DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Морда демократии

Чужие среди нас / They Live

США, 1988

Жанр: ужасы, боевик, триллер

Режиссер: Джон Карпентер

Сценарий: Джон Карпентер, Рэй Нельсон

В ролях: Родди Пайпер, Кит Дэвид, Мег Фостер

Похожие фильмы: «Похитители тел», «Факультет», «Скрытые»

Однажды простой рабочий-строитель Нейда, которому не очень везёт в жизни, находит необычные солнечные очки. Надев их, он получает возможность увидеть мир таким, какой он есть.

Реальность пугает! Оказывается, правительство и средства массовой информации бомбардируют людей скрытыми сообщениями, воздействующими на уровне подсознания: «Спите!», «Не давайте волю воображению», «Подчиняйтесь властям».

А что еще страшнее, Нейда увидел истинное обличье многих политиков и важных членов общества! Они и не люди вовсе, а безобразные и злые инопланетяне с планеты Андромеда. Их миссия на Земле — проводить массовую кампанию по подчинению землян своей воле и держать людей в неведении…

Нейда должен найти людей, которые, как и он, знают об истинном положении вещей (кто еще мог изготовить эти чудесные очки?), и присоединиться к их движению сопротивления, чтобы бороться!

Свобода, равенство и братство – лишь иллюзии современного социума, выгодные сильным мира сего. Мы думаем, что самостоятельно принимаем решения, а на самом деле все давно уже решили за нас. Мы едим то, что нас заставили жрать, пьем то, что в нас влили и на самом деле даже не думаем о чем-либо сами, так как все наши мысли – это привитые нам чужие идеи и руководства к определенным действиям. Мы – безвольная серая масса, толпа зомби, существующая по указанию сверху. Нам нет дела до того, что на самом деле происходит вокруг, мы просто хотим плыть по течению в состоянии мнимого комфорта. Мы не живем, а спим, затуманенными мозгами обитая в псевдорельности, которая нас полностью устраивает в силу нашей слабости и трусости. И мы не хотим знать правду, не хотим бороться, не хотим просыпаться…

«Чужие среди нас» - относительно малоизвестный фильм выдающегося режиссера Джона Карпентера. Малоизвестный по сравнению с его же культовыми хоррорами, такими как «Хэллоуин» и «Нечто», но при этом одна из самых жутких картин мастера по степени приближенности к реальному состоянию дел в цивилизованном обществе. Причем Карпентер не стал маскировать нашу кошмарную по сути своей социальную жизнь посредством скрытых символов и глубокомысленного тумана, а выложил все напрямую, прямо в лоб зрителю, так, чтобы идея и мораль басни были понятны любому, даже крайне поверхностному зрителю. Поэтому по стилю и восприятию, лента получилось очень простой, но по искренности, открытости и практически революционному призыву к действиям – крайне убедительной и наполненной откровенной язвительностью.

Идею всеобщей порабощенности людей, зависимых от голоса Большого Брата, Карпентер обыгрывает в жанре фантастического триллера о нашествии инопланетян и партизанском захвате власти на Земле. Пришельцы уже давно поработили нашу планету, растворились среди людей и даже заняли высшие государственные посты. «Чужие» выглядят как обычные мужчины и женщины, и их поведение также ничем не отличается от коренных жителей планеты Земля. Что самое забавное, для территориальной экспансии злобным гуманоидам не понадобилось военное вторжение с морем насилия и кучей трупов. Достаточно было прибрать к рукам рекламный бизнес, установить контроль над средствами массовой информации, чтобы далее влегкую запудрить мозги всем землянам, падким на телеролики и яркие манящие вывески. А далее, когда весь мир оказался в кармане, новым хозяевам мира оставалось только подавлять немногочисленные очаги сопротивления тех, кто каким-то чудом видел мир вокруг себя без прикрас…

Один из существенных недостатков «Чужих среди нас» - это очень длинное вступление, когда можно сказать, что у Карпентера не получилось создать саспенс-атмосферу до начала основного действия. Да есть мрачно-гнетущий саундтрек и развитие сюжета с намеком на грядущие страшные события, но первая треть фильма смотрится достаточно вяло, просто как созерцание тоскливой жизни бедных слоев общества. Зато далее Карпентер стремительно наверстывает упущенную динамику, когда действие несется вперед, выдавая яркую, хоть и бюджетную смесь из экшена и иронично-отвратных рож пришельцев, которые главный герой видит через специальные очки. В целом, режиссер сделал главный акцент скорее на боевые действия, нежели хоррор, который здесь условно реализован разве что на уровне истинного облика захватчиков планеты Земля. А так мы смотрим фантастический боевик, в котором главные герои в исполнении рестлера Роди Пайпера и разнопланового темнокожего актера Кита Дэвида, истребляют космических врагов человечества.

Впрочем, при главенствующей экшн-составляющей, «Чужие среди нас» все равно по смыслу остаются мрачно-стёбным триллером, пугающим не столько злобными пришельцами, сколько зеркальным отражением рабской сущности современного социума. И не смотря на то, что с момента выхода фильма прошло четверть века, он не утратил своей актуальности. С развитием всемирной Сети, информационный бум вырос в геометрической прогрессии, а с ним вездесущая реклама, с безостановочным вдалбливанием общественного мнения. Истинная индивидуальность многих людей уже не под угрозой, а глубоко утоплена в море баннеров, билбордов, стикеров и флайеров. Поэтому «Чужие среди нас» даже не фильм-предупреждение, а реквием по истинной свободе выбора современного человека.

В 1990 году картина Карпентера номинировалась на фэнтези-хоррор премию «Сатурн» в категории «Лучший научно-фантастический фильм», но проиграла другому иронично-инопланетному триллеру «Чужая нация», который также рассказывал про заселение пришельцами нашей планеты, но рассматривал сию ситуацию совсем под другим углом. И в итоге инопланетяне-гуманисты Грэма Бейкера победили гуманоидов-агрессоров Джона Карпентера. Но с точки зрения сегодняшнего дня, именно «Чужие среди нас» стали классикой фантастического триллера, пусть и для узкого круга зрителей, а про «Чужую нацию» уже мало кто помнит.

Сейчас «Чужие среди нас» не способны удивить спецэффектами и экшен-сценами, так как и для своего времени они смотрелись более чем скромно. Но своей сюжетной концепцией, этот неглупый фильм способен заставить лишний раз задуматься, в каком обществе мы живем, и если не изменить мир, то хотя бы скорректировать собственной восприятие окружающей действительности.

Комментариев: 17 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 22-06-2012 19:30

    Как-то проскочил я мимо этой классики, надо будет наверстать. Без разницы, что спецэффекты слабенькие, главное - кино актуальное и сейчас.

    Учитываю...
    • 2 delfin-mart 27-04-2013 22:54

      Оно не то, что актуальное - оно суперактуальное. ПРичем вот именно сейчас смотрится куда интереснее! Я этот фильм как-то проскочила в свое время, но вряд ли это произвело бы большее впечатление, чем "Кукловоды" по Хайнлайну.

      А сейчас на фоне всего, что в мире творится, этот фильм выглядит даже не стебом, и не гиперболой какой-нибудь, прости господи, а именно прямо-таки правдой-маткой! Не в бровь, а в глаз. И упомянутая сцена, когда один друг пытается другого заставить одеть черные очки (=снять розовые) - это просто жизнь как она есть.

      Я Карпентера зауважала всерьез после этого фильма.

      И что еще интересно: по сравнению с нынешним Голливудом - обратите внимание, какой другой была Америка. Тогда она еще была живой, а не сплошь искусственно-мифической, как теперь. Тогда еще снимали фильмы о людях, а не блокбастеры о спецэффектах, как теперь.

      Учитываю...
      • 3 Парфенов М. С. 28-04-2013 00:05

        И тогда, и теперь в США снимают разные фильмы. "Чужие среди нас" ведь сняты не на одной из студий-мэйджоров, это образец так называемого "независимого" кинематографа. Посмотрите из недавних американских фильмов черную комедию "Боже, храни Америку" - тоже острая и жестокая сатира на современную реальность.

        Учитываю...
        • 4 delfin-mart 28-04-2013 01:00

          Я так понимаю, что эти независимые фильмы - не Голливуд? Или не совсем Голливуд. Но они ведь до обывателя не доходят. Я - типичный обыватель в смысле кина, не слишком разбираюсь.

          Если в сети найду - посмотрю обязательно. Мне интересно - существует ли "американский юмор" не в виде "Самого страшного кино", "Американских пирогов" и пр.

          Учитываю...
  • 5 Хельг 22-06-2012 18:43

    Ностальгия! Когда впервые смотрел этот фильм - уже тогда спецэффекты казались на редкость отстойными. Но кинчик, тем не менее, чем-то цеплял. Хотя, на момент просмотра мне было лет 9, меня тогда много чего цепляло...

    Учитываю...
  • 6 Офисный Акул 22-06-2012 08:26

    Вот по аналогии с фильмом интересно какие морды "суверенной демократии" мы узреем если взорвется Останкинская телебашня?

    Учитываю...
  • 7 Вертер де Гёте 21-06-2012 22:55

    Ах, какой замечательный фильм )) Кстати, первоисточником для экранизации принято считать http://fantlab.ru/work54229 рассказ "В восемь утра" Нельсона.

    Учитываю...
  • 8 Dee-Dee 21-06-2012 12:07

    Еще один хороший фильм. Рубрика «Пересматривая классику» этого выпуска сподвигла меня на регистрацию в Даркере, до того приятные фильмы в ней упомянуты. В «Чужих среди нас» проблема тотального контроля показана в ироническом ключе. Фильм получился на редкость душевным. Моя любимая сцена – Нейда пытается заставить Френка надеть очки.

    Учитываю...
    • 9 SAR 21-06-2012 18:38

      Рубрика «Пересматривая классику» этого выпуска сподвигла меня на регистрацию в Даркере

      Вот, значит не зря работаем)

      Учитываю...
    • 10 Офисный Акул 22-06-2012 08:21

      А мне финал особо понравился. Душевно так знаете ли... В ТАКОЙ МОМЕНТ и узреть ТАКОЕ личико...

      Учитываю...
  • 11 blackof 21-06-2012 00:47

    ссори за грамматические опечатки с словах неумолимо и скоммуниздил.

    Учитываю...
  • 12 blackof 21-06-2012 00:40

    Ну что Вы всё: скамуниздил да скамуниздил. Если уж на то пошло, то это только совпадение ввиду случайного(неслучайного) сходства. Есть ещё такое очень красивое слово - аллюзия. Ведь известно же, что хорошее неумалимо запечатлевается...вторгается. И впоследствии неизбежно проистекает.

    Учитываю...
    • 15 Парфенов М. С. 20-06-2012 12:28

      Ну так скорее Кинг скоммуниздил) Ему не в первой, вспоминая "Бегущего человека"-то)

      Учитываю...
  • 16 Офисный Акул 20-06-2012 04:43

    Кино отдличное, но по ходу сюжет нагло скомунизден у Стивена наше фсе Кинга новела "Люди шестого часа" там пришельцев начинали видеть люди пытавшиеся бросить курить и закурившие снова. Каюсь сам пытался писать подражание с переносом на нашу почву только вместо курильщиков запойные алкоголики узревшие помимо "белочек" еще много интересного и жуткого, но не осилил и забросил.

    Учитываю...
    • 17 Александр Подольский 20-06-2012 06:21

      Фильму 1988 года очень сложно было бы украсть идею рассказа, который вышел только через пять лет после этого киноsmile И люди у Кинга были не шестого, а десятого часа.

      Учитываю...