DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Меняя лица, как перчатки

В современном кинематографе благодаря визуальным спецэффектам можно показать всё, что угодно. А то, что вышло не слишком удачно — легко подправить с помощью обработки на компьютере. В эту цифровую эру киноиндустрия вступила сравнительно недавно. Всего несколько десятков лет назад все спецэффекты (и монстры) создавались при помощи грима и всевозможных самодельных конструкций. Но даже сейчас, в век разнообразных технологий, гримёры остаются ключевыми фигурами в создании образов героев. Монстры, одержимые девочки, зомби, разлагающаяся плоть на телах заражённых неизвестным вирусом — всё, что пробирает нас до костей и отпечатывается в памяти — заслуга этих людей: творцов, остающихся за кадром.

С появлением цветного кино стало ясно, что классический театральный «рисованный» грим для кинематографа не подходит. В театре актёры были удалены от зрителя, потому недостатки их гротескного макияжа оставались незаметными. Но для кино, где действие сосредоточено на крупных планах, требовалось что-то более естественное. Первоначально гримёры использовали протезы и накладки, но при приближении они всё равно выглядели недостаточно реалистично. Никаких обучающих курсов и школ не существовало и в помине, потому приходилось действовать наобум, пробуя новые и новые способы. Революционный материал для грим-накладок  пенорезина или вспененный латекс  был изобретён в Великобритании ещё в 1929-м, однако потребовались годы на то, чтобы он нашёл применение в киноиндустрии.

Позже к арсеналу гримёров добавился силикон, который своей текстурой походил на настоящую кожу. В последние годы сделанные из него накладки используют всё чаще, поскольку камеры и осветительные приборы постоянно совершенствуются. Эффект полной реалистичности — вот за что борется сегодняший кинематограф. И всё же, выбор материала для работы  вещь индивидуальная. Многое зависит от восприимчивости кожи актёра и его возможности выдержать нанесённый грим.

Джек Прис (слева) работает над гримом к фильму «Франкенштейн»

Именно благодаря Джеку Пирсу мы смогли увидеть многих известных голливудских монстров такими, какие они есть. Среди его работ грим для фильмов «Человек-волк», «Чёрный кот» и, конечно, «Франкенштейн». Впечатляющий грим, собранный буквально из подручных средств, и костюм монстра Франкенштейна вместе весили около 24 килограммов. Но именно этот образ чудовища, созданного талантливым актером Карлоффом и гримёром Джеком Пирсом,  стал одним из самых узнаваемых среди монстров XX века. Так же рукам мастера принадлежит жуткий образ Имхотепа из самой первой «Мумии».

Дик Смит за работой

Дика Смита называют «крёстным отцом» грима: именно он преобразил Марлона Брандо для фильма «Крёстный отец», после чего стал известен в кинематографических кругах. Но поклонникам хоррора будут интереснее другие его персонажи.

Вдохновлённый возможностью претворять различные образы в жизнь, Смит долгое время не мог найти себя в киноиндустрии и подрабатывал гримёром на одном из телевизионных каналов. Но, наконец, в погоне за своей мечтой он все же отправился в Голливуд. И вот, сегодня только ленивый не пользуется формулой Смита для изготовления искусственной крови: кукурузный сироп, пищевые красители и немного жидкого средства для мытья посуды. Мастер преображений наложил свои талантливые руки даже на юную Линду Блэр, создав жуткий образ одержимой для фильма «Изгоняющем дьявола». Чудовищная девочка надолго поселилась в кошмарах тысяч людей. Рассказывают, что на показах фильма в 1973 году многие зрители в ужасе покидали залы

В 2012 году Американская киноакадемия вручила Смиту почётный «Оскар» за выдающийся вклад в развитие кинематографа. Он стал первым гримёром, который получил такую награду.

Рик Бейкер

Гримёры, входящие сегодня в первую десятку Голливуда, так или иначе, считают себя учениками и последователями школы Смита. Один из самых ярких представителей этой школы, Рик Бейкер, принимал участие в работе над видеоклипами Майкла Джексона «Призраки» и «Триллер» и стал первым обладателем кинопремии «Оскар» в созданной в начале 1980-х номинации «лучший грим»: чести удостоилась картина «Американский оборотень в Лондоне». Также Бейкер номинировался на кинопремию Сатурн» за специальный грим к кинофильмам «Вой», «Гремлины 2» и «Звонок».

Одной из самых известных его работ для массового зрителя стала фантастическая комедия «Люди в чёрном». Практически всех инопланетян из второй части Бейкер придумал сам. Образы насекомоподобных и не похожих на людей существ были отображены в несколько комичном ключе. И всё-таки, никто без дрожи не вспомнит жучилу из первой части — до того момента, как он вылез из своего фермера-носителя.

Том Савинни

За создаваемые Томом Савини специальные эффекты, отличающиеся реалистичностью и приносящие его фильмам неизменный успех, коллеги прозвали Тома «гений крови». В 1980 году Савини был номинирован на кинопремию «Сатурн» в категории «лучший грим» за картину «Рассвет мертвецов», а в 1986-м был удостоен той же премии и в той же номинации за фильм «День мертвецов» (обе ленты снял мастер зомби-хорроров Джордж Ромеро).

Надо сказать, что Савини наделён не только талантом создавать яркие образы: он так же проявил себя как актёр и режиссёр.  Интересно, что многие приписывают Тому пагубные наклонности и жестокие увлечения, утверждая, что «кровавых» дел мастером он стал не просто так.

Грегори Никторео (слева)

Ещё один из ревностных почитателей и последователей Дика Смита — Грегори Никотеро. Он знаком многим по нашумевшему сериалу «Ходячие мертвецы», в котором выступил и как продюсер, и как гримёр. Масштаб его работы колоссален — сотни ходячих мертвецов, гуляющих под солнцем и разлашающихся под действием лучей. Несмотря на то, что при таком количестве живых трупов работа практически поставлена на конвейер, каждый из покойников имеет свою изюминку. Само собой, что Никотеро не работает над всем один: под управлением гримёра трудится целая команда. И всё же, основная масса забот лежит на плечах Грегори, и успех зависит от его способности день за днём разлагать плоть сотен изголодавшихся зомби.

«Муха». Автор грима — Крис Уоллас.

Помимо упомянутых выше художников, в кинематографе есть ещё десятки талантливых людей, которые приложили усилия к созданию действительно пугающих шедевров. Среди них и Крис Уоллас, буквально кадр за кадром отобразивший на экране мутацию человека в жуткой «Мухе». Талантливая Мишель Бёрк, воссоздавшая дикость сумасшедшего разума в триллере «Клетка». Стэн Уинстон, работавший над «Эдвардом руки-ножницы», «Чужими» и «Парком Юрского Периода». Имена можно перечислять бесконечно.

И хотя сегодня мастера так называемого «ручного» грима, несомненно, отходят на второй план, уступая дорогу спецэффектам, создаваемым при помощи компьютера, не стоит забывать о том, что, как бы далеко не шагнули высокие технологии и графика, ничто не заменит мимики живых актеров, которую столь восхитительно подчёркивает «ужасающее» мастерство «кошмарных» гримёров.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)