Иерусалим / Jeruzalem
США, 2015
Жанр: ужасы, мокьюментари
Режиссеры: Дорон Пас, Йоав Пас
Сценарий: Дорон Пас, Йоав Пас
В ролях: Яэль Гробглас, Йон Тумаркин, Даниэль Джаделин
Похожие фильмы:
- «Репортаж» (2007)
- «Монстро» (2008)
- «З/Л/О» (2012)
Помнится, когда DARKER'у не исполнилось еще и года, мы писали о «фаунд футадже», как об одном из интереснейших и перспективных направлений в хорроре. Что ж, немало воды утекло с тех пор. Многие зрители сейчас страдальчески закатят глаза, если увидят дерганую съемку и молодых, «незасвеченных» актеров, которые снимают все, что попадет в объектив. Принято считать, что новаторская трилогия «З/Л/О» забила последний гвоздь в крышку гроба, но убили жанр многочисленные суррогаты вроде «Теории Франкенштейна» и «Свидетельства». И если поначалу режиссеры привносили в мокьюментари свежие идеи, то новички стараться перестали.
Поначалу кажется, что создатели «Иерусалима», братья Пас, все же нашли пару интересных решений. В начале фильма мы видим, как отец главной героини дарит ей очки, похожие на «Google Glass». Возможностей у девайса тьма: и музыку проигрывает, и фотографирует, и ищет людей по социальным сетям, и даже погружает в дополненную реальность. Закроем глаза на то, что похожее устройство было в сегменте Дэвида Брукнера «Amateur Night» из первого «З/Л/А». Посмотрим, как «выстрелят» эти возможности впоследствии.
Героиня вместе с подругой отправляется в Тель-Авив. Но случайная встреча в самолете меняет планы подруг. Симпатичный незнакомец уговаривает их отправиться в Иерусалим. И впрямь, путешествие в один из древнейших городов мира должно стать интересным и захватывающим...
Первые сорок минут фильма – самое ценное, что в нем есть. Мы видим город глазами (в данном случае, очками) туриста. Морщины зданий не прикрыть атрибутикой современности. Кажется, что на узких улочках обитают древние и непостижимые тайны. О нем вещают сумасшедшие в тогах, на него указывают символы в пещерах. Кажется, что мешает творческому тандему удариться в мистику и приобщить зрителя к потустороннему?
Однако создатели не находят ничего лучше, чем ввести в повествование... демонов. Пока один из них, гигантский Нефилим, бродит по городу (привет, «Монстро»!), его мелкие сподручные бросаются на людей и кусают их, делая одержимыми (привет «Репортажу из преисподней»). Двое персонажей окажутся в психбольнице (аналогия с «Искателями могил» так и напрашивается, но конкретно в этом эпизоде режиссеры цитируют сцену из «Репортажа»). Стоит ли говорить, что герои блуждают в этом лабиринте заимствований, не понимая, как вести себя и что делать. Корабль сюжета трещит по швам, дает течь, но все же кое-как позволяет зрительскому вниманию доплыть до финала.
Персонажи, которые в первой половине фильма вели себя вполне разумно, в экстремальной ситуации теряются. Страх – древнейший триггер, способный сплотить вместе даже врагов, но здесь персонажи разделяются уж слишком часто, даже по канонам кинохоррора. На закономерный вопрос, почему они так делают, напрашивается ответ: «Так написано в сценарии». То же самое касается и извечного штампа из зомби-муви, когда один из героев заражается вирусом/одержимостью, но остальные, зная об этом, все равно тащат товарища за собой. Маловероятный исход для компании, которая оставила одного из своих в психушке. Еще одно клише – некомпетентные солдаты… Опостылевших шаблонов так много, что вынь их все – и фильм развалится.
Да, история подкачала, но быть может, ситуацию спасет форма? Увы, пресловутые «умные» очки оказываются бесполезны против гостей из преисподней. Ружье ломается, не успев выстрелить. В жизни подобное случается сплошь и рядом, но кино развивается по другим законам. Представьте себе агента 007, чьи гаджеты не срабатывали бы в критической ситуации? Бондиана исчерпала бы себя мгновенно. Вот и здесь интересный сюжет оборачивается очередной беготней. Кстати, еще один штамп, характерный для мокьюментари.
Как итог, «Иерусалим» звезд с неба не хватает. Но в ряду псевдодокументальных хорроров последнего времени он выделяется – прежде всего, древним величием города и его жизнью, явной и тайной. Так что посмотреть эту картину, в первую очередь, стоит любителям хоррора с национальным колоритом.
Комментариев: 0 RSS