Мельница каменных женщин/ Il Mulino delle donne di pietra
Италия, Франция, 1960
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссер: Джорджио Феррони
Сценарий: Джорджио Феррони, Ремиджо Дель Гроссо, Уго Либераторе, Джорджио Стегани, Петер ван Вейген (фейк)
В ролях: Пьер Брис, Шилла Габель, Вольфганг Прайсс, Дани Каррель, Херберт А.Э. Бёме, Лиана Орфей, Марко Гульельми
Подобные фильмы:
- «Глаза без лица»,
- «Зеркало ведьмы»,
- «Безликие»,
- «Руки Орлока»
В конце 50х в европейском кино родилась мода на готический хоррор, начало которой положил Риккардо Фреда фильмом «Вампиры». «Маска Сатаны», снятая Марио Бавой в 1960 году и имевшая оглушительный успех не только в Европе, но и в Америке, интерес к этому жанру лишь усилила. Роджер Корман с успехом снимал роскошные экранизации Эдгара Аллана По с Винсентом Прайсом, студия «Хаммер» в Англии пугала зрителя серией фильмов о Дракуле и множеством других картин в жанре мрачной готики с Кристофером Ли и Барбарой Стил, ставшей так же и лицом как итальянского готического хоррора, начиная с той самой «Маски Сатаны», так и иконой этого жанра в принципе, снявшись во множестве фильмов, например «Длинноволосой смерти», «Кровавом замке», «Замке кошмаров».
В 1959 году вышел фильм Жоржа Франжю «Глаза без лица», успех которого породил волну подражаний и фильмов о безумных докторах и ученых, таких как «Руки Орлока» и «Безликие». Некоторые режиссеры экспериментируют, соединяя с разной долей успеха готику и научную фантастику об ученых-безумцах. Иногда это выливается в сумбурную эклектику, как мексиканское «Зеркало ведьмы» Чано Уруэта. Но иногда – в визуально безупречную, готически мрачную историю, каким стал фильм Джорджио Феррони «Мельница каменных женщин».
На волне уже упомянутого безумного успеха экранизаций произведений Эдгара По и стилизаций под него создатели «Мельницы» придумали оригинальный ход. В титрах указано, что фильм снят по рассказу Петера ван Вейгена, которого не существовало в действительности, но это хорошо сработало в прокате. И, кроме того, помогло насытить готическую атмосферу фильма визуальной красотой картин голландских мастеров. Мрачные серые стены мельницы контрастируют с богатыми интерьерами и яркими нарядами Эльфи. А совершенно жуткая карусель восковых фигур, движущихся под мелодию шарманки, заставляет мурашки пробежать по спине. Так же, как и кадры превращения профессором тел несчастных девушек в эти самые фигуры. Одержимые страстной идеей спасения Эльфи, её отец и доктор Болем – два безумных ученых, готовых ради своих экспериментов и поисков состава сыворотки на бесчисленные убийства – образ весьма популярный в фильмах и до сих пор, с разными вариациями сюжетов и персонажей. Тут же все это упаковано в минорную готическую атмосферу с детективным сюжетом.
В городке Везе находится старая мельница с музеем восковых фигур, запечатлевших смерть и казни преступников, колдунов, отравителей, насильников, исторических персонажей. Живет на мельнице скульптор Грегориус Валь, который пополняет коллекцию фигур и преподает уроки изобразительного мастерства. Вместе с ним живет дочь Эльфи, она больна странной болезнью крови, уже убившей её мать, и которую никто в городе не видел. При Эльфи всегда находится служанка и доктор Болем, следящий за её здоровьем и лелеющий мысли о женитьбе на своей пациентке. И в этот тихий городок, где время от времени исчезают девушки, приезжает Ганс фон Арнам, по заданию издательства, собравшегося выпустить книгу о мельнице, которой исполняется 100 лет, и которая является местной достопримечательностью, благодаря своему музею. У профессора обучается и невеста Ганса, Лизелотта. Пока Ганс работает в библиотеке, изучая историю мельницы, его замечает Эльфи. Она назначает свидание Гансу и быстренько затаскивает к себе в постель, пока ошеломленный напором эмоций девушки он не успел прийти в себя. Ганс, мучимый угрызениями совести и вины перед Лизелоттой, на следующий день встречается с Эльфи, и говорит, что между ними ничего быть не может. Девушка закатывает истерику, у неё случается приступ и она умирает. Психологически раздавленный всем этим Ганс несет тело Эльфи в её комнату, затем бродит по городу, утром придя с покаянием к её отцу. Профессор обвиняет Ганса в смерти дочери и велит уехать из города, никому ничего не говоря. Увидев в склепе тело Эльфи в гробу, Ганс впадает в отчаяние, и доктор Болем дает ему таблетку, но это только вызывает странные видения. Он видит в лаборатории доктора связанную рыжеволосую девушку, певицу и натурщицу из городка. Чтобы успокоится, Ганс бродит всю ночь, а утром вновь является на мельницу просить прощения за смерть девушки. Профессор говорит, что не понимает, о чем речь, дочь жива, а Гансу следовало бы обратиться к врачу. На шум спора в комнату входит живая и здоровая Эльфи. Ганс снова потрясен. Он решает разобраться в том, что творится на мельнице. Тем более, Лизелотта исчезла, хотя они договорились о встрече, и это пугает его. Ему вспоминается связанная девушка и внезапно воскресшая Эльфи. Выводы о связи всех этих событий отнюдь неутешительны. Вместе с другом Ганс пробирается на мельницу в поисках ответов на множество загадок и своей невесты.
Для Джорджио Феррони, до этого снимавшего в основном исторические костюмные драмы, а после ушедшего в спагетти – вестерны, это был первый опыт работы в жанре хоррора. Опыт этот был довольно удачным, тем более, что лента была цветной, что для жанра ужасов в те годы было явлением редким, и оказавшимся очень выигрышным, красота и выразительность кадра завораживают, не дают оторвать глаз от экрана. Но после успешного проката лента постепенно отошла в тень других таких фильмов, выходивших десятками на разных студиях, и режиссер не возвращался больше к этому жанру вплоть до 1972 года, сняв «Ночь дьяволов», экранизацию рассказа А. Толстого «Семья вурдалаков».
Пьер Брис, француз, сыгравший Ганса, зрителю более известен как исполнитель роли Винету, стал в Германии настоящей звездой фильмов про индейцев. Доктора Болема сыграл немец Вольфган Прайс, уже знаменитый своей зловещей ролью доктора Мабюза из целой франшизы, начатой Фрицем Лангом фильмом «1000 глаз доктора Мабюза». В роли отца Эльфи выступил театральный актер Роберт Бомэ, и театральная манера игры, жесты, фразы, интонации очень заметны в кадре, и пошли только на пользу как общему контексту сюжета, некой театральности его, так и образу профессора в целом. Яркая красота брюнеток Сциллы Габель (Эльфи) и Дэнни Карель (Лизелотта), отец которой был французом, а мать – вьетнамкой, радуют глаз и сглаживают некоторые шероховатости в актерской игре, что впрочем не портит впечатления от этого увлекательного и совершенно потрясающего в своем визуальном исполнении фильма, который, несомненно, стоит вашего внимания.
1 Dee-Dee 16-05-2013 15:40
Очень приятный фильм. Классическая история в красивом готическом антураже. Насыщенные цвета и костюмы радуют глаз.
2 Мельник 27-04-2013 20:07
Как-то не зацепил фильм, простоватым кажется в сюжетном плане. Ну, может быть, раньше так и снимали.