DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Медведки тут не водятся

Медведки (роман)

Автор: Мария Галина

Жанр: магический реализм

Издательство: Эксмо

Серия: Открытие. Современная российская литература

Год: 2011

Новый роман Марии Галиной «Медведки» произвел настоящий фурор в среде любителей фантастики, собрав целый ворох восторженных отзывов и удостоившись нескольких литературных премий. Восторженные читатели отмечали многослойность книги, словесные игры автора и портрет главного героя, словно бы срисованный из хрестоматийных произведений русских классиков.

Семен Блинкин и в самом деле напоминает типаж, так любимый нашими литераторами позапрошлого века. Это такой себе незначительный, маленький человечек, по-своему несчастный и одинокий и так давно и глубоко спрятавшийся в свою раковину от всего остального мира, что окружающее себя пространство он воспринимает в чуть искаженном свете.

А вот профессия у нашего героя довольно интересная. Так и не состоявшись в качестве настоящего писателя, Блинкин стал писать на заказ истории из жизни клиентов, в прямом смысле слова переписывая классиков. Каждому из обратившихся к нему людей Семен создает истории из их жизни, которых никогда не было в реальности, беря за основу известные литературные произведения. Одного он отправил в Мордор в компании с хоббитами, второй пустился на поиски острова сокровищ, и так далее.

Блинкин хороший психолог и может просчитывать поведение и поступки своих клиентов, но, честно говоря, это ему мало помогает, поскольку Семен все равно не умеет общаться с людьми. Он классический неврастеник, у него есть целая куча комплексов и предрассудков, многие из которых появились не без деятельного участия его родного папаши.

Отец Блинкина, к слову, самый яркий и колоритный персонаж романа. Это ворчливый, вечно всем недовольный старик из той породы, которая всегда недовольна своим потомством, но постоянно восхищается всяческими левыми личностями, которые ставятся в пример и в укор неудачникам детям. Сцены с отцом, к слову, написаны наиболее интересно и жизненно, хотя чему тут удивляться, с подобными пожилыми людьми знаком, наверное, каждый читатель.

Ну и третьим центральным характером является некто Сметанкин, очередной клиент Блинкина, обратившийся к тому с необычным заказом. Сметанкину не нужна одна только приключенческая история, ему нужна целая биография, с родными, бабушками и дедушками, семейными фотографиями и реликвиями. Блинкин изначально отказывается, затем соглашается и в итоге создает своему новому знакомому такую историю, которая неожиданно становится слишком реальной.

Вот здесь-то и начинает твориться что-то необъяснимое. У бывшего детдомовца Сметанкина ниоткуда появляются самые разнообразные родственники, у него проявляются родственные связи даже с самим Блинкиным. А далее реальность и вовсе начинает играть с героем странные шутки.

Он начинает подозревать, что создает Сметанкину собственную биографию, слепленную из обрывков различных историй, краем уха слышанных в далеком детстве. На даче Блинкина появляется несуразная девочка, объявляющая себя дочкой Сметанкина и желающая вернуть его в семью. Одна из самых авторитетнейших в городе женщин объявляет себя матерью все того же Сметанкина.

А Леонид Ильич Финке, сосед Блинкина, и вовсе подозревает, что Сметанкин на самом деле и не человек даже, а воплощение Ахилла. Ну да, того самого, из «Илиады», только в его первоначальной страшной версии. Галина проводит параллели между мифологией, в которой со временем образ Ахилла развивался, претерпевал различные изменения в зависимости от того, во что верили его почитатели, и в конце концов превратился из хтонического божества в эпического героя, и обликом Сметанкина, который также меняется под влиянием новых фактов, добавляемых Блинкиным в его биографию.

Верить или не верить в такое развитие событий – зависит от каждого конкретного читателя, поскольку Галина не объясняет до конца, какой версии придерживается она сама. По сути, один лишь только Финке, сосед Блинкина, называет Сметанкина Ахилла. Но Финке нельзя назвать адекватным человеком, поэтому его слова нужно подвергать разумному сомнению. С другой стороны, Сметанкин не может одновременно являться найденным родственником отца Блинкина, детдомовцем и сыном самой авторитетной женщины в городе. Да вообще на свете он не может существовать, поскольку давно еще перешел дорожку не тем людям.

Остается предположить, что Сметанкин действительно является воплощением хтонического божества Ахилла. Но тогда зачем ему весь этот балаган с украденной биографией, найденными родственниками, новыми знакомыми и ничего не понимающим Блинкиным? Галина так и не дает ответа на эти вопросы, а в самый интересный момент и вовсе уводит Сметанкина со сцены, так и не объяснив его роль в пьесе.

Конечно, нельзя не отметить, что появление необычного клиента и его несуразной вроде бы дочки, в которую Блинкина угораздило влюбиться, абсолютно меняет жизнь главного героя и добавляет в нее множество новых ощущений. Но за Семена очень сложно порадоваться, потому что Галина создала очень живых, реальных, достоверных и правдивых персонажей, но переживать за них не получается, потому что ни один из них не выглядит симпатичным. Блинкин-младший не умеет общаться с людьми и отталкивает их от себя, Блинкин-старший – сварливый и неприветливый старик, который обливает презрением единственного человека, который о нем искренне заботится, а Сметанкин – так и вовсе непонятно кто с неясными мотивами и поступками.

Размытая и неясная концовка, которая обрывается на полуслове и оставляет читателя в неведении и попытках осмысления только что прочитанного, также не добавляет книге очарования. Роман оставляет ощущения какой-то недосказанности, хотя, с другой стороны, поставляет много интересной информации к размышлению, взять хотя бы хтонические корни Ахилла. Ну и самым главным вопросом остается «Причем здесь вообще медведки, если о них самих в тексте ни слова?».

Ну а что касается ужасов, то в этот раз о них и сказать-то нечего. Есть магический реализм, есть своеобразная психоделика, есть философская притча, безудержный полет фантазии, но вот таких эпизодов, от которых хотелось бы прийти в ужас, в «Медведках» нет. Разве что вы панически боитесь мышей, что время от времени копошатся под полами дома Блинкина.

Комментариев: 7 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Pickman 24-10-2013 09:47

    Даркеровский, это самый настоящий вирд))

    Учитываю...
    • 2 это Хельг, есличо 24-10-2013 10:48

      Ок, как скажешь. Я исключительно в том смысле, что тут недостаточно темно. Дабы поклонники жанра не обманывались.

      Учитываю...
      • 3 Pickman 24-10-2013 14:04

        Возможно, возможно. Не хоррор точно)

        Учитываю...
  • 4 Хельг 24-10-2013 02:07

    Оторвал книгу на распродаже и ознакомился. Ну, как ознакомился? Проглотил за две ночи. Со мной такого давненько не было. Профиль, тащемта, совершенно не "даркеровский", но книга стоит внимания, вне жанра, а просто, как хорошая литература.

    Учитываю...
  • 5 Катя 01-06-2013 14:36

    Автор рецензии абсолютно прав. Все именно так, как сказано им.

    Учитываю...
  • 6 Мельник 08-07-2012 11:59

    Вроде и хорошая получилась книга, но указанные "непонятки" смазывают это впечатление. Да и название с обложкой причем здесь? )

    Учитываю...
  • 7 Хельг 21-06-2012 22:52

    Какая сумбурная получилась рецензия. И несколько неряшливая.

    Так и не понял из нее, одобряет автор, или не одобряет? Вообще, осталось стойкое ощущение сериального "мыла", после прочтения рецензии. Может и сама книга такая - сумбурная "сантабарбара"?

    Учитываю...