Долина теней / Valley of Shadows
Норвегия, 2017
Жанр: ужасы
Режиссер: Йонас Гульбрандсен
Сценарий: Йонас Гульбрандсен, Клемент Туфрю
В ролях: Адам Экели, Катрине Фагерланд, Леннард Саламон
Похожие фильмы:
- «След зверя» (2017)
- «Тельма» (2017)
Если бы кто-то решил систематизировать ужастики, скорее всего, первое деление происходило бы по принципу того, воплощено ли на экране что-то реально сверхъестественное, или фильм обходится лишь зловещей атмосферой да зрительскими домыслами, которые нет-нет да подпитывает кто-то из героев. Проще говоря, все фильмы были бы либо из группы «может, что-то тут и есть, но, скорее всего, нет», либо из группы «тут определенно есть нечто, и сейчас оно нас всех убьет за полтора часа». По такой классификации, норвежский фильм ужасов «Долина теней» определенно оказался бы в первой группе: есть в нем долина, и даже тени имеются, но на этом, в общем-то, и все. Хотите – пугайтесь зловещих пейзажей осенней Скандинавии, хотите – нет, но на большее рассчитывать не стоит. Критики уже окрестили «Долину теней» «скандинавской готикой» по аналогии с покорившим мир десять лет назад «скандинавским нуаром».
Как мы знаем, в готике не так уж важно, есть ли на самом деле на чердаке призрак бывшей жены владельца дома, и постучится ли, в конце концов, в окно вампир с окровавленным ртом – куда важнее сама атмосфера саспенса и томительного ожидания развязки, которая смакуется, растягивается и полностью завладевает зрителем или читателем. Шорохи, скрипы, внезапно гаснущие свечи и со стуком закрывающиеся ставни вдруг становятся признаками чего-то потустороннего, а не ветра и того, что дом нуждается в ремонте.
Страх перед этим потусторонним, с одной стороны, буквально парализует, с другой – заставляет героев раз за разом выходить из зоны комфорта и самостоятельно разгадывать все встающие на их пути загадки и странности. По аналогии с классическими готическими произведениями, главный герой картины «Долины теней», шестилетний мальчик-одуванчик Аслак, создает в своей голове собственную интерпретацию окружающего его мира, в котором он теряет старшего брата и каждое утро видит, как местные фермеры находят растерзанные тушки овец. И в этой интерпретации находится место страшным сказкам, местным легендам и жуткому оборотню, живущему в заброшенном домике в лесу и поедающему домашнюю скотину.
На протяжении полутора часов на экране практически ничего не происходит. Единственное событие фильма – это путешествие Аслака в лес, где он хочет найти своего потерявшегося пса Раппа. Как и герои сказок, в фильме мальчик, попавший в чужой ему мир леса, встретит в нем некого таинственного героя – то ли злодея, то ли помощника. Но в отличие от пионера Пети из «Пети и волка» и многих его европейских прообразов, Аслаку нет нужды побеждать встреченного им «волка». Куда важнее сам факт столкновения персонажей и возможность взглянуть страху в лицо, поняв при этом, что бояться на самом деле нечего. Как мы знаем, чтобы преодолеть свои фобии, нужно просто пойти им навстречу, вступить с ними во взаимодействие, развенчать их, тем самым лишив силы – именно это и делает юный Аслак, сам того не осознавая.
Будь эта психологическая драма о запуганном дошкольнике менее визуально красивой, вряд ли она смогла бы привлечь к себе столь много внимания. Фильм явно больше по хронометражу, чем написанный для него сценарий, диалоги в картине присутствуют только затем, чтобы доказать зрителю, что кино не немо, а риск уснуть до финала истории слишком велик.
Но выдержанный в лучших традициях скандинавского кинематографа видеоряд, сопровождающийся прекрасной инструментальной музыкой, и безупречная стилистика делают свое дело: завораживают и не отпускают, заставляя сомневаться в реальности увиденного, хотя на экране, казалось бы, не показывают ничего сверхъестественного. Плотный туман, темный лес, одиноко плывущая по мелкой речке лодка и контрастирующий со всем этим светловолосый Аслак могли бы стать образами для видеоарта или фотовыставки с названием типа «Таинственное рядом» или «Бояться можно всего». Смотреть на них можно долго, при этом придумывая или вспоминая свою историю о столкновении с чем-то страшным. Именно этим, а вовсе не захватывающим сюжетом цепляет зрителя «Долина теней».
Комментариев: 0 RSS