ССК 2018

Мэриэн Дора (Marian Dora) — человек-легенда, человек-загадка, немецкий фильммейкер, чьи брутальные работы непременно шокируют зрителей даже тогда, когда сам режиссер вовсе не пытается показать на экране ничего экстремального. У Мэриэна более 8 псевдонимов, его лицо не найти на фотографиях в сети или журналах, он редко дает интервью. Дора сам пишет сценарии и музыку, выступает продюсером, оператором, режиссером и монтажером своих фильмов. До недавнего времени единственным источником информации о планах режиссера для поклонников была страничка в Facebook, которую вел его давний друг — актер Томас Герш, но и эта страница уже давно закрыта. Сегодня DARKER предлагает вашему вниманию небольшой обзор творчества Мэриэна Дора. Внимание, содержатся спойлеры!

Мир Мэриена Дора

«Каннибал» — история одной любви

Фильм «Каннибал», основанный на реальных событиях, снимался изначально для Lion Gates — Мэриэн предложил Улли Ломмелю помощь в создании серии об известных маньяках. Ломмель, посмотрев фильм, сказал, что не включит фильм в цикл. Позже Улли сделал свою версию. Действительно, фильм Дора получился слишком жестким для широкой аудитории. Дора тщательно изучал материалы дела Майерса перед съемками, и показал все — в том числе и то, что другие режиссеры никогда не показывали.

История о каннибале из Ротенбурга, который через Интернет нашел добровольца, согласившегося быть съеденным — разве не готовый сценарий фильма ужасов? Нет, если за дело берется Мэриэн Дора. Громкое судебное разбирательство легло в основу множества художественных и документальных фильмов, но именно «Каннибал» Дора стал одним из наиболее шокирующих. И это с учетом того, что Дора снял драму или, на худой конец, триллер, но никак не ужасы. Что видит зритель? Почти все — от поиска жертвы через чат, последующей встречи и знакомства до разделки туши мертвого человека и акта каннибализма за шикарным столом. Но даже не любовь к деталям и откровенным сценам  сделала фильм таким запоминающимся. Ядовито-зеленые тона, мрачная музыка, блистательная игра актеров и, конечно, шокирующие сцены, которые Мэриэн не игнорирует, а показывает во всех подробностях, история, живая история, трагедия двух людей — все это можно найти в «Каннибале».

Мир Мэриена Дора

Примечательно, что Дора смог сделать не просто шокирующий фильм, а настоящую историю — драму, которая никого не оставит равнодушным. Здесь есть характерный почерк режиссера, благодаря которому вот уже более 10 лет зритель сразу узнает фильмы Мэриэна. Музыкальное сопровождение, насекомые и куклы крупным планом, сцены дефекации — все это можно встретить и в других работах режиссера.

«Меланхолия ангелов» — прошлое никого не отпускает

Фильм «Меланхолия ангелов» рассказывает историю двух друзей, совершивших когда-то преступление. Ничего сверхъестественного, ничего необычного, подано все так, что эта работа давно стала визитной карточкой Дора, хотя изначально фильм создавался для узкой аудитории. Дора говорит, что зритель должен ассоциировать себя с одним из двух мужских персонажей. Если вы себя не связываете с кем-то из героев, то фильм явно не для вас.

Мир Мэриена Дора

Съемки «Меланхолии ангелов» оказались настоящим испытанием для Мэриэна и всей съемочной команды. Наркотики, ненависть, насилие. Только в период съемок режиссер похудел почти на 16 кг. Карстен Франк, у которого никогда не было проблем с участием в провокационных, брутальных сценах, попросил Дора удалить почти 30 минут экстремальных сцен из оригинальной версии «Меланхолии ангелов». После отправки мастер-пленки Карстену этот материал был утерян.

«Вояж в Агатис» — путешествие в самое сердце безумия

Фильм «Вояж в Агатис» на сегодняшний день может считаться наиболее простым по сюжетной линии среди всех работ Дора. Режиссер признался, что при написании сценария он отталкивался от одной сцены, т. е. история была создана ради нее. Конечно, когда сценарий был воплощен в жизнь, зритель смог оценить вполне самодостаточную историю, но факт остается фактом.

Мир Мэриена Дора

Пара мазохистов — Рафаэль и Изабель — путешествуют по Европе. В одном из кафе они знакомятся с молодой невинной девушкой Лизой. Рафаэль приглашает Лизу на прогулку на яхте на следующий день. Несколько раз режиссер показывает крупным планом недовольное лицо Изабель до отправки яхты, намекая, что глупую Лизу в этом путешествии не ждет ничего хорошего. Так оно и происходит.

Во время одной из ссор девушка попыталась заступиться за Изабель, которую унижал герой Томаса Герша. Но Лиза не предполагала, что попала на удочку к настоящим маньякам. С этого момента начинается игра — игра Рафаэля и Изабель против фактически беспомощной Лизы. Как искушенные охотники, они затягивает петлю на шее девушки. Сначала угрозы, унижения, потом изнасилование и финальный твист, когда Лиза, не осознавая, что ее судьба уже предрешена, наивно пытается спастись бегством от маньяков.

Идея съемок фильма «Вояж в Агатис» появилась у Дора спонтанно. Режиссер как раз искал историю для новой картины, когда один из друзей предложил ему на выходных прогуляться на яхте, захватив с собой видеокамеру. Так и появилась идея фильма о паре и их жертве, вынужденных находиться на борту небольшой лодки. На создание истории о том, что на планете существуют такие места, где на человека оказывает влияние необъяснимая сила, Мэриэна вдохновили книги Дэвида Осборна «Открытый сезон» и Чарльза Берлица «Бермудский треугольник».

Мир Мэриена Дора

Съемки «Вояжа в Агатис» проходили в Хорватии за один уик-энд в 2008 г. на компактную miniDV камеру. Изначально роль Рафаэля должен был исполнить актер Виктор Брандл (Victor Brandel), сыгравший «мясо» в фильме Мэриэна «Каннибал». Виктор отказался, но потом прочитал сценарий и сообщил, что сможет сыграть. К тому времени Дора уже определился с актерами, поэтому Рафаэля исполнил Томас Герш.

«Документальный мусор» — грязная документалистика

Картина «Документальный мусор» является первым полнометражным фильмом, который Мэриэн снял после множества художественных и короткометражных работ в 2003 году. Изначально он хотел работать над «Меланхолией ангелов», на стадии пре-продакшн никакого продвижения не было. Тогда Дора на протяжении одного уик-энда следовал повсюду за продюсером и главным героем «Документального мусора» — Карстеном Франком. Здесь Мэриэн не заботился об организации освещения, построении сцен, атмосфере. И часто Дора говорил, что «Документальный мусор» не является брутальным фильмом.

Герой Карстена Франка работает на съемках фильма Улли Ломмеля «Страна зомби» (Zombie Nation). В свободное от работы время герой занимается бегом, просмотром эксплуатационных лент и любительской видеосъемкой трупов животных. Некоторые тела он забирает к себе домой, где с их помощью создает оригинальную экспозицию.

Мир Мэриена Дора

Чем дольше камера следит за Карстеном, тем более шокирующим кажется для зрителя поведение героя. Вот он платит деньги женщине, которая для него испражняется в тазик, а в другой сцене Карстен в лесу нападает на девушку, которая зашла справить нужду, но изнасиловать ее ему не удается. Потом герой совершает странный ритуал, установив на полу в огромном пустом ангаре отрезанную свиную голову.

В конце концов, Карстен знакомится с девушкой, которая заинтересовалась его предложением о съемке в фильме. Он приглашает ее к себе домой, но что-то пошло не так. И вот уже несостоявшаяся актриса становится героиней фильма Карстена, но только посмертно. После смертельного удара тяжелым предметом по голове, герой раздевает девушку, снимает на камеру каждый сантиметр ее тела, а потом отрезает ей сосок и съедает его.

Мэриэну чудесным образом удалось совместить отталкивающие сцены, повседневную жизнь героя, красоту и насилие, предложив зрителю интересную картину.

Мир Мэриена Дора

Во время съемок «Документального мусора» было гладко далеко не все. Несколько особо экстремальных сцен оказались под угрозой срыва, так как уже после съемок выяснилось, что камера не работала. Впрочем, это не смогло помешать Мэриэну закончить работу над лентой.

Примечательно, что когда-то Дора был ассистентом режиссера, а также продюсером фильмов Ломмеля. Для «Страны зомби» он создавал спецэффекты. По ошибке на IMDB фильм указан 2012 года, хотя он был закончен еще в 2003.

«Карцинома» — история жизни и смерти одного Дориана

Фильм «Карцинома» (Carcinoma) — последняя на сегодняшний день работа Дора, выпущенная под псевдонимом Арт Доран. В картине угадывается узнаваемый почерк режиссера — это и жестокость по отношению к животным, и сцены дефекации, и маргинальные персонажи, «обычная жизнь» которых может повергнуть в шок неподготовленного зрителя, и красивая печальная музыка, и характерная любовь к крупным планам, и, вообще, манера съемки — Мэриэн и тут выступил в качестве оператора. Большинство актеров знакомы зрителям по другим работам Дора — это и Томас Герш, и Улли Ломмель, и Карина Палмер. Есть в фильме и много философских моментов, которые каждый зритель может трактовать по-своему. Вообще Мэриэн в своих фильмах никогда не навязывает одну точку зрения — зритель сам решает, что именно он видит в работах режиссера. Может быть, именно поэтому некоторые так не любят фильмы Дора — потому что видят в героях собственное отражение?

Мир Мэриена Дора

«Карцинома» рассказывает историю парня по имени Дориан, ведущего, в общем-то, обычную жизнь. Он работает на мусорной свалке, занимается любовью с подругой Ванессой, держит дома удава, который нередко становится третьим в его сексуальных утехах. Жизнь идет своим чередом, пока Дориан не начинает испытывать сильную боль в животе и постоянный понос. Поход в больницу для обследования кардинально меняет его отношение ко всему — у него обнаруживают рак кишечника. Врач предлагает Дориану остаться в больнице и пройти курс лечения — у него еще есть шанс. И герой даже соглашается, но после одной ночи в больнице, Дориан решает, что такая жизнь не для него. И он уходит из больницы, решив, что лучше проведет остатки своих дней как нормальный человек.

Дальнейшее развитие событий — драматическая история жизни и смерти Дориана. Его подруге надоело постоянно стирать запачканное калом белье героя, и терпеть частые забеги Дориана в туалет. Девушка бросает героя. Друг Жульен, которого играет Томас Герш, приводит парня на закрытую гей-фетиш вечеринку, в которой Дориан также принимает участие. Но и здесь герой не находит себя. Религия — казалось бы, последняя возможность обретения внутреннего спокойствия, тоже не дает желаемого — Дориан несколько раз посещает церковь, но разговоры со священником не приводят ни к чему. Одновременно физическое состояние героя значительно ухудшается — он уже не может нормально работать, есть, спать. В итоге никому не нужный Дориан отправляется к единственному человеку, который не откажет ему в помощи — к своей матери. Заключительная сцена фильма, как и в других работах Дора, наполнена кровавыми подробностями, отталкивающими деталями и символами, которые еще долго после просмотра не отпустят зрителя. Дора как будто посвящает оду смерти.

Мир Мэриена Дора

Фильм «Карцинома» теоретически вообще не должен был появиться на свет — по крайней мере, в 2014 г. Изначально Мэриэн Дора планировал снять ремейк французской картины «Я люблю снафф» (I Love Snuff), но в последний момент владелец авторских прав не дал разрешения на съемки. Как отмечает Мэриэн, в тот же день ему пришла идея снять фильм о человеке, у которого обнаружен рак. При этом Дора не выдумал историю, а полностью воссоздал моменты из жизни реального человека, включая его фразы и размышления, о которых реальный Дориан поведал режиссеру в последние дни своей жизни. Поэтому «Карцинома» является документальным постановочным проектом.

Участие в проекте «Комната душ»

Мэриэн Дора также был приглашен для участия в международном проекте «Комната душ» (The Profane Exhibit), который до сих пор находится в замороженном состоянии. Режиссер снял короткометражную работу «Mors in Tabula». История рассказывает о больной женщине, обратившейся в больницу. На ее беду провести операцию взялся врач, который считает себя богом. А дальше все будет так, как решит врач. Ведь именно он является богом.

Фестивальный показ состоялся в марте 2016 г. на Sadique-master festival. Также в данном фестивале в этом году Мариэн входил в состав жюри

Мир Мэриена Дора

Короткометражные фильмы Мэриэна Дора

Мэриэн Дора снял более 60 короткометражных фильмов – как документальных, так и художественных. Если рассматривать темы, которым уделил внимание режиссер в своих короткометражках, то в основном это смерть и изнасилование, а также их комбинация в разной последовательности. При этом часто Мэриэн обращается к теме судебно-медицинской экспертизы и подготовки тел к погребению. Он показывает смерть и то, что происходит с телом после смерти — показывает так, как это и должен делать настоящий художник, не упуская ни единой детали.

В документальной работе «Opus Hominis» режиссер знакомит зрителя с работой мясников на свиноферме. Заснято почти все – от заточки ножа на первой минуте до продажи отбивных, сосисок и колбас в мясной лавке в самом конце. Впрочем, и подготовка животных к убою, и продажа конечного продукта в 11-минутной короткометражке занимает не более минуты экранного времени. Все остальное – процесс убийства и разделывания свиней. От камеры не ускользает ни одна деталь. Вот на экране мясник вонзает нож в горло свиноматки — фокус в кадре смещается, и внимание зрителя переключается на дергающуюся в агонии ногу подвешенного, истекающего кровью животного за мясником.

Мир Мэриена Дора

Тема изнасилования встречается во многих короткометражных фильмах, идущих бонусами к официальным европейским DVD-изданиям. В 15-минутной короткометражке «Provocation» рассказывается история о взаимоотношениях мужчины и молодой девушки. В фильме Дора прямо не указывает на их родственную связь, но зритель вполне может догадаться, что речь идет об отце и дочери. Первая треть короткометражки сопровождается достаточно веселой музыкой — зритель, которому случайно попадется этот фильм, будет жестоко обманут, если решит, что это комедия или, в крайнем случае, мелодрама. Намеками режиссер сообщает, что мужчина потерял жену, и теперь у него осталась лишь дочь. Мимолетный взгляд на спящую девочку/девушку, подглядывание за дочерью в туалете — уже здесь впечатлительным лицам следует прекратить просмотр. Дальше будет только хуже. Ссора отца с дочерью, и вот уже девушка лежит на полу, а мужчина насилует ее и душит. А дальше он пальцами проникает в ее анус, размазывает дерьмо по ягодицам и пробует кал на вкус… и это тоже еще не конец. Экстремальная провокация для любителей экстрима.

Изнасилование встречается в красивой 3-минутной короткометражной работе «Carribbean Sunrise», правда уже без откровенных подробностей. Вначале Дора показывает раннее утро на побережье моря или, если исходить из названия фильма, — океана. Пальмы, плеск волн, птицы — первые кадры словно гипнотизируют зрителя, настраивая на что-то приятное и спокойное. Вот меняется кадр, и на экране появляется обнаженный труп изнасилованной женщины. Кровь стекает из промежности, на теле глубокие раны. Такой вот символичный карибский рассвет у Мэриэна Дора. Некоторые рецензенты отмечают, что «Вояж в Агатис» — это растянутая до полнометражного фильма работа «Carribbean Sunrise». В чем-то они и правы.

Мир Мэриена Дора

Работы «Sommerliebelei» и «Der Puppenschander II» тоже посвящены теме изнасилования. В первой короткометражке показана женщина, которая где-то на пустыре или в лесополосе подверглась нападению незнакомца. Жертву избили, изнасиловали и убили. В отличие от других работ, здесь камера находится достаточно далеко от происходящего, что не совсем привычно для Дора. Впрочем, этому находится объяснение уже в конце фильма, когда насильник подбегает к камере и вместе с оператором уходит с места убийства. Этакая документальная съемка преступления, сделанная самими преступниками.

Что касается «Der Puppenschander II», то здесь Мэриэн рассказывает историю двух мужчин, одного из которых сыграл Карстен Франк. Сюжет пересказывать смысла нет, поскольку все действие, происходящее в квартире, можно описать так: изнасилование и реализация сексуальных фантазий — в том числе и с использованием куклы а-ля Барби.

Фильм «Christian B.» по сравнению с другими короткометражными работами Дора более сложный для восприятия и оценки. На протяжении почти 10 минут зритель станет свидетелем нескольких сцен, соединяющихся в итоге в одну вполне понятную без слов картинку. Автомобильная авария, одинокая девушка (знакомая по другим фильмам Мэриэна актриса Карина Палмер), тело мужчины, которое подвергают странным манипуляциям, готовя к похоронам, сцены секса и церковь, кладбище и могильная табличка. Все это сопровождается непрерывной волнующей музыкой. Вот так за 10 минут режиссер рассказывает историю жизни и смерти одного человека по имени Кристиан Б.

Мир Мэриена Дора

Фильмы «Cadavericon» и «Fruehling» целиком посвящены теме подготовки тела к погребению. Первый сделан более художественным, мрачным, атмосферным. Здесь и история из жизни человека, показанная в нескольких кадрах, и вскрытие, удаление органов, бальзамирование, и тело в гробу, и похороны на кладбище. Вторая короткометражка сделана больше в документальной манере и рассказывает о работе патологоанатомов. Работа «Fruehling» входит в цикл «Blue Snuff». Как-то Дора сказал, что у него есть короткометражки и для продолжения «Blue Snuff II», но фильмы оказались настолько экстремальными, что он не планирует их где-либо издавать.

Также в цикл «Blue Snuff» входят короткометражки «Subcimitero 2: Guanajuato» и «Erotic Fantasy». В документальной работе «Subcimitero 2: Guanajuato» Мэриэн приглашает зрителей посетить склеп, наполненный мумифицированными телами и останками тел взрослых мужчин и женщин, детей и стариков.

Мир Мэриена Дора

Короткая, но при этом яркая и запоминающаяся «Erotic Fantasy» содержит много символов, некоторые из которых уже давно знакомы зрителям по полнометражным работам Дора. Это и свиная голова, в глазницы которой вставлены зажженные свечи, и сороконожка крупным планом, и отрезание соска девушки. Здесь нет сцен пыток как таковых, изнасилования, убийства. Это действительно чья-то эротическая фантазия или сон.

Документальные фильмы о Дора

Писатель Магнус Блумдаль, выпустивший книгу «True Horror» и в сентябре закончивший работу над «True Horror II», снял документальный фильм о Мэриэне Дора и его работе над «Меланхолией ангелов». Фильм под названием «Revisiting Melancholie der Engel» появится в 2017 году. Пока для ознакомления доступны начальные кадры и минутный тизер. Документальный фильм, по словам Магнуса, не будет содержать никаких экстремальных или провокационных сцен. Он отмечает, что в основном это фильм-интервью с Дора о съемках «Меланхолии ангелов». Вместе с Мэриэном Магнус посетил свыше 30 мест, в которых проводились съемки фильма, в том числе и сам дом, наполненный тайнами из прошлого. Дом, в котором снимался фильм.

Мир Мэриена Дора

О символизме и метафизической реальности в фильмах Мэриэна Дора

Во многих фильмах Дора можно встретить одни и те же символы — это и изуродованные куклы, и насекомые крупным планом, и умирающие животные или их трупы, и соборы, и акты дефекации. Режиссера нередко спрашивали о том, что означают эти символы, какой метафизический аспект они несут в фильмах. Рассмотрим некоторые из них:

  • Трупы животных. Мэриэн говорит, что насилие над животными сделано ради создания настроения, атмосферы. Так легче понять внутренний мир героев его фильмов.
  • Куклы. В некоторых случаях не несут смысла — просто красивая картинка. Но чаще именно по куклам зрителю говорится о том, что дальше ждать ничего хорошего не стоит.
  • Церкви. Отношение Мэриэна к религии особенное: церковь в фильмах Дора — это один из способов показать смерть.
  • Дефекация, онанизм и прочее. Мэриэн говорит, что ему нравится не ум, но тело человека. Соответственно, для фильмов режиссер выбирает то, что характеризует человека по природе — блевотину, кал, насилие, дефекацию и т. д.

Конечно, только этими символами кино Дора не ограничивается. Не стоит путать дерьмо со сгущенкой. Но Дора делает то, о чем другие немцы молчат, — делает настоящее трансагрессивное кино. И за правду, за правду на экране мы должны быть ему благодарны. Спасибо Вам, Мэриэн!

Мир Мэриена Дора

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх