DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мечи всегда будут против

Антология меча и магии / The Sword & Sorcery Anthology (антология)

Составители: Дэвид Хартвелл, Джейкоб Уэйсман

Жанр: героическое фэнтези, хоррор, мистика

Издательство: Tachyon Publications

Год издания: 2012

Похожие произведения:

  • «Мечи и тёмная магия» (антология, сост. Лу Андерс, Джонатан Стрэн)

  • «Мечи против тьмы» (серия антологий, сост. Эндрю Оффут)

  • другие антологии рассказов в жанре «меча и магии»

«Меч и магия»... Кто-то на дух не переносит это определение, кому-то оно вполне нравится, но большинство, надо полагать, смиряется с ним за неимением лучшего. Что ж, и мы не будем выдумывать Америку, тем более что объект нашего обзора уже в самом своём заглавии содержит этот термин.

Антологий рассказов «меча и магии» с 1960-х годов составлено уже великое множество. Первой такой книгой был сборник, составленный Л. С. Де Кампом, и носивший неоригинальное название «Мечи и магия» («Swords & Sorcery»). С его выпуска в 1963 году можно отсчитывать эпоху антологий. Позже появилось множество разных книжек, куда входили и рассказы современных авторов, и работы мастеров прошлого. Известностью пользовалась серия «Мечи против тьмы» («Swords Against Darkness»), составленная Эндрю Оффутом. Пять томов вышли в период с 1977 по 1979 годы и включали ранее неиздававшиеся работы многих заметных мастеров не только конкретно жанра «меча и магии», но и вообще — ужасов, фэнтези и фантастики. После успеха этой серии подборки подобных произведений пошли валом.

Ближе к нашей современности такого многообразия уже не наблюдается — жанр заметно потерял в своей популярности, сросся с другими жанрами или даже растворился в них. Тем не менее, и сейчас есть ещё отблески былого успеха. Например, антологии, составленные Джейсоном Уолтцем из рассказов писателей-энтузиастов, считающих своим делом возрождение не только жанра «меча и магии», но вообще авантюристской, приключенческой фэнтези и фантастики. Или пара книг, выпущенных Милтоном Дэвисом — но это уже нечто другое, старающееся обособиться под названием «меч и душа» (героическое фэнтези на африканском материале).

Из наиболее известных подборок, выпущенных в последние годы, вспоминаются две. Одна из них даже выходила на русском языке — «Мечи и тёмная магия». К сожалению, книга в целом не соответствует тому, что планировали собрать под одной обложкой составители. Мало того, что «меча и магии» в этой антологии — кот наплакал, так ещё и большинство текстов попросту слабы и неинтересны. Хотя, казалось бы, с такими именами как Майкл Муркок, Майкл Ши, Глен Кук, Стивен Эриксон, Джо Аберкромби и другими — бери любой текст и не думай ни о чём! Кажется, составители так и поступили, но в итоге выдали весьма посредственный продукт.

«Антология меча и магии», составленная Дэвидом Хартвеллом и Джейкобом Уэйсманом, выглядит более внушительной на фоне своей коллеги. Видимо, большую роль в этом сыграло то, что немалую часть книги составили проверенные временем классические рассказы от мастеров прошлого, в то время как подборка «Мечи и тёмная магия» представляла только новые, ранее не публиковавшиеся тексты от здравствующих на 2010 год авторов.

Открывает книгу вступление Дэвида Дрейка, из которого мало что можно почерпнуть собственно о жанре. Скорее, в этом эссе даётся взгляд на «меч и магию» человека, не слишком-то далёкого от героического фэнтези. Ведь Дрейк был другом Карла Эдварда Вагнера, а уж вклад этого человека в развитие жанра и популяризацию творчества ключевых авторов направления — в первую очередь, Роберта Говарда — трудно переоценить.

Заметим также, что Дрейк сыграл свою роль и в наполнении сборника. Без его участия, например, рассказ Вагнера о Кейне вообще мог остаться за бортом, потому что, по совести говоря, основные составители книги не слишком уверенно ориентируются в мире «меча и магии».

А блок собственно художественной прозы открывает замечательный рассказ Роберта Говарда. Это вполне ожидаемо: ну посудите сами, куда в жанре без «техасского мечтателя» и его героев? Из персонажей — тоже очень ожидаемо — выбран Конан-киммериец и одно из лучших его приключений под названием «Башня Слона». Мощный варвар в самом расцвете силы уступает место хрупкой на первый взгляд женщине из средневековой Франции. «Поцелуй чёрного бога» — первый рассказ Кэтрин Мур из цикла о Джирел из Джойри, воительнице, волею судьбы путешествующей по иным измерениям и своей несгибаемой волей и острым клинком наводящей там свои порядки.

Из 1930-х годов мы прыгаем прямиком в 1960-е, где сталкиваемся с Серым Мышеловом — знаменитым персонажем Фрица Лейбера. К сожалению, в приключении «Грааль скверны» он выступает один, без своего друга и соратника Фафхрда, их вторая встреча пока впереди... Но и один Мышелов способен наделать дел, что и доказывает в противостоянии с герцогом, убившим его учителя-колдуна. Далее следует рассказ Пола Андерсона «История Хоука». Вот уже нечто иное, не похожее на то, что мы видели в предыдущих текстах. Это произведение назвать фэнтези не у всякого язык повернётся — больше похоже на историческую прозу с мистикой и даже, возможно, ужасами. Викинги-зомби прилагаются.

Хотя, если судить по первым четырём рассказам, то можно сделать предположение, что тексты расположены в хронологическом порядке. Однако это не так. Из 70-х годов Андерсона возвращаемся в 60-е, к Майклу Муркоку. Его «Гирлянда забытых снов» представляет одно из приключений альбиноса Элрика, когда его вырывают из мирной жизни, заставляя подняться против полуторамиллионной армии, во главе которой — некий Поджигатель, а также колдун! И, как было в случае с Конаном и Джирел, последнего императора Мелнибонэ тоже сменяет воительница. «Авантюристка» Джоанны Расс повествует о приключениях наёмницы по имени Аликс.

Первоначальная обложка антологии.

Обратите внимание, имя Джорджа Р. Р. Мартина расположено выше имени Роберта И. Говарда; также упомянут Джек Вэнс, тексты которого в итоговый состав сборника не вошли.

Далее следуют два рассказа авторов, оставшихся в памяти читателей, пожалуй, как самые яркие звёзды «меча и магии» 70‒80-х годов. «Песнь Джиммила» Чарльза Сондерса заряжена первобытной энергией африканского колдовства — как и большинство произведений этого писателя. Главная героиня рассказа — снова женщина, чернокожая воительница по имени Доссоай. В «Глубинном течении» Карла Эдварда Вагнера женщина тоже будет играть свою роль, но главным героем останется мужчина. И не абы какой мужчина, а сам рыжебородый бессмертный Кейн! Замечательный рассказ, таинственный, тёмный и мрачный.

Примерно из тех же времён, как из тумана, возникают несколько следующих произведений антологии. Рэмси Кэмпбелл выступает хоть и не с самым своим известным героико-фэнтезийным персонажем, но — с рассказом, действие которого разворачивается в мире Райра. «Фазы бога» вообще представляют собой нечто странно-мрачное. Топопс, сбежав из своего города, стремится к морю, но в результате злоключений в пути, опасаясь погони, он попадает в таинственный храм. Довольно мрачным представляется также рассказ Дэвида Дрейка «Холм тролля». События развиваются в нашем мире, что не отменяет мистической подоплёки творящегося действа. Ульф узнал о проклятом золоте, которое охраняется троллем, и решил попытать счастья. Нужно ли говорить, что ему не следовало этого делать?..

Повесть Глена Кука «Солдат империи, не ведавшей поражений» относится к циклу об Империи Ужаса, который составляют также несколько романов и рассказов. Даже разочаровавшись в политических играх и отправившись прочь из родных мест, офицер армии понимает, что ему всё равно придётся остаться воином. «Послание из Лебанои» Майкла Ши продолжает приключения самого известного героя писателя — Ниффта. Этот рассказ должен был превратиться в одноимённый роман, но работу над ним автор не успел закончить, так что история, включённая в антологию, — это, похоже, действительно последнее послание знаменитого вора по прозвищу Проныра.

Джейн Йолен выступает с мрачной сказочкой «Стать воином» — историей одной мести. Писательницу сопровождает ещё одна женщина-автор, Рейчел Поллак с «Красной гильдией». Далее следует простая, но по-хорошему «олдовая» история Джина Вулфа «Шестеро из Атлантиды». «Дочь морского тролля» Кейтлин Кирнан наш читатель уже знает по антологии «Мечи и тёмная магия»: воительница Малмури, убившая чудище, и щепотка однополой любви — всё как полагается!

«Коралловое сердце» Джеффри Форда, в котором рассказывается о воине с мечом, превращающем всё вокруг в кораллы, является этакой ступенькой к следующему крупному тексту и заметному автору. Повесть «Путь дракона» Джорджа Мартина — это выдержка из романа «Буря мечей», третьей части грандиозной «Песни Льда и Огня». И завершает книгу рассказ Майкла Суэнвика «Год Трёх Монархов», повествующий о том, что нацепить на голову корону легко, но вот удержать её бывает ой как непросто.

«Антология меча и магии» — это, в принципе, хорошая подборка. Здесь есть довольно сильные старые добрые рассказы (хотя, в ряде случаев можно было бы отобрать и посильнее), и произведения новые, написанные уже в XXI веке, но вполне соответствующие традиции. Не хватает книге только небольших вступительных заметок перед каждым произведением и толковой сопроводительной статьи, которая рассказывала бы о становлении и развитии жанра.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)