ХРАНИЛИЩЕ

Дзюндзи Ито (Junji Ito) – один из самых известных мангак, работающих в жанре ужаса. Создатель образа Томиэ, великолепной «Спирали» и множества других книг. По мотивам его произведений были сняты фильмы Томиэ (Tomie), 1999, с многочисленными продолжениями; Спираль (Uzumaki), 2000; Долгий сон (Nagai yume), 2000; Любовь призрака (Shibito no koiwazurai), 2001; Пугало (Kakashi), 2001. 

Мангака родился 31 июля 1963 года в префектуре Гифу, Япония. С детских лет он был восхищен рисунками старшей сестры и комиксами Казуо Умезу. Благодаря им Дзюндзи Ито занялся рисованием. После окончания колледжа,  в 1987,  он устроился работать зубным техником, не забывая, однако, и о своем необычном хобби. В этом же году он отправил свою хоррор-мангу в «Gekkan Halloween», журнал манги-ужасов для девочек-подростков. В этом издании были опубликовании истории о Томиэ в 1987-1995 годах. В итоге Ито даже выиграл престижный конкурс и получил приз Умезу за свою хоррор-мангу.

Дзюндзи Ито начал рисовать свои страшные истории еще в конце 80-тых. Первой работой, принесшей ему огромный успех, была двухтомная история о Томиэ — прекрасной вечно юной школьнице, которая заставляет своих поклонников убивать её на почве ужасной ревности. Из каждого фрагмента тела Томиэ возрождается новая Томиэ. Один из аспектов, затронутых в истории про Томиэ, — тонкая грань между любовью и ненавистью. Страсть мужчин разных возрастов к прекрасной девушке часто воплощается в жестоком убийстве. Один из героев после убийства так и говорит: «Как только я увидел Томиэ, мне захотелось её убить». Некоторые истории связаны между собой - такие как «Фотография» (1989) и «Поцелуй» (1990);  другие же, кроме главной героини, не имеют особой связи. Томиэ нельзя убить, после смерти она вновь оживает. При попытке расчленить труп каждая часть превращается в новую девушку. При пересадке органа из тела Томиэ он тоже превращается в девушку-близнеца и развивается в теле. Кровь тоже сама по себе способна к регенерации. Точного ответа, кто такая Томиэ или, точнее, что она такое, мы так и не получаем. В одной из историй ученые проверяют экспериментально гипотезу происхождения Томиэ, но только превращают подопытную девушку в монстра.

В 1998 году, во время бума на хоррор, который последовал после успеха фильма «Звонок», история о Томиэ была экранизирована. Отдельные фильмы из этого цикла сняли такие мастера, как Атару Оикава (Ataru Oikawa) и Такаши Шимицу (Takashi Shimizu). Первая экранизация манги снята режиссёром Атару Оикава, она рассказывает о девушке, потерявшей память. После ужасных событий семья главной героини переехала в другой город. Но ту начинают мучать кошмары, связанные с прошлым. Следователь пересказывает события, связанные с Томиэ, о которых повествует первая глава манги.

Большую часть творчества Ито составляют короткие новеллы, в дальнейшем изданные в многотомной серии «Коллекция ужасов от Дзюндзи Ито».  Его истории конца 80-х - начала 90-х, такие как «Длинные волосы на чердаке» (1988), оказали влияние на развитие жанра ужасов в Японии. Образы красивых девушек с длинными волосами и мстительных призраков стали неотъемлемой частью фильмов ужасов. В этой истории длинные волосы убивают свою хозяйку, когда она пыталась их обрезать, и начинают жить собственной жизнью. Поверья о том, что волосы еще некоторое время растут после смерти, возбудили фантазию не только Ито, но и других творцов. Можно вспомнить рассказ Брэма Стокера «Тайна золотых прядей» и многочисленные азиатские фильмы ужасов, где волосы играли значительную роль. Например, корейский «Парик» или японский «Наращивание волос».

Манга Дзюндзи Ито нарисована в классическом стиле, с детальной прорисовкой персонажей. Он продолжил традиции таких классиков, как Казуо Умезу, используя современный подход. Его истории никогда полностью не раскрывают всех своих секретов. Эта недосказанность и создаёт таинственную атмосферу. После прочтения историй можно только догадывается о причинах ужаса. Подобный прием очень часто используется в японских фильмах ужасов. В «Кукле из ада» (1998) мы так и не узнаем причины страной болезни, как и причины странных проишествий с людьми в «Падении» (1992).

По мотивам манги «Пугало» (1991) в 2001 году был снят одноименный фильм. От первоисточника осталась только сама идея перевоплощения человека в пугало после смерти. Сюжетные лини в фильме и манге различные. Но это и неудивительно, ведь из небольшой графической новеллы сделали полнометражный фильм. Истории об оживших пугалах не новы, но работа Ито впечатляет масштабностью замысла.

В новелле «Мои дорогие предки» (1997) особенно заметно влияние творчества Лавкрафта. Автор по-своему развивает сюжет о страшной семейной тайне. Некоторая особенность передается из поколения к поколению мужчинам одного рода. И вместе со знанием предков каждому из них достается и некое проклятие. Разгдака этой тайны приводят главную героиню к помешательству. Влияние писателя из Провиденса ощутимо и в прочих произведениях, таких как «Тварь на берегу» (1995) и «Длинный сон» (1997).

«Город без улиц» (1992) - сюрреалистическая история, основной темой которой  является проблема личности в современном обществе. Можно ли иметь личную жизнь сегодня, когда люди постоянно пребывают под вниманием друг друга? Мы живём за тонкими стенами многоквартирных домов, ездим в переполненном транспорте, учимся в школах и работаем в офисах. Остаться наедине очень трудно, ведь в мегаполисах вся жизнь проходит на виду. Соседи, коллеги, родственники вторгаются в личную жизнь и лишают личного пространства. Именно об этом современном ужасе данная история. Она особенно актуальна для Японии и прочих стран с большой плотностью населения. Дома строятся один вплотную к другому, и неудивительно, если скоро возникнет такой вот город без улиц. Где придется проходить через дома соседей и тем самым вторгаться в их жизнь. Еще одна деталь добавляет манге сюрреалистичности – способ жителей города бороться с этим - носить маски. Изображение города с домами, построенными вплотную друг к другу, надстроенными над рекой, с людьми в масках выглядят по-настоящему пугающе.

«Дьявольская логика» (1989) - короткая манга о суицидах среди молодежи. Автор по-своему раскрывает эту актуальную тему. Самоубийство в японских фильмах очень часто является результатом деятельности призраков и демонов. Об этом же история «Воздушные шары-виселицы» (1994), в которой людей убивают шары в виде человеческих голов с петлями на веревках.  Обычные поступки могут привести к ужасным последствиям. Ужас скрывается в обыденных вещах - таких, как фургончик мороженщика; сигареты из табака, выросшего возле крематория; марионетки. Короткие истории наполнены сюрреалистическим ужасам. В одной из историй у девушки, которая боится улиток, язык превращается в одно из таких созданий. А в другой ужас таится в сточных трубах дома женщины, помешанной на чистоте.

Стиль рисунка Дзюндзи Ито достаточно простой на первый взгляд. Основной упор он делает на четкости и адаптации классичности под современное перо. Получилось у него это замечательно и неповторимо. Все детали особым образом действуют на читателя, очень быстро нагнетая атмосферу и создавая необходимое настроение с первой же страницы.

В многотомную «Коллекцию ужасов от Дзюндзи Ито» вошел также пересказ знаменитого романа «Франкенштейн». Это не единственная дань уважения литературным предшественникам. Ито также нарисовал продолжения «Человека-кресла», японского классика Эдогавы Рампо. И его манга получилась достаточно пугающая.

Спираль (Uzumaki) – самое известное и длинное произведение Ито. И по мнению многих читателей - одно из лучших. Оно было опубликовано в трёх томах в конце 90-х. В первом томе мы попадаем в Курозу - маленький городок на побережье Японии, в котором и будут разворачиваться события всей истории. Сразу чувствуется странная таинственная атмосфера, царящая в этом месте. Мы знакомимся с главными героями: Кирие Гошима и её парнем Сюити Сайто. Именно он первым замечает, что город проклят спиралью. Именно одержимость, пропитавшая произведение, делает его похожим на классические образцы рассказов ужасов. Спираль тяготит над всем, как углы у Фрэнка Белнапа Лонга в «Псах Тиндала» или палки в рассказе Карла Эдварда Вагнера. Именно то, что причиной ужаса является спираль, делает произведение по-настоящему пугающим. Ведь этот узор окружает нас повсюду. К такому пугающему выводу приходят герои. Такую форму имеют раковины улиток, растения, пружины, и спираль находится в ухе. Постепенно форму спирали приобретает все в Курозу. Дым из трубы крематория, шрам на лбу красивой школьницы, волосы девушек и тела влюблённых, которым родные не дают быть вместе.

Во втором томе события разворачиваются с еще большим размахом. Люди начинают превращаться в улиток. Старый заброшенный маяк начинает работать. Каждую ночь из него льется гипнотический свет, закрученный спиралью. Этот свет воздействует на жителей Курозу. Люди ведут себя странно и ходят по спирали. Так же перемещаются и комары. От их укусов беременные женщины превращаются в вампиров. И в городке рождается новое поколение, вскормленное кровью младенцев. В центре этих событий оказывается Кирие  Гошима. После происшествия на маяке девушка попала в больницу, где и разворачиваются эти события. Но не успела Кирие выздороветь и сбежать из больницы, как на город обрушивается торнадо. Странный вихрь преследует девушку и разрушает попутно город. Но это только начало конца Курозу.

Постепенно сюжет начинает приобретать общую картину и связывать все истории, оставшиеся позади. Многие моменты манги напоминают кошмарные сны; сны, от которых сходят с ума, которые переплетаются с реальностью настолько, что теряешься в пространстве кошмаров. Завершающий том этой истории рассказывает нам о катастрофе, происшедшей с городом. Люди, чьи дома разрушил ураган, переселяются в старые странные дома. Которые уже долго стоят заброшенными. Семья Гошима тоже оказывается в таком доме. В первой главе можно увидеть еще одного монстра, в которого превратился человек под воздействием спиралей. Дома в Курозу начинают появляться сами собой на месте руин. Город сам превращается в гигантскую спираль. На дне озера оказывается древний затерянный город. Конец похож на лавкрафтианский кошмар.

Технически манга полностью соответствует сюжету. Ито очень хорошо детализировал свою работу, задавая необходимый уровень акцентирования. Особенно хорошо ему удалась образная часть кошмаров. Именно смотря на них, вспоминаются рассказы Лавкрафта. Также прекрасно нарисованы люди, как они меняются в процессе осознания безумной правды. Жуткие картины и льющееся через край эмоциональное помешательство - никаких банальностей.

В 2000 году была снята экранизация, но в ней не получилось передать всю идею и красоту манги. Были взяты самые яркие моменты для перенесения на экран, но фильм будет интересен только для людей, прочитавших произведения. Иначе многое будет непонятно.

«Черный парадокс» - однотомная манга, состоящая из шести глав. В ней рассказывается о четверых людях, которые решили совершить групповое самоубийство. На это у каждого своя причина, и до встречи они не были знакомы. Но после неудачной попытки суицида с ними начинают происходить странные события. Герои находят вход в мир мертвых, где обитают души людей в виде черных «жемчужин». Каждый такой шарик обладает огромной энергией. Эта манга смесь ужасов, фэнтези и драмы. 

Несмотря на то, что в жанре апокалипсиса уже много написано и снято, Ито смог раскрыть эту тему интересно и оригинально в своих мангах Рыбы (Gyo) и Звезда ада Ремина (Hellstar Remina). «Рыбы» (2001) — двухтомная история о том, что произойдет, если жители глубин выйдут из вод на сушу.

Эта тема не единожды поднималась Лавкрафтом, но в здесь это не глубоководные, и не Ктулху, а простые обитатели морей и океанов. В один обычный день молодая пара ощущает смрад в доме и находит источник - рыбу с металлическими ногами.  Но она не единственная, на сушу выходят миллионы морских обитателей. Всё напоминает кошмар из фильма «Птицы». 

 

Творчество Ито оказало влияние не только на кинематограф. Согласно официальному японскому гайду «SIREN Maniacs», манга «Деревня Сирены» (1992) стала одним из наиболее важных источников вдохновения для создателей игры Forbidden SIREN.

«Forbidden Siren» — серия игр в жанре survival horror, созданная SCE Japan Studio и на данный момент состоящая из трёх игр. По первой части серии в 2006 году был снят фильм «Сирена». На небольшом острове происходят странные события. Все как-то связано со старой вышкой в лесу, которая передает сигналы. Когда много лет назад на острове звучала сирена, всё население исчезло, остался только один человек. На этот остров приезжает семья главной героини...

Творения Дзюндзи Ито всегда страшили своей реалистичностью – нарисованные в предельно правдоподобной манере, они обращаются к глубинным подсознательным страхам. Герои историй Ито, преимущественно японская молодёжь, могут лишь безропотно наблюдать за событиями вне законов людской логики и сознавать собственное бессилие.  

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх