ДЕМОН ВНУТРИ

Из всех видов спорта, что были придуманы человеком, самым кровавым и по сей день остаются бои гладиаторов. Никакие ММА и прочие бои «без правил» не сравнятся по зрелищности и жестокости с munera gladiatoria— видом спорта, где от взмаха меча и настроения толпы зависит жизнь спортсменов.

Ad rogum munera

Традиция кровавых зрелищ была заимствована римлянами у этрусков — древней нации, сгинувшей задолго до нашей эры. Этруски (и многие другие народы, от скифов до галлов) на похоронах знатных людей приносили рабов и пленных в жертву, отдавая таким образом последние почести покойному. Взяв чужой обычай, римляне со временем переделали его на свой лад — и вместо простого умерщвления заставили пленных сражаться друг с другом. Победитель получал свободу, а кровь и плоть побежденного служили подарком покойному.

Поначалу такие сражения проводились редко, однако со временем стали завоевывать все большую популярность. Когда люди узнавали, что на очередном погребении состоятся бои, то возникала настоящая давка. В 106 году до н. э. гладиаторские бои были официально введены в число публичных зрелищ — государство брало на себя все расходы и организацию этих мероприятий. Из похоронной традиции сражения пленных превратили в массовое развлечение, которое быстро стало одним из самых популярных по всей Римской империи. К концу античности не было ни одного крупного города, где бы не имелась арена для гладиаторских боев.

Слово gladiator происходит от gladius, что означает «меч». Гладиатор, следовательно — «меченосец, боец с мечом». Первоначально клинок был единственным оружием, с которым выходили на арену. Позже стали использовать и другие виды оружия и амуниции, в том числе и весьма экзотические.

И чем дальше развивалось кровавое зрелище, тем больше оно обрастало деталями, правилами и традициями, став спортивным и культурным феноменом человеческой истории.

 

Morituri te salutant

Первоначально гладиаторов набирали из военнопленных — Рим всегда вел войны, и поэтому в материале недостатка не было. В качестве наказания на арену часто отправлялись преступники и рабы. Но чем популярнее становились бои, тем больше свободных граждан Рима изъявляли желание принять участие. Со временем сформировалось множество гладиаторских школ, где готовили уже профессиональных бойцов, которые сражались не за свободу, а за славу и деньги. Гладиаторов учили не просто драться, но делать это искусно. Тех, кто вел долгий и красивый бой, прежде чем залить арену кровью, публика готова была носить на руках. Некоторые гладиаторы, даже вышедшие из рабов, становились очень популярными и влиятельными, их чтили даже после смерти. В городе Эфес, где располагался один из крупнейших амфитеатров, нашли надгробия с изображениями гладиаторов и их именами — Перломбус, Валериус и Юксенсус. Впрочем, под теми плитами оказались останки более 60 бойцов.

Имена некоторых гладиаторов дошли и до наших времен. Самым популярным, бесспорно, является Спартак — о его восстании мы поговорим чуть позже. История оставила имена его ближайших соратников, среди которых — Крикс, Гай Ганник и др. Большую славу стяжал гладиатор родом из Сирии по прозвищу Фламма, который был рабом и четырежды завоевал свободу, но всякий раз возвращался на арену и в итоге погиб на ней. Ну и конечно, нельзя позабыть про Коммода — императора-гладиатора, что провел целых 735 боев. Впрочем, император заботился о своей безопасности — например, сражаясь с животными, он стоял в специальной клетке и просто стрелял по зверям из лука. А вот с людьми он дрался по-настоящему и был, судя по всему, действительно непревзойденным бойцом. Толпа именовала его «римским Геркулесом». Несмотря на свой титул, Коммод, как свободный гладиатор, не стеснялся брать немалые деньги за свои выступления и даже учредил для этого специальный налог. Это и послужило одной из причин, по которой император был убит заговорщиками.

В 63 году н. э. свободным женщинам было разрешено становиться гладиаторами. Немало их пожелало выйти на арену, однако о женских боях известно гораздо меньше, чем о мужских. До сих пор неясно, сражались ли женщины с мужчинами или только друг с другом. Считается, что, в основном, они были прегенариями, то есть выступали с деревянными мечами в начале состязаний для разогрева публики.

По Рунету ходит статья о женщине-гладиаторе с нелепым именем Герардеска Манутиус. Якобы она провела 200 боев и погибла в бою с двумя карликами. Никаких исторических данных о таком бойце нет, но выдумка весьма интересная. Хотя карлики-гладиаторы были — доподлинно известно, что их выводил на арену император Домициан, да наверняка и не только он.

Кроме людей, в боях принимали участие и звери — в основном львы и тигры, но также и медведи, слоны, пантеры и прочие. Поначалу бои с животными редко заканчивались победой гладиатора и оказывались, скорее, казнью. Однако позже, наоборот, бои стали устраивать таким образом, что бестиарий (гладиатор, специально подготовленный для борьбы с хищниками) почти всегда побеждал.

Существовало немало видов гладиаторов, каждый из которых дрался с определенным видом оружия и доспеха (хотя доспехи вообще-то были мало у кого). Перечислять их все не станем, но упомянуть самых экзотичных можно. Например, андрабаты сражались друг с другом на лошадях и с копьями, почти как рыцари на средневековых турнирах. Вот только у них были шлемы без прорезей для глаз, и гладиаторы скакали друг на друга вслепую. Должно быть, то были интересные бои. А вот были ли опытные андрабаты, способные по слуху находить и убивать врага?..

Ретиарии были вооружены сетью и трезубцем, а лаквеарии — копьем и лассо. Эти бойцы старались обездвижить противника, а потом заколоть его. Помимо бестиариев, с животными выступали венаторы. Правда, они были, скорее, дрессировщиками. Они заставляли животных выполнять различные трюки, водили на поводке львов и клали руку в пасть тиграм. Иногда проводились показательные охоты, как правило, без шансов для животных.

Люди тоже не всегда погибали на арене: если гладиатор оказывался ранен и не мог сражаться, он поднимал вверх большой палец, чем просил публику решить его участь. Трусливых бойцов требовали казнить, но если гладиатор дрался достойно, то публика, как правило, даровала ему жизнь. Окончательное решение, впрочем, обычно лежало на хозяине игр. Оставлять в живых всех подряд было признаком скупости, так что иногда убивались даже прославленные бойцы. Павших же обычно волокли крюками через «ворота смерти» в сполариум — так называлось место, куда сбрасывали тела погибших на арене.

Кстати, о знаменитом жесте «палец вверх — палец вниз». Считается, что на самом деле оттопыренный палец в любом случае означал смерть, ибо символизировал меч. Спрятанный палец — меч в ножнах — просил о жизни. Ну и конечно, большое значение имели крики толпы. И, как уже говорилось, мнение хозяина игр.

Гладиаторские бои со временем стали не только зрелищем, но и политическим инструментом. Толпа с радостью превозносила того, кто устраивал пышные бои. В 65 году до н. э. в честь своего избрания эдилом (по другой версии, в честь умершего отца) Цезарь дал невероятно зрелищное сражение. 640 гладиаторов сражалось между собой в серебряных доспехах, и это зрелище удивило даже самых искушенных римлян.

Массовые бои вообще были гораздо популярнее одиночных поединков. Со временем дошло до того, что стали воспроизводить знаменитые сражения, сталкивая между собой тысячи гладиаторов одновременно. Немалой популярностью пользовались навмахии, то есть морские сражения. Для них заливали водой арены, выкапывали искусственные озера или использовали природные — и гладиаторы сражались на кораблях и брали друг друга на абордаж. Самую крупную навмахию в истории организовал император Клавдий в 52 году н. э. На озере Фучино сошлись 50 кораблей и 20 000 (!) гладиаторов, а число зрителей составило не меньше полумиллиона человек. Поле боя охраняли несколько легионов. Неудивительно — если бы двадцать тысяч вооруженных людей решили, что им нечего сражаться между собой, Риму пришлось бы несладко. Впрочем, навмахия прошла как надо, и все оставшиеся в живых бойцы были отпущены на свободу — кроме тех экипажей, что струсили и не сражались.

Клавдий не зря опасался мятежа — в истории Рима не единожды случались крупные восстания рабов. Самым крупным и известным является восстание Спартака.

Spartacus

Спартака называли фракийцем. Правда, неизвестно, что именно означает здесь это слово. Это могла быть не только национальность, но и принадлежность к одной из двух основных школ гладиаторского мастерства (были «галлы» и «фракийцы»). Также фракийцами называли гладиаторов, которые выступали в шлеме с грифоном, поножах, с маленьким щитом и изогнутым мечом.

Наиболее вероятно, что Спартак был все-таки фракийцем по рождению, угодил в плен во время войны с Римом и стал гладиатором. В 73 году до н. э. он вместе с несколькими десятками других рабов бежал из школы гладиаторов. По некоторым данным, беглецы тут же кинулись грабить и насиловать, хотя в современной культуре Спартака обычно представляют благородным лидером, боровшимся за свободу.

Как бы там ни было, к отряду Спартака присоединялись все новые рабы. Они захватывали провизию и оружие и скоро стали представлять из себя внушительную силу. Точных данных о количестве людей в армии восставших нет, цифры указываются самые разные — от 8 до 80 тысяч. Судя по всему, в войске состояли не только мужчины, но и женщины, дети, старики.

Спартаку и его соратникам повезло: Рим тогда вел сразу три войны в разных частях света, и в Италии просто не было боеспособных легионов. Новобранцев, посланных против Спартака, он разбил и захватил их оружие, сделав свой сброд еще сильнее. Мятежники продолжали разорять римские земли, мстя за все несправедливости и жестокость, с которой обращались с ними аристокарты.

Около двух лет с начала восстания Спартак водил свою армию по Италии туда-сюда. Он разграбил немало поселений, разгромил несколько легионов, пока в конце концов сам не был разбит полководцем по имени Марк Лициний Красс. Спартака предали пираты, обещавшие перевезти его людей на Сицилию, и отплыли, забрав свою плату. Мятежники были заперты на побережье и уничтожены. Пленных жестоко казнили — не меньше 6000 человек были распяты по дороге из Капуи в Рим и провисели там еще годы, прежде чем солнце и ветер не обратили их кости в прах. Тело самого Спартака так и не нашли, и считается, что он погиб в бою. Легионер по имени Фелик, родом из Помпей, даже присвоил себе славу убийства Спартака и выложил соответствующую мозаику на стене своего дома. Впоследствии, конечно, уничтоженного вулканом.

 

Finis

Долгие столетия просуществовали гладиаторские бои, и пережили они даже раскол Римской империи. Гладиаторы были звездами, которых обожала толпа, а гладиаторские школы — опасным инструментом в руках политиков, в том числе христианских епископов, которые к V веку н. э. окончательно захватили власть в Риме — христианство стало официальной религией. Знаменитые гладиаторы поддерживали того, кто платит, и целые школы нередко сходились в сражениях, но уже не на арене, а когда один аристократ решал устранить другого.

По этой причине, а также потому, что христиане настаивали на прекращении кровавых зрелищ, гладиаторские бои были запрещены в 404 году н. э.

Но и по сей день существует немало развлечений, основанных на насилии. В средневековье были очень популярны рыцарские турниры. Турниры, конечно же, проводились тупым оружием и в усиленных доспехах, с расчетом на то, что никто из рыцарей не погибнет. Казусы, впрочем, время от времени случались.

В XVI веке, когда уже и рыцарство стало уходить, во Флоренции (то бишь опять в Италии) изобрели игру с мячом под названием кальчо, которая стала предком футбола и регби. Две команды состязались в том, кто забьет друг другу больше голов. Но самое интересное в том, что в кальчо можно было использовать приемы борьбы и рукопашного боя. Нельзя было атаковать только врага с мячом. Поэтому матчи «флорентийского футбола» иногда выглядят, как классический мордобой стенка на стенку. Это была весьма популярная игра, в нее играли даже представители флорентийской знати и римские папы. В кальчо играют до сих пор, но по смягченным правилам и с медиками на поле.

В новом времени существуют свои гладиаторы. Реслинг, хоть и является чистой воды представлением, все же вызывает восторг толпы благодаря своей зрелищности и харизме бойцов. Ну кто из нас в детстве не смотрел шоу с Халком Хоганом?

Более серьезные современные бои известны как смешанные единоборства. Здесь бойцы дерутся по-настоящему и весьма жестоко. Недаром ММА и UFC так популярны — о них делают видеоигры и снимают фильмов не меньше, чем о древнеримских гладиаторах.

А в Австралии уже несколько лет на профессиональном уровне создают новый вид спорта под названием UWM — Unified Weapon Master. Здесь спортсмены сражаются специальным холодным оружием в доспехах, которые отслеживают нанесение ударов и решают, когда боец «погиб». Увы, пока что эти бои смотрятся как-то по-детски. Создателям стоит подумать над тем, как сделать их более зрелищными, и тогда отбою от зрителей не будет.

Гладиаторские бои — культурный феномен, одно из великих достижений римской культуры. С современной точки зрения оно, конечно, весьма сомнительно — что же культурного в убийстве на потеху толпе? Однако для своей эпохи в этом было что-то действительно великое и настоящее — не зря до сих пор пишутся книги и снимаются фильмы о гладиаторах. И давайте сознаемся — многие из нас хотели бы взглянуть на настоящие гладиаторские бои и решить судьбу проигравшего.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх