ССК 2018

Белая львица / Den vita lejoninnan (роман)

Автор: Хеннинг Манкелль

Жанр: детектив

Издательство: Иностранка, Азбука-Аттикус

Год издания: 2009 (в оригинале — 1993)

Перевод: Н. Федорова

Похожие произведения:

  • Стиг Ларссон «Миллениум» (цикл романов)
  • Ю Несбе «Харри Холе» (цикл романов) 

«Я стою одной ногой в снегу, а другой — в песке».

Так когда-то охарактеризовал себя и свою жизнь Хеннинг Манкелль. Писатель родился в промозглом Стокгольме, но вторым домом для него стала знойная Африка. В двадцать четыре года он впервые попал на песчаный континент — и с тех пор сердцем и душой постоянно тяготел к, казалось бы, таким контрастным его родине местам. Зимбабве и Мозамбик он посещал с завидной регулярностью до конца своей жизни. Не удивительно, что любовь к Африке, ее народам, истории и традициям нашла выход и в творчестве писателя.

Читатель, уже осиливший предыдущий роман серии — «Ищейки в Риге» — наверняка предположит, что Курта Валландера ждет очередная служебная командировка. После злоключений в пропитанной страхом и недоверием Латвии, Манкелль закинет своего героя куда-нибудь на жаркий курорт, прогреть косточки. Но нет, Валландер слишком «домашний» человек для таких радикальных перемен климата и пейзажей за окном. Тогда в чем же дело, и каким боком к скандинавскому полицейскому пристала эта самая Африка? А таким: если Валландер не летит в пустыню, значит, пустыня летит к Валландеру.

«Белую львицу» можно условно разделить на две части, которые чередуются по тексту и сливаются между собой по сюжету. В одной части Валландер ведет расследование хладнокровного убийства молодой женщины. Ее труп с пулей во лбу был найден в одном из сельских колодцев. Ни мотива, ни свидетелей, а найденный недалеко от места преступления отрубленный палец чернокожего мужчины, так вообще сбивает с толку. Другая часть представления разворачивается в душной Южно-Африканской Республике, где готовится крупномасштабный заговор и покушение на очень влиятельного политика. Фантазия Манкелля соединяет провинциальный шведский Истад и столицу ЮАР невидимым мостом, связывая судьбу целого народа с судьбой одного человека.

Именно третий роман серии принес Манкеллю, да и Валландеру, мировую известность и признание. Автор всегда славился своей активной жизненной и социальной позицией. Он протестовал против войны во Вьетнаме и захвата Португалией африканской земли. «Белая львица» затрагивает одну из самых болезненных тем для Хеннинга — апартеид в ЮАР. Если вы не знаете, что такое апартеид, не спишите лезть в википедию или словарь, определение будет сложным и малопонятным. Лучше просто прочтите «Белую львицу» и все встанет на свои места. Вы не только пополните свой лексикон новым словом, но и получите увлекательный экскурс в историю африканской страны.

Детективная линия в романе вторична и, по сути, полностью исчезает где-то с середины книги. Дело об убийстве женщины становится лишь первой ниточкой, потянув за которую, Валландер вытаскивает на свет Божий нечто совсем иное и куда более масштабное. Детектив уступает место триллеру. Напряжение возрастает, когда преступники интересуются дочерью Курта — Линдой. В «Белой львице» отношения отца и дочери наконец-то налаживаются, за что бедной девушке предстоит серьезно поплатиться. «У нас длинные руки» — фраза, которая как нельзя удачно характеризует криминальный мир, в котором вынужден существовать Валландер.

Главный козырь серии — душевность и натуралистичность скандинавского полицейского — по-прежнему у Манкелля на руках. Курт не Рембо и даже не Шерлок Холмс. Он обычный человек, который любит и ненавидит, боится и борется, ошибается и исправляется. Ему, как и раньше, приходится не только усмирять преступников, но и уделять время отцу, который на старости лет вдруг вздумал жениться на собственной сиделке.

Помимо южно-африканских мотивов Манкелль делает очередной пассаж в сторону Советского Союза. Одним из главных действующих лиц в романе будет отставной офицер секретной службы КГБ — товарищ Коноваленко. И здесь читателю родом из России волей неволей придется скривиться как от глотка свежевыжатого лимонного сока. Коноваленко — настоящая машина для убийств, которая работает исключительно на водке, а спит при этом не больше часа в сутки. Очень жаль, что достоверности, которой в образе Валландера с избытком, в этом случае банально не хватило.

«Белая львица» продолжает вектор, заданный с самого начала серии, сохраняя самобытность, свою уникальную атмосферу и шарм главного героя. При этом автор осваивает новые виражи, расширяя и усложняя сюжетные конструкции. С другой стороны интрига (и без того не самое сильное место в работах Манкелля) уходит еще дальше на второй план, уступая место напряженному и волнительному чтиву.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх