DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Межзвездная нирвана

 Hawkwind

Got a hole in my head

Everything falls right out

Through my ears, through my eyes

Makes no difference where you are…

Queens of the Stone Age – «Infinity»

Сверхпопулярный у одних, и совершенно не известный у других. Похожий одновременно и на умиротворяющий сон наяву, и на яркий наркотический приход. Обволакивающий, точно туман, и заряжающий изнутри не хуже десяти тысяч вольт. Иногда тягучий, как полет к звездам, а иногда быстрый, словно до предела разогнанный космолет. Весь состоящий из противоречий, но от того лишь еще более притягательный. Безумный, несравненный, психоделический, фантастический и удивительный спейс-рок.

Если попытаться рассказать об истоках его возникновения, то неподготовленный читатель буквально утонет в специфических терминах и многочисленных музыкальных жанрах. Шугейз, стоунер-метал, нойз-поп, краутрок, академический минимализм… голова идет кругом от одних только названий. Поэтому не будем слишком углубляться в матчасть и сразу перейдем к ощущениям от прослушивания. А уж с игрой на всей гамме чувств, будто на синтезаторе, у спейс-рока все в полном порядке.

Взлет к небесам. Падение в бездну. Мерное качание на волнах. Всепоглощающий шторм. Беззаботная езда на автомобиле. Всплеск адреналина за штурвалом подбитого истребителя. Творчество представителей спейс-рока – точно укол героина или вдох «ангельской пыли», уж не сочтите за пропаганду. Да и нет лучше наркотика, чем хорошая музыка.

Что же послужило толчком для создания столь необычного жанра? Сейчас ответить сложно, но многие сходятся на том, что спейс-рок появился в нужное время и в нужном месте – в эпоху беспокойных шестидесятых, когда планета стояла на пороге ядерной войны, когда марихуана правила улицами, а психотропные препараты медленно плавили мозги завсегдатаям подпольных дискотек, когда люди вовсю покоряли космос, а молодежь бастовала против войны и ратовала за мир во всем мире… В таких условиях и был взращен ядовитый плющ спейс-рока, постепенно обвивший умы многих и многих поклонников. 

Как и в любом жанре, в спейс-роке хватает суперзвезд. Чего только стоят Pink Floyd. Собственно, именно их, наряду с влиятельными The Stooges и Hawkwind, называют одними из апологетов жанра, заложивших его основы. За время существования Pink Floyd продали около четверти миллиарда записей по всему миру, а их культовая «The Wall» и по сей день вызывает отклик в юных бунтарских сердцах.

Hawkwind несколько уступают по популярности своим более именитым коллегам, но их музыка не менее впечатляюща и… как бы это сказать… удручающе прекрасна. Парадокс? Нет, просто еще одно противоречие из миллиарда.

Более всего эта группа известна в Великобритании, особенно в родной Англии, а их творчество гармонично соединяет в себе прото-панк и космическую электронику, психоделические ритмы и прогрессивный мелодичный рок, почти философские композиции о смысле бытия и разухабистые «танцульки». Группа вела едва ли не аскетичный образ жизни, выступала где придется и завоевала уважение среди многих ценителей спейс-рока. Сейчас их смело можно назвать культовой классикой, а их влияние прослеживается у таких современных «художников нирваны», как великолепные Muse.

Всем заинтересованным этим жанром дюже рекомендуется к прослушиванию еще одни знаменитости спейс-рока – хулиганы The Byrds, чьи отдельные песни настолько напоминают наркотический трип, что впору не записывать их на кассеты и диски, а фасовать по пакетикам.

Среди немецких рокеров весьма выделяются Eloy – их композиции разнообразны настолько, насколько это вообще возможно в тесных жанровых рамках. Благо, спейс-рок – подлинный безграничный космос, где найдется место для любой звезды.

На самом деле список групп, играющих спейс-рок, можно продолжать бесконечно – это и мощные Gong, и научно-фантастичные The Telescopes, и смешливые Flying Saucer Attack, и меланхоличные Angels and Airwaves, и подлинно космические Starset и Comets on Fire… в общем, настоящее раздолье. Понадобится не один световой год, чтобы облететь всю эту яркую вселенную, сотрясаемую звучанием синтезаторов и электрогитар. Что, впрочем, не большая помеха для подлинных поклонников спейс-рока – они, точно астронавты, всегда с радостью готовы совершить еще один шаг на неизведанной планете, где царит нирвана...

Ну а что насчет близких по духу жанров? Пожалуй, и здесь царствует такое раздолье, что легко можно заблудиться в названиях групп и отдельных исполнителей. Одновременно и чувственные, и дико проникновенные Tangerine Dream, любимые снобами Electro Esthetica и Китаро, французские поэты Space, обжигающе нежные Solar Fields... Даже Дэвид Боуи отметился на ниве жанра – просто послушайте некоторые его композиции. Если это не полет за пределы воображения, то как минимум затяжное падение в пропасть гармонии. Думается, такие жанры, как транс, эмбиент и электро-поп в отдельных случаях могут представлять собой довольно любопытные образчики космической мелодики.

Где же подобная музыка чувствуют себя вольготнее всего? Ну, как насчет саундтреков к во всех смыслах звездным блокбастерам? А разве не будет идеально звучание таких композиций во время чтения космической оперы или «марсианских» рассказов Рэя Брэдбери? А для банального расслабления за чашкой кофе, пока за окном шумит ливень или завывает вьюга? А во время прогулки по самой обычной улице самого обычного города, представляя, что твои ноги отрываются от земли и ты летишь куда-то вдаль, подгоняемый бушующим ветром? Да и перед сном эти песенки придутся как нельзя кстати – и тогда царство грез предстанет гораздо ярче, чем любой «Валериан и город тысячи планет»…

***

Если когда-нибудь решите слетать в космос – то берите напрокат электрокар Илона Маска, запаситесь парочкой скафандров и не забудьте врубить на магнитоле спейс-рок. И до новых встреч!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)