблематично сделать нужные покупки в рядовом магазине. Оккультисты забегают за свежими листьями коки.

Захаживают сюда и обычные туристы. Бродят вдоль прилавков, заглядывают в «павильончики» в поисках волшебных амулетов, серебряных безделушек, любовного зелья. И чувствуют, как сжимаются внутренности при виде высушенных летучих мышей, жаб и насекомых, звериных лап, змеиных шкур, торчащих из коробки зародышей лам (два доллара за штуку, недорого!), связки скелетиков, подвешенных, словно вязанки чеснока.

 

Идёмте дальше, не бойтесь. Или бойтесь, не в аквапарк пришли. А в логово ведьмаков, где умеют манипулировать духами, населяющими мир индейского племени аймара. В мистическое место Ла-Паса, опутанное, точно цепями, тайнами и легендами.

И лучше спрячьте фотоаппарат, если не хотите ощутить, как ноги касается потемневшая от времени клюка... или не прячьте, если не боитесь колдовских проклятий. Решать вам. Как бы то ни было, боливийцы не любят людей с фотокамерами. Они верят, что каждый щелчок дьявольского устройства — это отнятая частичка души и здоровья.

Узкие улочки уводят в тёмное сердце Боливии, её магии. Кипучее воображение рисует жуткие картины. Под личинами простых продавцов прячутся ведьмы и прочая нечисть. Сидят возле столов с семенами и травами, обсуждают, плетут вязь заклинаний.

Хотите знать, как используют засушенные трупики лам? В ритуалах жертвоприношений. Живых существ, вроде как, нельзя, а убитых и засушенных... А ещё их закапывают в углу нового дома, чтобы хозяева не знали беды. Странное новоселье, что тут скажешь. Да и вообще — редкая церемония обходится без эмбриона ламы, мёртвого скрюченного младенца с широко открытыми глазами.

Знахарский рынок предлагает разноцветные бусы, фигурки черепах и лягушек, символы эпохи инков, парафиновые несуразности и баночки с загадочными красными пилюлями — любовное средство, не иначе. Значения многих сакральных предметов угадать очень трудно. Фигурка броненосца защитит от грабителей, сушёные лягвы озолотят, шкура тигра убережёт от неудач. «Потребительская корзина» на любые жизненные случаи. Ну а яркому текстилю вы найдёте применение сами.

 

Основанный в XVI веке Ла-Пас (к слову, наиболее высоко «забравшаяся» столица в мире: 3650 метров над уровнем моря) — город с историческим колоритом. Дух многовековой испанской колонизации не выветрился до сих пор: живёт в строгой планировке улиц и колониальных постройках.

До боливийского рынка ведьм лучше пройтись пешком. Настроиться, впитать в себя предчувствие чего-то необычного, трепетно-жуткого. А потом очутиться в «торговом центре», ориентированном на интересы знахарей и колдунов. В вязком, тяжёлом дурмане дымящихся благовоний.

Вы пришли сюда не за магией?

Зато магия...

Ладно, не будем мешать знакомству с ассортиментом. Разрешите лишь последний штрих. Смотрите: за рынком ведьм возвышается собор Святого Франциска. Стоит молча, смотрит в сторону, словно отрицая зловещее соседство.

 

Магический базар Сонора

Без чёрной магии и Мексика не Мексика. Так говорят.

Кто не желает верить на слово, собирайтесь — прогуляемся по колдовскому рынку. Такую уникальную возможность нам предоставит магический базар Сонора (Mercado de Sonora), расположенный в центре южноамериканского волхвования, в Мехико. Где, если не в столице Мексики, приобщаться к белой и чёрной магии? Особенно к чёрной.

Социальная антиутопия вынуждает местных жителей искать любые пути к лучшей доле, светлому завтра; самый доступный — колдовские микстуры и порошки. Национальная ассоциация чародеев города Мехико располагает инструкциями для заклинаний на все случаи жизни.

Из мексиканцев вышли странные католики, не брезгующие оккультными штучками. Исконные верования и суеверия, наложенные на католицизм, образовали в стране текилы и сомбреро религиозный синкретизм. Магия играет ключевую роль в обществе и медицине. Прежде чем обратиться в обычную больницу, местные жители, считающие себя католиками, делают ставку на зелья и «квалификацию» шамана. Колдовской бизнес цветёт и пахнет.

Магический базар прячется в глубине несчётных рядов большого рынка товаров широкого потребления, существовавшего ещё до визита в эти места испанцев. Если вы подумали, что он нелегален, вы ошиблись — Адольфо Руис Кортинес, президент Мексики, официально признал колдовской рынок в 1957 году. Возможно, даже прикупил траву «рука дьявола» для сердца.

Магическая аптека предлагает: листья авокадо — от воспаления, цветы жакаранды — от желудочных болей, сушёные змеи — от рака. Сушёные скунсы, по заверению торговцев, укрепят кровь. Чесночные бусы отгонят злых духов. Растение «трипа де Худас» поможет при переломах, ожогах, мышечных болях. Дурман индейский — при психических недугах. Лечебные свойства имеют сушёные колибри, морские звёзды, лисьи шкуры, живые белки и лягушки.

Но наибольший интерес представляют объекты, относящиеся к колдовским практикам. На прилавках смешались талисманы, свечи разных цветов и функций, иконы, золотая пыль, фигурки святых и медальоны. Любовные снадобья: зелья для крепкого брака и верности мужей, средства соблазнения. От сплетен поможет особое мыло. От нежелательных гостей — «вода святого Игнасио». В домашнем хозяйстве подсобит подкова. Ну и как обойтись без кукол вуду?

Кто эти люди под зелёными матерчатыми навесами, предлагающие купить тот или иной эликсир или статуэтку? Практикующие ведьмы и колдуны. Знатоки всевозможных религий и культов, например, Санта Муэрте (культ почитания смерти) или Сантерия (религия народа йорубу с элементами католицизма и вуду).

К празднованию Санта Муэрте рынок расширяет ассортимент ритуальной и эзотерической атрибутики, предлагая исчезающие виды животных — чёрных игуан, павлинов и сов.

В общем, излагайте свои проблемы или желания — а уж рецепт найдётся. Глядишь, и снадобье готово.

Хотите узнать своё будущее? Загляните в хрустальный шар. Или присаживайтесь и следите за картами Таро в руках колдуна, желательно колдуна в женском обличии, они более могущественны. Так считается.

Не верите в магию? Держите столь смелое мнение при себе. Был один случай: у туриста, высмеявшего местного торговца, дома начались сильные головные боли. Врачи разводили руками, таблетки не помогали. Полгода спустя турист вернулся в Мехико, на рынок Сонора, и извинился перед оскорблённым лавочником. Назавтра мигрень исчезла.

Жутковатое место способно пошатнуть убеждения даже прожжённого скептика. Мистический базар погружает в другое измерение. Это пространство надежд и стремлений, пробирающихся сквозь шум шагов, смех и шушуканье продавцов. Это мир древних тайн. Главные дороги, окружившие рынок, пытаются разрушить его угрюмое очарование, но он сопротивляется, неся в своём сердце суть Старой Мексики.

Базар не реконструировался с самого открытия. Что-то изменилось, что-то нет. Главное — не ушла магия.

В тесных киосках по-прежнему можно найти мрачноватые сувениры, молитвенные карточки, амулеты от сглаза (семена «глаз оленя»), кресты из дерева окоте, травы и благовония, чёрную соль, кровь летучих мышей, кости обезьян и лапки пауков.

А спрос будет. Пока живут суеверия.

И паразитирующие на них люди.

 

Овощные, вещевые, строительные, автомобильные... теперь вы побывали и на колдовских рынках.

Ну что, понравилось? Эй... где вы?

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх