DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мифологема Говарда под одной обложкой

Безымянные культы: «Мифы Ктулху» Роберта И. Говарда / Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard (сборник)

Автор: Роберт Говард

Составитель: Роберт М. Прайс

Жанр: ужасы, триллер, тёмное фэнтези

Издательство: Chaosium Inc.

Год издания: 2001

Похожие произведения:

  • «The Antarktos Cycle» (антология, ред. Роберт М. Прайс)

  • «Tales Out of Innsmouth» (антология, ред. Роберт М. Прайс)

  • сборники «Мифов» Кларка Эштона Смита, Роберта Блоха, Генри Каттнера и других авторов (под ред. Роберта М. Прайса)

Для не самых искушённых читателей будет полной неожиданностью первое ознакомление с этой книгой, озаглавленной столь интригующим названием «Nameless Cults». Как многие знают, «Nameless Cults» — название труда, более известного как «Безымянные культы» 1, в оригинале на немецком — «Unaussprechlichen Kulten», так сказать, «младший брат Некрономикона». И вправду, можно подумать, что это и есть «Unaussprechlichen Kulten» Фридриха фон Юнтца, самого загадочного персонажа Роберта Говарда. Но это не так. По крайней мере, не совсем.

После прочтения названия и броского взгляда на вылупляющееся нечто, украшающее мягкую обложку, открываем титульную страницу и ещё больше изумляемся: в соавторах значатся настоящие титаны литературы, имена которых известны не только поклонникам хоррор-чтива — Лавкрафт, Меррит, Дерлет, Лонг и ещё парочка-другая. И если в случае с названием немного обманываешься, то многие впервые для себя откроют факт — Говард-таки писал и в соавторстве, но об этом немного позже.

Посмотрим, о чём книга. Издательство «Chaosium Inc.» специализируется на окололавкрафтовской литературе. А книга «Nameless Cults» входит в серию из 15 выпусков «Call of Cthulhu® Fiction». Данное издание представляет собой сборник рассказов и романов Роберта Ирвина Говарда, так или иначе соприкасающихся со темой сверхъестественного ужаса. Но это — совсем вкратце. Если более подробно, то надо прямо сказать, что данная подборка являет собой квинтэссенцию и сливки литературного таланта Говарда. 18 произведений собрано в книге на более чем 350 страницах. И ладно, если б просто собраны. Составителем является Роберт М. Прайс, сделавший своё дело без намёка на халтуру — бережно и совестливо. В предисловии перед каждым рассказом Прайс проводит тщательный анализ, до того как читатель непосредственно приступит к произведению. Это и хорошо, и немного плохо. Многим читателям захочется вначале ознакомится с заметками Прайса, а это может повлечь к спойлерам, что, разумеется, нежелательно. Лучше б Прайсу писать послесловия, и потому надёжнее будет знакомиться сначала с рассказом, а уже после вернуться к предисловию.

Предисловие есть и ко всей книге — статья, озаглавленная как «Raven, Son of Morn» («Ворон, сын Морна»), и по названию внимательный читатель сразу поймёт, о ком, скорее всего, пойдёт речь. Но не только Бран Мак Морн будет предметом обзора Прайса. В статье подробно рассказывается о создании Говардом собственных литературных мифов и вымышленных миров, с упоминанием многих культовых персонажей и произведений.

Что касается жанров, то во главе стоит, конечно же, хоррор. А каждый отдельный рассказ, помимо хоррора, представлен другими направлениями. Первым на очереди идёт «The Black Stone» («Чёрный камень»), довольно известное произведение, по своему строению очень похожее на творения Николая Гоголя и Ореста Сомова. Для поклонников непосредственно Говарда «Чёрный камень» ценен ещё и присутствием Джастина Джеффри и Фридриха фон Юнтца, поэта и исследователя тёмных граней мироздания соответственно, двух персонажей, прообразом которых является сам автор. Упоминание Джеффри и Юнтца мы также встретим в рассказах «The Door of the World» («Дверь в мир»), «The Children of the Night» («Дети ночи»), «The Thing of the Roof» («Тварь на крыше»), «The House in the Oaks» («Дом, окружённый дубами»), «The Hoofed Thing» («Эксперимент Джона Старка») и «Black Eons» («Чёрные эпохи»).

Излюбленный мотив Говарда о переселении душ воплощён в рассказах «The Little People» («Маленький народец»), «The Children of the Night» («Дети ночи») и «People of the Dark» («Люди тьмы»). Наибольший интерес для исследователей творчества писателя могут представлять «Маленький народец» и «Дети ночи». Первый из них неполный — часть была утеряна; рассказ написан под впечатлением «Сияющей пирамиды» Артура Мейчена, о чём в тексте имеется упоминание. «Дети ночи» же, по-видимому, являют собой поздний вариант «Маленького народца» с более продуманным сюжетом и мифологическим наполнением. А вот «Люди тьмы» будет интриговать не только реинкарнацией, но и главным героем. Весьма примечательно, что некоторые невнимательные читатели путали и включали данный рассказ в цикл о Конане-кимерийце, поскольку последний является тёзкой персонажа «Людей тьмы», и это не мудрено — рассказ по содержанию вполне вписывается в «киммерийскую концепцию», чем не преминули воспользоваться издатели комиксов — в 1975 году вышел выпуск «Savage Sword of Conan #6» — адаптация «Людей тьмы» под рассказ о Конане. Все три рассказа, так или иначе, помимо Мейчена, восходят ещё и арийской, если вернее — к индоевропейской тематике.

Пожалуй, самым известным и устрашающим рассказом так называемого «пиктского цикла» являются «Черви земли» — в главной роли Бран Мак Морн и «маленький народец». Мало кто из читателей лавкрафтовщины не знаком с данной историей. Как и в случае с «Людьми тьмы», по сравнению с «Маленьким народцем» здесь мы наблюдаем эволюцию представлений Говарда о троглодитах, которые были пиктами в варианте «...народца». Рассказ живой, наполненный всеми качествами, которыми должно обладать хоррор-произведению — от сделок с силами тьмы до соития с безобразной колдуньей.

Рассказ «The Abbey» («Аббатство») — одно из незавершённых при жизни Говарда произведений, дописанное впоследствии К. Дж. Хендерсоном, причём неплохо. То же относимо к рассказам «The Door of the World» («Дверь в мир») и «The House of the Oaks» («Дом, окружённый дубами»), дописанные соответственно Джозефом Пулвером и Августом Дерлетом. Не сказать, что соавторы испортили эти три произведения, как это часто бывает — как говорится: «Со своим самоваром...»; тут скорее свой взгляд, но таки с оглядкой на стилистику Говарда. В особенности накаляет зашкаливающая психоделика дописанного Дерлетом «Дома, окружённого дубами».

Следующий в очереди рассказ — «The Fire of Asshurbanipal» («Пламень Ашшурбанипала») — этакий приключенческий вариант «Обитающего во тьме» Лавкрафта. Говард писал «Пламень...» в двух вариантах — с элементами лавкрафтовщины и без них. Большинству читателей знаком первый. Он же вызывает ассоциации, близкие к роману Говарда «Час дракона», уж очень знакомо описывается артефакт и демон, его хранящий, не потому ли до сих пор в рецензиях и статьях критики связывают их в единый цикл? Однако прямых, так сказать, улик, подтверждающих сие предположение, нет, что весьма интригует.

Можно сказать, особняком стоит рассказ «The Black Bear Bites» («Ярость медведя»), в котором мистических действий нет вообще, а есть только упоминания. В целом, рассказ довольно слаб и годен разве что только для самых отъявленных преданных поклонников Роберта Говарда, ну и, может быть, Лавкрафта. Это приключенческая мини-история, которая по ходу сюжета грозит развиться в целый роман, но... Автору будто лень, и он на корню режет, превращая ГГ почти что в Мэри Сью. Досадно, но ладно.

«The Hoofed Thing» («Эксперимент Джона Старка»), как уже упоминалось, порадует «закулисным» присутствием Фридриха фон Юнтца, но вместе с тем это мистический детектив. Самым же пугающим можно считать «Dig Me No Grave» («Не рой мне могилу»), уже страшащее одним только названием, и неспроста. Полюбившиеся многим читателям исследователи сверхъестественного Конрад и Кирован будут вовлечены в интригующее действо и не раз об этом пожалеют. Косвенно рассказ можно причислить не только к мифам Ктулху, но и к Катулосу, и даже к Хайборийскому циклу.

Кстати о Катулосе — роман «Skull-Face» («Хозяин судьбы») также имеет место быть в сборнике. Как он туда попал? Просто Прайс посчитал (небезосновательно), что роман написан под впечатлением «Зова Ктулху». Подтверждения этому составитель приводит в предисловии.

Кроме «Хозяина судьбы», есть ещё два рассказа, так или иначе касающиеся Атлантиды. Первый — всем известное «The Shadow Kingdom» («Королевство теней»), с главным героем — королём древней Валузии Куллом-атлантом. Произведение повествует о раннем периоде цивилизации атлантов и упадке турийской цивилизации, в отличие от «Хозяина...», действие которого происходит после крушения Атлантиды. Впрочем, Атлантида «Королевства теней» и «Хозяина судьбы» разительно отличаются одна от другой, они связаны, может быть, только стилистикой и заимствованием некоторых имён собственных, или посредством не вошедшей в сборник повести «Луна черепов», но и то — это может показаться лишь домыслами.

А на 221-ой странице читателя ждёт рассказ из цикла о кельте Турлофе О'Брайане «The Gods of Bal-Sagoth» («Боги Бал-Сагота»). Это весьма примечательная история о затерянной цивилизации, поклоняющейся богу Голгороту. Последний является эксклюзивной выдумкой Говарда и встречается в таких произведениях как «Луна черепов» и «Дети ночи». Роберт Прайс, у которого Голгорот, по-видимому, является излюбленным ктулхианским богом, вклинил божество атлантов в рассказ «Black Eons» («Чёрные эпохи»), и, на взгляд поклонника Говарда — исковеркал сей недописанный техасцем рассказ. Оригинальный сюжет для фаната интригует до слюноотделения: двое копателей Брилл и Эллисон в Египте находят саркофаг, относящийся к доегипетской цивилизации — Стигии; более того, здесь же Говард упоминает фон Юнтца и «Безымянные культы». В принципе, текст писателя помещается на двух страницах. Продолжение Прайс изменяет в лучших «традициях» де Кампа и Картера, по-своему развивая сюжет — как ему кажется, в правильном русле. Дело в том, что уважаемый составитель решил сцепить рассказ с циклом о Джеймсе Эллисоне, только исходя из схожести фамилий героев. Последнее, то бишь одинаковые имена и персонажи-однофамильцы — дело обычное у Говарда, за что его не раз был критиковали. Но всё-таки не стоило дописывать рассказ, исходя только из «гиковских» побуждений, а то уже похоже на фанфик, хоть и отдалённо.

Последним, но не по значению произведением будет малоизвестный в России раунд-робин рассказ «The Chellenge From Beyond» («Вызов извне»). Данный труд разделён на пять глав, каждую из которых писал именитый автор: 1-ая глава — Кэтрин Мур, 2-ая — Абрахам Меррит, 3-я — Говард Лавкрафт, 4-я — собственно, сам Роберт Говард, 5-ая — Фрэнк Белнап Лонг. Опубликован был рассказ в 1935 году, за год до смерти Говарда в журнале «Fantasy Magazine» и является вторым вариантом экспериментального произведения 2. В обоих вариациях повествуется о путешествиях человека в отдалённые части Вселенной, в каждом варианте — посредством магии либо науки.

Можно сказать, что сборник «Nameless Cults» скорее принадлежит мифам не Лавкрафта, а именно Говарда, так как все рассказы так или иначе вписываются в «Безымянные культы» фон Юнтца. Для тех, кто впервые знакомится с творчеством «техасского мечтателя», данная книга подходит как нельзя лучше, а если вы не знаете английского, то и тут ничего страшного — все без исключения произведения переведены на русский язык, а большинство из них напечатаны в многотиражных изданиях и легко доступны. Книга будет интересна и тем знатокам, которые захотят проверить правильность русскоязычных переводов.

 


1. Другие названия — «Неназываемые культы», «Сокровенные культы», «Чёрная книга» (последнее применялось только применительно к первому изданию труда фон Юнтца).

2. Первый вариант рассказа «Вызов извне» написан пятёркой других писателей — Стенли Вейнбаумом, Дональдом Уондри, Эдвардом Смитом, Харлом Винсентом и Мюрреем Лейнстером.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)