ГОЛЕМ

Март... Начало весны... Все это провоцирует и заставляет задуматься о тепле, женщинах, кошках. И о женщинах-кошках, разумеется, тоже, но у нас же не кинораздел, в конце концов. Поэтому - к делу: к женским голосам в экстремальной музыке. Понятно, что примеров можно найти немало: в конце-концов, дум-металлисты без женщины на подпевках - в свое время это был бы нонсенс. Но нас интересует немного другое: случаи, когда женщина - основная движущая сила группы, а не голосистая сирена на припевах. Три примера, забыть о которых было бы неприлично, и станут предметом нашего разговора. 

Мертвые поют через меня

Диаманда Галас на кресте

 

Если сопоставить слова «женщина» и «ужас», то первым на ум приходит имя Даманды Галас. Как правило, ее больше интересуют политические проблемы, вроде геноцида армян или отношения общества к больным смертью, но по части умения одним голосом нагнать на слушателя апокалиптического ужаса с ней мало кто сравнится. Образы из репертуара хоррора она, впрочем, тоже активно использует: один из ее наиболее жутких альбомов называется «Литания сатане» (1982) - и лирикой для него служит знаменитое стихотворение Шарля Бодлера из легендарного сборника «Цветы Зла»:

О ты, всех Ангелов мудрейший, славный гений,

О Бог развенчанный, лишенный песнопений!

Мои томления помилуй, Сатана!

Последнюю строку - рефрен всего стихотворения, Диаманда повторяет с мало кому доступным остервенением. Правда, стоит иметь в виду, что хотя ее считают сущим кошмаром для христианской церкви, сама певица ни в коей мере не сатанистка: строго наоборот, в одной их композиций она заявляет: «Дьявол - старый импотент, отчаянный трус».

Отсылки к Эдгару По можно обнаружить в названии другого ее альбома «Маска красной смерти» (1988): эта запись - часть трилогии, посвященной СПИДу, который певица сравнивает со средневековыми эпидемиями чумы.

Но, все-таки то, что делает ее творчество неповторимым - совсем не тематика песен, а сама манера исполнения. Дело в том, что у нее очень широкий диапазон голоса, она может издавать закладывающие уши высокие ноты и петь низким басом - и при этом вокальная техника певицы поистине экстремальна: она может мгновенно перейти от самых низких нот до самых высоких, а помимо пения как такового частенько использует визг, скрип и любые другие способы звукоизвлечения. Словом, для неподготовленного слушателя - музыка убийственная, едва ли не в прямом смысле. К тому же, Галас охотно сотрудничала с патентованным беспредельщиком, джазовым авангардистом Джоном Зорном или весьма необычным композитором Янисом Ксенакисом.

Со временем ее искусство стало коварнее: от экстремальной музыки и внешнего облика Галас перешла к исполнению... блюзов, спиричуэлз и прочей традиционной духовной музыки. То, что она сделала из блюзового стандарта «Blue Sunday», классического рок-н-ролла «I put a spell on you» или прославленной Армстронгом «Let my people go» - продирает до костей похлеще, чем ее ранние авангардные опыты. Стоит обратить внимание и на альбом «Sporting Life» (1994), который она записала совместно с бывшим участником Led Zeppelin - Джоном Пол Джонсом. Композиция Devil`s Rodeo с этого диска, по-моему глубокому убеждению, одно из самых жутких произведений, когда-либо спетых и сыгранных.

 Коптский дождь из славянских земель

 Coptic Rain - словенские индустриальщики

Группа Coptic Rain образовалась в городе Любляна (Словения) и, по слухам, им покровительствовали культовые словенские индустриальщики Laibach. Так это или нет - доподлинно неизвестно, но основатель «Коптского дождя» исполнял партии гитары на альбоме «Jesus Christ superstar» упомянутых Laibach.

Первоначально основатель группы, мультиинструменталист Петер Пенко, собирался играть техно бельгийского образца, но в подобной музыке тогда очень быстро менялась ситуация - и, к тому времени, как записи словенского музыканта достигали европейских лейблов - эта музыка уже казалась старомодной. Решение было найдено в духе времени: позвали приятеля, у которого был сэмплер, добавили тяжелой гитары. А через некоторое время в группе появилась и вокалистка - Катрин Радман, чей голос вскоре стал визитной карточкой группы. Основой музыки стал индастриэл с отчетливым привкусом EBM и большим количеством тяжелой гитары, Катрина пела - то искаженным, злобным голосом, то чистым вокалом. На ранних альбомах был сильнее индустриальный компонент, потом стало больше гитар - но со звуком музыканты работали очень тщательно, даже гитара и вокал сэмплировались и обрабатывались. Еще одна интересная черта группы - любовь к исполнению кавер-версий, причем выбор их довольно любопытен: Doors, Элвис Пресли. Кстати, поклонников хоррора должно заинтересовать, что группа записывала и свою вариацию пресловутого «Призрака оперы» Эндрю Ллойда Уэббера. Песня эта называется «Phantom» и вошла в их миниальбом «Discovery E.P.» - необычность ее еще и в том, что основная партия вокала в ней, в отличие от большинства произведений группы, исполняется мужским гроулингом. Впрочем, это не самое удачное их произведение: для первого знакомства с творчеством музыкантов подходит, скорее, «Clarion`s end» (1996). На этом альбоме в идеальной пропорции смешано индустриальное звучание и металлические риффы, вокал Катрины во всей его прекрасной агрессивности - и чудесные мелодии. Рекомендую хотя бы открывающую альбом «The haunt», изумительную «Rejoyce» и каверверсию на Пресли «Devil In Disguise» - опять-таки, весьма несхожую с оригиналом.

Если Диаманда Галас - воплощенный в звуке фильм ужасов, то данная группа, скорее уж, триллер - их звучание довольно напористо и свирепо, а тексты зачастую касаются психологических проблем и исполняются со всей яростью, которую можно выжать из сэмплера.

 «А кто у нас муж?»

 Genitorturers и их эротический индастриэл

Помните, бессмертный диалог в «Обыкновенном чуде», когда министр клеится к хозяйке дома, в котором они остановились:

- Я скажу мужу и он превратит вас в крысу.

- А кто у нас муж?

- Волшебник.

- Гм, предупреждать надо.

Вот вокалистка «Genitorturers» могла бы вести себя примерно так же: муж у нее, правда, не волшебник, но зато в группе играет Дэвид Винсент, бывший вокалист и басист Morbid Angel - здесь, правда, почему-то взявшийся за гитару. Немало почитателей дэта благодаря этому впервые услышали индастриэл. Группа также знаменита своим разнузданным сценическим имиджем и провокационными песнями, отсылающими к творчеству маркиза де Сада - как вам понравится название их дебютного альбома «120 дней Genitorturers». Или песни в духе «Плоть это закон», «Дом стыда». А на обложке одного из синглов изображена бельевая веревка, на которой ненавязчиво сушится парочка пенисов.

Даже название группы - из того же шутливо-скаберзного ряда: torturе переводится как «пытка», а «Джен» может быть воспринято как имя вокалистки, а может - как намек на слово «гениталии». Словом, если творчество первых двух сегодняшних певиц как-то соприкасается с хоррор-субкультурой, то последние наши фигуранты - плоть от плоти разухабистого трэш-кино и прочего эксплотейшн. Музыка у них тоже менее вызывающа - словом, если первые две девушки вас напугали, то эта группа поможет расслабиться.

Танцевальный индастриэл с сочными тяжелыми гитарами и задорным вокалом - временами они попахивают панком - благо, именно с панк-рока Джен начинала свою карьеру. Временами и вовсе напоминают великих Ministry, но без термоядерной ярости главных политиков индастриэл. Кстати, на одном из альбомов с группой работал тот же продюсер, который ставил звук и Ministry - так что, сходство не случайно. Короче говоря, пойдете вечером с работы - врубите Genitorturers в наушниках, да погромче. И сразу начнете шагать быстрее...

Вместо заключения

Женщины в экстремальной музыке - тема огромная, а уж в мрачной - и вовсе неисчерпаемая. Сиукси из Siouxsie and the Banshees, Лайза Джерард из Deadcandance, Ataraxia, Житан Демон, в конце концов - слушать нам не переслушать. Но - какому же мужчине не по нраву хорошо поющая женщина?

 

 

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх