DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Мария Артемьева: «Смысл темной литературы видится мне в первую очередь в работе с изнанкой морали»

Мария Артемьева хорошо знакома читателям DARKER, у нас публиковались ее рассказы «Татуировщик» и «Ферма». Кроме того, в 2011-2012 годах свет увидели два сборника мрачных городских легенд: «Темная сторона Москвы» и «Темная сторона Петербурга». Также Мария приложила руку к созданию журнала «Тошка», сборников «Классики-рассказы», «Классики-стихи» и нескольких детских книг. С недавних пор эта писательница является не только читателем нашего журнала, но и постоянным автором. Конечно, мы не могли упустить такой момент. Встречайте, на очередной допрос с пристрастием в DARKER пожаловала Мария Артемьева.

 

Мария, доброго времени суток! Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о себе нашим читателям. Как вы оказались в мире литературы, и когда потянуло на мрачную ее сторону?

Я еще в 5 лет заявила родителям, что буду писателем. Я тогда не умела ни читать, ни писать. Но кого останавливали подобные обстоятельства? Тем более, стихи я уже сочиняла. И чтобы мои шедевры не пропали втуне, я будила по ночам мою маму и читала ей вирши с пылу, с жару прямо из головы. То есть уже тогда проявила себя настоящим извергом.

В 12 лет я говорила, что буду учиться в Литературном институте имени Горького. В СССР это был такой элитный-преэлитный институт. Мама с тонкой усмешкой цитировала мне наизусть стихи Цветаевой и Блока, чтоб я могла убедиться в собственном убожестве. Классная в школе ставила 5 за сочинения, но на выпускном экзамене влепила трояк. И тоже дала понять, что, мол, не стоит особо выпендриваться – не тот масштаб.

После школы я семь лет маялась дурью – познавала жизнь. Не поступила никуда из вредности. Все говорили: как же можно не учиться?! Вот я показала – как. Работала то нянечкой в детском саду, то лаборанткой. Всюду, куда без образования берут. Оказалось, даже на телецентр берут – на мультстудию. Четыре года проработала «заливщицей» (я и сейчас заливаю, ага!;).

Тогда мультипликация была на целлулоиде, и фазы, контуры, нарисованные тушью, «заливали» – раскрашивали особой краской, жутко ядовитой. Которую потом, когда она застынет, можно было такой пленочкой отдирать. Мы из нее даже скульптуры целые лепили. Вот с того, мульти-пульти-периода, у меня друзья – Лена Станикова (ее все знают по «Химии и Жизни», хотя она уже много книжек отрисовала и вообще замечательный живописец) и Лена Блинова-Савина (для моих книг она смайлы делала). Этой дружбой, которая поначалу развилась, в общем-то, на алкогольной почве – я горжусь. Когда ХиЖ мои рассказы на очередном конкурсе прокатывает, я тайно злорадствую, что вот, ваш наградной диплом мне и даром не нужен – мне Станик персональный всегда нарисует (Лена рисует дипломы для победителей ХиЖа). А Лена Блинова-Савина вообще гений, она все может. И мультипликат, и рисовать, и живопись, и скульптуру, и шить, и игрушки, и валять, и украшения, и ремонт, и мебель… Я не знаю, чего она не может.

Ах, да! Возвращаясь к нашим ужасам. В 93 году, когда все нормальные люди брали почту-телеграф занимались бизнесом, я пошла учиться. Через 7 лет после школы, с двухлетней дочкой на руках. Причем в Литературный институт. Туда меня привел Дима Беличенко, с которым я познакомилась в поисковом отряде под Вязьмой. Мы там копали кости наших солдат и взрывали найденное железо – авиационные бомбы, немецкие ручные гранаты. А я еще снимала это все на кинопленку. Очень мрачные, помню, кадры были – пять гробов (сельсовет выделил), до краев набиты разрозненными костями, и перчатка резиновая на краю лежит. Будто кто-то из этого гроба выбраться хочет. Между прочим, в фильмах часто показывают черепа, которые в земле лежат – будто бы они белые. На самом деле такие кости либо желтые, либо коричневые. Белые только на солнце, в песке бывают.

Опять отвлеклась… Короче. В Литинститут я подала и стихи, и прозу. Меня взяли и туда, и туда. Но я выбрала отделение прозы, потому что пыталась подойти к вопросу образования как можно рациональнее. У меня с этим по жизни туго, по биографии видно, насколько я существо поперечное.

В институте первым делом вышла замуж. Потом родила еще одну дочку. Потом на втором курсе занялась журналистикой, начала работать литредактором.

Карьера шла занозисто и загогулисто, без всякой логики. То рекламные статьи пишу о машинах, то у звезд интервью беру. То свою газету с мужем делаем, то книжку какого-то грузина в Москве редактирую. Мрак полный!

В детском изд-ве «Эгмонт» я проработала года четыре. Поставила на ноги «Тошку», это журнал о животных – до меня он был переводным, и после, когда я ушла, стал опять переводным, то есть покупается за рубежом, на две трети. Сделала книжные бестселлеры «Классики». А тогда никто не верил, что сборники вообще можно продавать, все удивлялись.

Замечательный был период – мне удалось поработать с нашими детскими писателями – Усачевым, Собакиным, Сергеем Седовым, Мариной Москвиной, Артуром Гиваргизовым, Мишей Есеновским, Сергеем Силиным, познакомиться с Киром Булычевым. Фантастический это был человек, в первую очередь - фантастически добрый.

Из издательства я ушла, потому что устала бороться. Чем больше успех, тем сильнее возрастает давление со стороны начальства, такая у нас странная логика. Независимость требуется постоянно отстаивать, а мне жалко было на это силы тратить.

Откуда тяга к темному жанру?

В моей жизни все складывалось по каким-то невидимым магнитным линиям, мистическим направляющим. Я, как Колобок, отовсюду уходила. А когда я не уходила – тогда уходили от меня: люди, фирмы, целые профессии даже. Не знаю, есть ли сейчас в мультипликации заливка? Теперь все на компьютере делают. Когда у меня первый – юмористический рассказ – хотели взять в редакцию МК, у них редакция сгорела. Да, и родилась я в СССР…

Нет, даже не хочу все рассказывать. Одно понятно: случайностей в моей жизни не было.

Хоррор — жанр весьма неоднозначный, не так-то просто вывести определение, которое устраивало бы сразу всех. Как вы для себя понимаете это литературное направление? Является ли оно самостоятельным, на ваш взгляд, или же хоррор — лишь субжанр фантастики/фэнтези, как утверждают некоторые?

Михаил Парфенов утверждает, что самостоятельный. Я ему верю. Теоретизировать не возьмусь, но мне сейчас понятно главное: хоррор – это все то в искусстве, что призвано пугать. Почему, зачем и как именно это делается – вот эти практические вопросы мне безумно интересны, и это как раз та область, где DARKER лично мне помогает разбираться.

 

Какую задачу ставите перед собой, создавая «темное» произведение? Закладываете ли в текст эпизоды, способные напугать читателя? Если да, то какие инструменты (помимо клещей, тисков и газовой горелки) используете для создания тревожной атмосферы?

Мне вообще смысл темной литературы видится в первую очередь в работе с изнанкой морали. Зло – это такая обратная сторона, тень. В толстовском переводе Библии сказано: «Свет есть истинно сущее, а тьма – всего лишь отсутствие света. Поэтому тьма не может победить свет». Просто вроде бы, да? Но, когда в жизни сталкиваешься с немотивированным злом, злом вроде как в чистом виде - становится страшно. Потому что в эти моменты понимаешь: недостаточно иметь в собственной душе источник света и позитивненький настрой, чтобы устоять перед этим злом и не сделаться его жертвой. Мир небезопасен и очень непрост. Я думаю, что зло и добро в нем – это, прежде всего, энергии. Люди являются переносчиками их, обоих видов – причем чаще всего неосознанными, против воли. Передают один другому то, что сами получают – от других людей, от окружающей среды, обстоятельств. Редко кто способен осознать свои действия (не ведаем, что творим). Так вот, уникальность темных жанров искусства мне кажется, именно в том, что источник света (добра) можно попытаться разместить в темноте (среди зла). Там, где он всего нужнее. Это как бы последний рубеж обороны. Я боюсь зла – в том числе в себе самой - поэтому для меня это очень важно. И интересно.

А инструменты, чтоб напугать читателя? Хороший вопрос. Когда мне нужно было делать первую книгу, в СМИ прошла новость, что один гот съел своего приятеля, тоже гота. Вот я озадачилось-то. Это чем, спрашивается, можно напугать людей, которые такие новости за утренним кофе проглатывают? Нет, дело тут не в выдумках и фантазии – жизнь всегда лучше\страшнее выдумает за нас – дело только в языке, строении фраз, композиции. И если б мне удалось хоть кого-то немножко напугать… Это было бы здорово! smile

А какая книга (книги) напугала лично вас?

Когда мне было четырнадцать лет, и телевизоры были черно-белые - не смогла дочитать «Войну миров», настолько она мне жуткой показалась. Неприятной, беспросветной. Я даже готова понять американцев, которые от ее радиопостановки в 40-ые, кажется, годы, устроили панику на улицах.

При этом «Остров доктора Моро» я дочитала, хотя тоже там все противненько, про вивисекцию.

 

Расскажите историю публикаций городских легенд двух столиц. Авторские сборники наши издатели недолюбливают, а тут вдруг выпустили две штуки подряд. Неужели мрачные новеллы в узнаваемых декорациях развеяли предрассудки о плохих продажах книги, если в ее содержании указано более одного наименования?

Это мистика. Нормальная такая мистика, которая в моей биографии присутствует на каждом шагу, и я не особенно ей удивляюсь. И сборник, и тема не-нашенская, и автор, в качестве автора никому не известный… Но звезды так совпали: издателям загорелось сделать у себя проект, подобный зарубежным. А там городские легенды – это такая популярная, богатая тема. И у нас уже выходили целыми сериями сборники тамошних рассказов об их городах – там и нуар был, и городские легенды. А среди издателей и редакторов у нас тоже имеются патриоты и страны, и жанра, и многие из них понимали, что в стране целый пласт литературы как-то неоправданно отдан чуть ли не полностью на откуп иностранцам, а с какой стати, собственно? Жанр нужно продвигать, пропагандировать. Вот иногда что-то вдруг срастается.

Вы бывали в тех местах, о которых рассказали? Финляндский вокзал, Литейный мост, Лефортовский тоннель, Ваганьковское кладбище… Не было разведки боем перед написанием очередной легенды?

В Москве я родилась и прожила тридцать девять лет. Сейчас живу в Белгороде. А в Питер ездила неоднократно, и как раз перед тем, как начать книгу, провела там неделю и вдруг, неожиданно для себя, влюбилась в этот город.

Москва и Петербург. Столица и культурная столица. Какой из этих городов, на ваш взгляд, мрачнее, пасмурнее? Где легче поселиться злу?

Москву всегда считали оплотом традиций, патриархальности. Но сейчас стало заметно, что она очень стихийная, естественная. Как русская деревня. Только эта деревня стоит в самом сердце России, этакий перекресток путей, и поневоле - караван-сарай. Здесь все очень живо бурлит, кипит, коловращается.

А Петербург – он, напротив, не естественный. Продуманный, осознанный. С самого начала создавался как миф, как воплощение государевых имперских амбиций. Чувствуется нечто родственное классическому Риму, с его одновременно и величием, и упадком. И он очень упрямый. Такой камень в воде – посреди зыбкой текучей среды стоит, несговорчивый и жутко упрямый. В Питере страшно переменчивая погода - там люди как-то и в зонты не верят, носят больше плащи.

Зато это, наверное, единственный город в России, где все еще меняют СКВ (это убитые еноты, если кто не помнит уже) и только тут на огромном солидном здании можно написать Ай-Си-Ай-Си-Ай-Си-Ай-банк в стиле детской считалочки, но на полном серьезе (сама видела, на Московском проспекте).

Конечно, город у моря и должен быть – упрямым. Иначе б его давно водой смыло. Ну, вот еще какие различия?

Москва – широкая. Питер – высокий. Москва - несдержанная, Питер – скрытный. Москва мягкая. Питер – жесткий. Это мои такие чисто эмоциональные ощущения.

Как мне кажется, у Москвы характер женский, а у Питера – мужской. Вот, исходя из этого, и понятно - какое у кого зло. ;)

Если бы некий зарубежный составитель предложил вам продолжить серию городских легенд за пределами России, на какой город выбор пал бы в первую очередь?

Да что вы! Уж зарубежные-то издатели своего чужим никогда не отдадут! Вообще для Европы легенды – это давно не просто сказочки-брехалочки, а своеобразный продакт плейсмент. То, на чем у них бизнес строится. Все обсоса… да, и другое слово тоже. Нет, я в это даже вникать не хочу. У нас своего – непочатый край работы!

А если вопрос в том, что бы мне лично было интересно… Я не люблю Восток, но там, наверное, много таинственного и любопытного скрывается. Стамбул, Иерусалим, Триполи, вообще города Магриба. Я думаю, далеко не все восточные сказки рассказаны миру – там еще полно загадочного и неизвестного.

Как считаете, откуда должны расти ноги у русского хоррора? Фольклор, криминал, чернуха? Стоит ли использовать зарубежные наработки, или же попытаться отыскать свой собственный путь?

Ноги должны расти из ж… кормы! Из правильного, то есть, места. Из основательного. Зарубежные наработки мы все равно поневоле используем – это уже часть нашей культуры. Хотя смешение «французского с нижегородским» никому не интересно. Надо свое, родное, близкое и – простите меня за это слово - аутентичное.

В работе я использую все, что под руку подвернется. Идеи, слухи, криминальные хроники. Любую мелочь, мусор, если он дает идеи. Как и все, я думаю. smile

 

Отечественных авторов хоррора можно пересчитать по пальцам, но есть группа писателей, которые частенько работают в жанре, при этом как бы не относясь ни к одному из лагерей. Можете выделить кого-нибудь из тех, чьи мрачные произведения запомнились?

Из всех авторов, кого я читала, больше всех мне понравилась Анна Старобинец. И Олег Кожин. (Можно, я передам ему привет? Олег, привет! Пиши побольше! У тебя это здорово получается! smile) Еще хочу передать привет моему другу, Джону Маверику. Мне бы хотелось, чтоб он тоже в Darkere появился, потому что это очень талантливый человек. У него совершенно жуткая есть повесть – «Мертвые города», рассказы и сказки страшные. Например, «Я и мои злые гномики». Это писатель с особым, узнаваемым стилем.

Каковы ваши потребительские предпочтения? Какие фильмы смотрите, какую музыку слушаете, какие книжки читаете?

Музыку слушаю редко, но если уж - то классику на пластинках и электронную. Люблю орган, Баха, Бетховена, люблю Чайковского, Мусоргского, Гайдна, Моцарта, Вивальди. Люблю Энигму, Вангелис. В общем, чтоб по ушам не било – сейчас безвкусицы и халтуры в музыке много стало. Зомбоящик, он же телевизор, у меня выполняет роль домашнего очага – я его держу включенным, чтоб жизнь теплилась. Он там потихонечку бормочет новости, я под него посуду мою. Но больше воли не даю, берегу мозги. А фильмы и книги – это все в сети. Конечно, страшилки, ужастики, мистика. Но в фильмах я почти всеядна – не люблю только пошлых молодежных комедий.

Сложно не задать этот вопрос в эпоху тотального флибустьерства: вам милей бумажная или электронная книга? Скачиваете литературу из Сети? Вас лично как-то коснулась проблема пиратства?

Цифровая книга – это книга голая. Чистая идея, информация, смысл (или бессмыслица). А книга бумажная – это предмет материальной культуры, создаваемый целым коллективом людей. Сколько раз покупала в магазине книгу, соблазнившись трудом не автора, а других людей – художников, издателей. Такую книгу, в одежке, в прикиде, и воспринимаешь иначе. Умберто Эко, например, в бумаге мне нравился. А в сети я его читать не смогла – фальшиво, напыщенно, искусственно, ублюдочно по языку.

В сети я вообще мало что могу прочитать запоем, за день, как обычно книги читаю. Из последнего, что я прочитала влет – «Несвятые святые» отца Тихона Шевкунова и «Рога» Джо Хилла.

Пиратов приветствую. Они содрали мою первую книгу и потом с Либрусека она разлетелась по всему интернету. На книжные продажи это влияет как реклама. Сейчас и вторая уже у них в работе – и пожалуйста, и на здоровье! От электронных продаж я все равно ничего не получу. Вот сайт и реклама – это другая песня. Но у меня своего сайта нет. Я ленивая.

Напоследок, что можете посоветовать начинающим авторам?

Да я и сама начинающая! smile Была редактором, думала – вот кто-то талантлив от природы, ему дано. И моя задача, как редактора, отсеять тех, кто, значит, того… наоборот. Но это не совсем верно. Теперь я по другую сторону баррикады, и тут диспозиция несколько иначе смотрится. Талант, он, может, запоем пьет? Или работать не любит? Ломается от неудач, опускает руки. Смысл тогда в таком таланте?

Оно, конечно, каждому хочется сверкать уникальным алмазом. Но не стоит забывать и об алмазах промышленных – они тоже нужны. Если общий средний уровень литературы высок – это и есть питательная среда, чтобы на этом месте вырос гений. В пустоте гении не появляются – только в высоко конкурентной среде, на окультуренной, потом и кровью политой почве. Думаю, что у каждого из нас, пишущих авторов, есть нормальные шансы занять место в здоровой мастеровой середине. Там, где лежит самое основание литературы – в слое мастеров-ремесленников.

В общем, я верю в правило «10 тысяч часов». Кто-то открыл, что все великие люди – Моцарт, Толстой, Айвазовский – достигали вершин в искусстве тогда, когда отдавали своему ремеслу (хобби, увлечению) 10 тысяч часов упорного труда. То есть хотя бы три часа в день. Вывод: нужно время, и нужны постоянные усилия.

И пожелайте что-нибудь нашему журналу.

Darker'у – процветания во тьме и поскорее захватить мир!

Спасибо за беседу, Мария! Удачи!

smile smile smile

 

Комментариев: 48 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 Хельг 23-02-2013 02:04

    И тебе привет! Это я, наконец-то, нашел десять минут и прочел интервью полностью. Занятно увидеть человека, которого тоже кидает из крайности в крайность. Куча увлечений, работ, разнообразного опыта, плюс довольно легкое отношение к жизни - это здорово! Удач тебе, всяческих. На творческом поприще, и вне его.

    Учитываю...
  • 3 Мельник 22-02-2013 16:23

    Прикольное интервью, мысли у Марии так и разбегались )

    Интересно было почитать, спасибо.

    Учитываю...
    • 4 delfin-mart 22-02-2013 17:34

      Пожалуйста, Алексей. smile Мысли разбегались, как тараканы при свете. )) Просто на правку времени не было. Извиням-с!

      Учитываю...
  • 5 Владимир 21-02-2013 14:13

    Классное интервью, приобрёл и прочитал обе стороны, но только не понял насчёт продолжения легенд, из русских городов, чью бы тёмную сторону описали дальше?

    Учитываю...
    • 6 delfin-mart 21-02-2013 14:55

      Спасибо. smile

      Издатели хотели Киев. Я люблю этот город, он когда-то был очень похож на Москву. Но теперь там все другое. А я не смогу писать о Киеве, как о чем-то чужом, не русском. Пусть другие напишут.

      Вообще было бы хорошо, чтоб серию поддержали и другие авторы.

      Учитываю...
      • 7 Хельг 21-02-2013 20:35

        Бггггг! Давай сразу регионами! Впишусь темной стороной Карелии...

        Учитываю...
        • 8 delfin-mart 22-02-2013 02:37

          Городские легенды Карелии? )) Что ж... Предлагай им!

          Учитываю...
          • 10 Хельг 22-02-2013 14:04

            В том-то и фишка. Москва и Питер потенциально интересны большему кругу читателей, нежели Петрозаводск, или Саранск. Темная сторона Иваново! Ивановские ткачихи сплетают судьбы мира и перерезают жизненные нити неугодных людей! Заведомо меньшая аудитория, как следствие меньшей значимости конкретного населенного пункта.

            Учитываю...
          • 11 saga23 01-05-2013 08:02

            Битцевский парк. Та еще хоррор-марка! smile

            Учитываю...
          • 12 Парфенов М. С. 22-02-2013 15:40

            Заведомо меньшая аудитория, как следствие меньшей значимости конкретного населенного пункта.

            Тут скорее дело не в "значимости" наспункта, а в том, что система книгораспространения мертва, проще говоря тиражи продаются в основном в Москве и Питере. Остальная Россия уже давно как другая страна.

            Учитываю...
          • 14 delfin-mart 22-02-2013 17:27

            Ты мыслишь сейчас в точности, как издатели.

            А мне, честно говоря, эта логика не только не понятна, но где-то даже противна. Это - извини, сейчас не о тебе - местечковая логика. Интересно только то, что в моей деревне под боком? То есть у нас не Россия, не русская литература и не русский язык - а отдельная брехня отдельных местечек?? Русским людям (любителям страшного) не интересно узнать про Синего Бога под Ярославлем? Или про купель Велеса? Или про Маринкину башню в Коломне? Про Муроского огненного змея, который к вдове прилетал? Тогда зачем им читать о Праге или Лос-Анжелесе? Но про эти-то зарубежные "мухосрански" почему-то издают! Вот тут есть о чем подумать, а? smile

            Учитываю...
          • 15 delfin-mart 22-02-2013 17:30

            Система русской культуры разлагается, наполняясь всевозможными эрзацами. А культурные потребности народа подменены финансовыми потребностями буржуев. В том числе - книгопродавцев.

            Учитываю...
          • 16 Хельг 22-02-2013 21:02

            Я, собственно, и это косвенно имел в виду. Миллионная аудитория играет, как ни крути. Но известность обеих столиц тоже имеет значение, и книги про Мосыкэ и Питер все же будут раскупаться охотнее, чем про провинцию.

            Учитываю...
          • 17 Парфенов М. С. 22-02-2013 17:50

            А культурные потребности народа подменены финансовыми потребностями буржуев.

            Как человек, склоняющийся к социалистической идеологии, жму руку)

            Как житель провинции, давно говорю, что причины книготоргового кризиса не только в пиратстве в Сети (хотя в нем тоже), но и в том, что произошло с распространением книг в стране, а именно: до провинции большая часть новых книг просто не доходит, а те что доходят - доходят с такими наценками, что книга превратилась в предмет роскоши. Лицензионный DVD с фильмом стоит у нас в 5-6 раз дешевле чем книга не самого известного автора. При том, что реально в провинции люди зарабатывают в среднем значительно меньше, чем в столицах - и это тоже давно известный факт. То есть на лицо все условия для того, чтобы книжная торговля умирала, сосредотачиваясь лишь в нескольких городах: цены растут именно там, где у людей меньше средств на покупку книг.

            Учитываю...
          • 18 delfin-mart 22-02-2013 19:05

            Именно так. А я помню еще скотские (другого слова не подберу) по своей подлости и наглости рассуждения в печати и на книжных ярмарках некоторых деятелей на тему "ах, ах, книга у нас все еще НЕДООЦЕНЕНА". Причем ценность книги, разумеется имелась в виду в денежном выражении. И ту их демагогию, что, дескать, культура и знания непременно должны стоить дорого, чем дороже - тем лучше. Теперь вижу результат этих рассуждений. У нас тут в Белгороде АСТ-шные "Буквы" (3 штуки) все закрыли. Кстати, после того, как ЭКСМО их купил. Я думала - им сеть книжных нужна. Нет, не нужна. Убыточно. С ценами, как у наркомафии, это неудивительно.

            Учитываю...
          • 19 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:52

            Издатель довольно глуп наш сейчас. Ну или просто понимает, что его бизнес подыхает.

            На самом деле есть западный опыт, 70-х, кажется, годов, который показывает, как следует работать. Конечно, сейчас все отягощено проблемами с пиратством в сети и растущей популярностью электронных книг - в США в 70-тые такого не было. Но все же опыт у них тогда был не просто позитивный, а феерический.

            Суть того, что произошло тогда (и на волне чего, кстати, тот же Кинг поднялся и стал феноменом, там элементарно его дебют пришелся по времени как раз нужный период) такова:

            - книги стали активно издавать в бумажных обложках;

            - эти книги продавались гораздо дешевле чем книги в твердых обложках;

            - эти книги продавались везде - в гипермаркетах, в аптеках, а не только в книжных магазинах.

            То есть был сделан дешевый формат и было устроено широчайшее распространение этого формата.

            Убежден, что и сейчас книги скупались тиражами в сотни тысяч, если бы в каждом городе в каждой аптеке можно было бы купить книжку какого-то автора модного рублей за 50-100. 500 рублей за ту же книжку в твердой обложке потратить может далеко не каждый.

            Я уже перестал посещать книжные магазины - потому что приобретать кота в мешке по 500 рублей для меня по моим финансовым возможностям просто невыгодно, а все, что есть в книжных - это "коты" по высоким ценам.

            Учитываю...
          • 20 delfin-mart 22-02-2013 20:32

            Не просто "глупец", а глупец с логикой мошенника. Им предалагают: а давайте переиздадим в покет-буке, с бумажной обложкой? А они говорят: нет, зачем? И так хорошо продается.

            И вообще самое удивительное, что некоторые вещи, которые на западных рынках устроены так, на нашем рынке работают совершенно иначе. Например, у них там новые книги издают сперва в дешевом варианте и только потом - в дорогом. У нас все наоборот: сперва в дорогом, а потом - в массовом дешевом. И как мне кажется - пираты и электронные издания - как раз вот эту функцию дешевой (пробной) книги сейчас и выполняют. Потому что издатели этого делать не хотят. И при этом вопят, что их "пираты и электронщики грабють!" А на самом деле глупцы сами себя перехитрили и обмишулили, как это обычно бывает.

            Учитываю...
          • 21 saga23 05-05-2013 13:39

            Верная мысль:

            сейчас книги скупались тиражами в сотни тысяч, если бы в каждом городе в каждой аптеке можно было бы купить книжку какого-то автора модного рублей за 50-100.

            Разве можно понять логику продавца, который новый роман Пелевина впаривает за тыщу с лишним?! Главред РСН Сергей Доренко сам купил, сам же возмущался в прямом эфире такой ценой. Он купил - может себе позволить, а искать дешевле и вообще искать было лениво...

            Того же "Песочного человека" Н. Геймана один инет-маг предлагает за 800 с хвостиком р. + доставка, наверное, 200 р. Ну, кто потянет такие цены?

            Учитываю...
          • 22 Сенников А. 22-02-2013 20:37

            Не просто "глупец", а глупец с логикой мошенника.

            Браво, Мария! Портрет отечественного бизнеса, увы.

            Учитываю...
          • 23 Парфенов М. С. 22-02-2013 23:34

            Я бы назвал это логикой рвача. То есть смысл действий (и бездействий) "урвать побыстрее, пока еще что-то вообще можно урвать". Нет отношения к книге как к проекту. Никто не стремится делать ставку на отдельную книгу - только серии, только многотомные проекты. Даже если на какого-то автора делается ставка, то от конкретного автора ждут прежде всего чтобы он гнал серию.

            Учитываю...
          • 24 delfin-mart 22-02-2013 20:48

            Ох, Андрей, да этот бизнес и отечественным-то язык не поворачивается назвать. Какое у них отечество, когда вместо сердца - кошелек?

            Извините, что красиво выражаюсь. Больная тема.

            Учитываю...
          • 25 Парфенов М. С. 22-02-2013 23:32

            Ну да. Но вообще имеет место конкретно уже ориентация на Москву и Питер. В том смысле, что книги уже чаще и пишутся (если это не откровенная НФ или фэнтези) про Москву и Питер. Это, в общем, лишь отражение той большой и больной социальной темы разделения на МКАД и "замкадышей".

            Учитываю...
          • 26 delfin-mart 23-02-2013 00:29

            Это верно. Потому что ориентируются на свой вкус. А он такой. Местечковый. Есть Москва, есть Питер. И Лос-Анжелес с Прагой. )))

            Учитываю...
          • 27 Хельг 22-02-2013 20:56

            Извинете. Меня оправдывает только то, что Петрозаводск я просклонял еще раньше. А то, что ткачих нет - зато у вас с молодежкой ништяк и это мне крайне импонирует.

            Учитываю...
          • 29 Парфенов М. С. 22-02-2013 17:53

            Русским людям (любителям страшного) не интересно узнать про

            Зависит, кстати, от предпочтений. Мне вот это все не сильно интересно, честно скажу) Имхо, ваша аудитория - это частично любители хоррора, частично - любители мистики, эзотерики. Это пересекающаяся частенько аудитория, но, конечно, не полностью совпадающая. Грубо говоря, хоррор может нравиться людям, которые не интересуются мифами и не верят ни во что мистическое.

            Учитываю...
          • 30 Хельг 22-02-2013 20:55

            Именно. Я сказал тебе то, что скажет мне издатель, если я к нему приду с "Темной стороной Норильска", например.

            Учитываю...
          • 31 delfin-mart 22-02-2013 19:16

            Михаил, ну о чем тут говорить? Вопрос ведь не в том ЧТО, а в том КАК. У меня получилось так, что вам неинтересно. Но у Кожина-то может получиться иначе, верно?

            Я к тому, что сам предмет - легенды Питера или легенды Саранска на самом деле не имеет значения. Вопрос в том, как это сделать. А издатели заранее ссылаются именно на предмет: мол, Владивосток или Екатеринбург? Фи! Кому это интересно? Они считают, что никому. Ну они - это они. Но мы-то почему с этим соглашаемся? Мы сами себе не интересны? Россия не интересна русским? Тогда почему все, с кем тут приходилось общаться, говорят об отечественном хорроре? Хотите отечественный материал? Так вот он - берите! Я не права?

            Учитываю...
          • 32 Парфенов М. С. 22-02-2013 19:44

            Нет-нет, в данном случае именно ЧТО. Меня - лично меня - просто не интересует этот сегмент, эта тематика. Конечно, если подобную книгу напишет, допустим, Кинг - то она вызовет интерес и у меня, но за счет того, что это Кинг, а не в силу темы.

            Учитываю...
          • 33 delfin-mart 22-02-2013 20:43

            ?????? smile smile smile Ну, Михаил, если и вы тоже про Кинга заговорили, тогда деваться некуда. Тогда издатели правы. А я нет. И вы тоже. Когда ратуете за русский хоррор.

            Зачем нам русский хоррор, если есть Стивен Кинг? Зачем нам наш этнический материал, если есть западный?

            Учитываю...
          • 34 Сенников А. 22-02-2013 21:02

            И вы тоже. Когда ратуете за русский хоррор.
            Зачем нам русский хоррор, если есть Стивен Кинг? Зачем нам наш этнический материал, если есть западный?

            В яблочко! Мария, положительно, я ваш поклонник навсегдаsmile

            Учитываю...
          • 35 Парфенов М. С. 22-02-2013 23:27

            Возможно, я не смог точно выразить, что имел в виду. А возможно вы среагировали на слово "Кинг" smile

            Можете подставить на это место, допустим, Умберто Эко. Или Нила Геймана. Из отечественных авторов да, мне пока не попадались такие, любая книга которых привлекала бы мое внимание вне зависимости от жанра и темы. Но это сугубо мои проблемы.

            Вопрос, повторюсь, в данном конкретном случае - в теме. Это лично мне тематика городских легенд не очень интересна. Мои личные предпочтения. Если вы напишите про серийных убийц российских или, допустим, про экзорцизм в наших краях - это будет мне интересно.

            Учитываю...
          • 39 delfin-mart 23-02-2013 00:40

            Про экзорцизм 17 века - "Далеко, у черта на куличках" - в Москве. Про российских маньяков - про Салтычиху (в Москве) и про Вадима Кровяника (в Питере).

            Я не надеюсь, что вам понравится, но дело тут будет не в теме и не в материале. А только в моем собственном неумении написать ярко.

            Учитываю...
          • 40 delfin-mart 22-02-2013 21:22

            Знаешь, если бы ты написал книгу рассказов по мотивам городских легенд - неважно, какого города - я думаю, издатель бы ее у тебя взял.

            Тут можно говорить только о некоммерческом названии.

            Когда речь шла о первой книге и о серии речи не было, я предложила такое название - издатель согласился. А вот второе название мне уже навязали - типа оно серийное. А мне-то казалось, серией будет "городские легенды". В общем, тут, я думаю, просто немножко ошиблись. А все потому, что издатели сами не рассчитывали, что серию можно будет продолжать. А я уверена, что можно. Только не с одинаковыми "географическими" названиями.

            Учитываю...
          • 41 Хельг 22-02-2013 21:25

            Может ты и права. В конце концов у тебя в издательском плане опыта поболе.

            Учитываю...
          • 42 delfin-mart 22-02-2013 21:37

            Я думаю, тут просто все так срослось: с одной стороны, есть хорошая ТЕМА. С другой - есть ЖАНР (хоррор, мистика). Есть материал (мифология, история).

            То, что было сделано - это, собственно, попытка под личиной одного протащить другое. Только попытка была робкая, так сказать, первым блином. Очень неуверенная попытка протащить ЖАНР под видом ТЕМЫ. А надо было, наверное, смелее столбить поляну. Глядишь - уже не 2, а 12 книг забабахали бы. Большим дружным коллективом ;)

            Учитываю...
  • 43 Сенников А. 21-02-2013 10:28

    Я боюсь зла – в том числе в себе самой - поэтому для меня это очень важно. И интересно.

    Аналогичноsmile Очень близкая мне идея. Вот только я ещё не решил ничего касательно соотношения абсолютное-относительное зло в человеке. Тоже тема, которая всё ещё меня занимает. Хорошее интервью, и мысли.

    Учитываю...
    • 44 delfin-mart 21-02-2013 14:48

      Спасибо, Андрей smile

      А про абсолютное и относительное зло в человеке я еще не думала. Вы меня натолкнули - действительно, интересная мысль.

      Учитываю...
  • 45 delfin-mart 20-02-2013 14:50

    А главное-то не сказала: человек, благодаря которому и состоялась серия "Городские легенды" - это Ирина Копылова, замечательный человек и редактор (ведущий редактор изд-ва "Астрель", СПб).

    Учитываю...
    • 46 Парфенов М. С. 20-02-2013 20:34

      Будем знать. Она еще там? Нам на предмет переговоров по проекту Антология. Можно в личку ответить (кликаем на ссылку "Парфенов М. С.", там можно письмо приватно отправить).

      Учитываю...
  • 47 Парфенов М. С. 20-02-2013 00:37

    Хорошее интервью. Прочитал с интересом. Только насчет упрямо-упорного города "потому что у моря" не согласен. В Сочи к нам приезжайте, тут характер города совершенно иной)

    Учитываю...
    • 48 delfin-mart 20-02-2013 11:52

      Спасибо. Наверно, надо было сказать, что "у северного бурного моря", "на затопляемой территории" и т.д., но я и так много натрындела. ))

      Учитываю...