ССК 2018

Если вы любите посещать исторические выставки, то наверняка могли заметить, сколь серьезное внимание уделяется экспонатам религиозного плана. Если говорить о христианстве, в первую очередь, речь идет о предметах изобразительного искусства – фресках, картинах, гравюрах, иконах, скульптурах и т.п. Изображают они, как нетрудно догадаться, самого Христа, ангелов, святых – словом, положительных персонажей библейских мифов. Главного антагониста, Дьявола, и его приспешников-чертей если и можно увидеть, то на сюжетах, посвященных Апокалипсису и Страшному Суду, причем в очень невыгодном свете. Исправить эту несправедливость в начале прошлого века взялся литовский художник Антанас Жмуйдзинавичюс, начавший в 1906 году собирать коллекцию, которая позже легла в основу экспозиции, возможно, единственного в мире Музея чертей. Чтобы посетить его, мы отправляемся в Каунас, второй по величине город Литвы после столицы.

Музей чертей (Литва, Каунас)

Литва и христианство

Если обратиться к средневековой истории Литовского государства, то становится видно невооруженным глазом, что взаимоотношение с христианством там было несколько иным, чем в других странах Европы. Возьмем хотя бы тот факт, что принимали его литовцы дважды. В 1251 году князь Миндовг принял католицизм, чтобы спустя десять лет отречься, так и оставшись первым и единственным литовским правителем, носившим титул короля.

Да и после окончательного крещения Литвы в 1387 году религиозная терпимость в этом государстве была куда выше, чем на православной Руси или в католической Европе. Во многом по этой причине, кстати, именно в Литве сохранилась до наших дней одна из крупнейших диаспор караимов – маленького народа родом из Крыма, исповедующего редкое направление иудаизма – караимизм. Да и многие мечети на территории современной Беларуси, входившей в то время в состав Великого Княжества Литовского, возникли благодаря тому, что литовские князья, принимая татар на службу, не обязывали их принимать христианство, как это делали, например, русские цари.

Мечеть в Новогрудке (Беларусь)

Мечеть в г. Новогрудок (Беларусь)

Надо ли говорить, что к своим прежним покровителям, языческим богам, литовцы уважения не утратили. Например, Сенкевич в «Крестоносцах» описывает это так:

Многие так себе думают: «Повелел князь креститься, я и окрестился, повелел Христу бить поклоны, я и бью, но чего же мне старой нечисти творожку жалеть, не кинуть ей печеной репы, пены не плеснуть с пива? Не сделаешь этого, лошади падут или коровы опаршивеют, молоко станут с кровью давать, а то и урожай пропадет». Многие так делают, потому и попали под подозрение. Да ведь они это все по невежеству, из страха перед нечистью. В старину этой нечисти лучше жилось. У нее были свои леса, свои просторные лесные хаты, верховые кони, да и десятину брали божки. А нынче леса повырублены, есть нечего, по городам в колокола звонят, вот вся нечисть и зарылась в самых дремучих борах да и воет там с тоски. Пойдет литвин в лес, так его там то один, то другой божок за полу кожуха дергает: «Дай!», говорит. Некоторые дают…

Да и в целом, исторический образ средневековой Литвы сформирован не столько военными победами и строительством, сколько эффективной дипломатией и интригами. Тут и происхождение польской династии Ягеллонов уместно вспомнить, и тот факт, что под конец жизни князь Витовт Великий имел огромное влияние и на политику Московского государства, приходясь дедом малолетнему Василию II. Такой, знаете, лукавый образ на фоне туповатой рыцарской доблести. Не мудрено, что со сверхъестественными силами литовцы тоже предпочитали не воевать, а договариваться. И черт не стал исключением.

Музей чертей (Литва, Каунас)

Как возник музей

Разумеется, случаи открытого поклонения Дьяволу если и были, то пресекались или очень тщательно скрывались, но известно, что родившийся в 1876 году, еще во времена Российской Империи, художник Антанас Жмуйдзинавичюс своим счастливым числом считал 13, а когда в 1906 году получил в подарок сувенирного чертика, решил собрать коллекцию ему подобных. Чертик же сегодня известен как «жемайтийский дьявол» (по названию региона Жемайтии). Изначально Антанас хотел собрать 169 различных чертей, то есть 13 раз по 13, но в итоге увлекся так, что его коллекция насчитывала аж 20 чертовых дюжин. Эта-то коллекция и легла в основу экспозиции музея, в который мы сегодня отправимся.

Антанас Жмуйдзинавичюс

Антанас Жмуйдзинавичюс

Хотя Музей чертей находится в исторической части города, сегодня он занимает брутальное трехэтажное серое здание, в котором угадываются черты советской архитектуры. Необычную направленность музея выдают наклеенные на окна изображения рогатых физиономий.

Литовские черти вызывают ассоциации вовсе не со зловещим врагом всего сущего, коим Сатана представлен в христианской мифологии, а с забавными персонажами советского мультфильма «Чертенок №13». Впрочем, в музее представлены не только литовские черти.

Стивен Митчелл Black Tea

Стивен Митчелл «Black Tea»

Экспозиция музея

Основная экспозиция сегодня занимает 3 этажа, а также лестничные площадки. Последние украшены странно-мрачными сюрреалистическими работами Стивена Винсента Митчелла, и на них Дьявол изображается не столько веселым, сколько загадочным и непредсказуемым. Перед нами существо, от которого не ясно, чего ожидать. Пожалуй, это самая мрачная часть экспозиции.

Ну а на первых двух этажах бал правят экспонаты из коллекции Жмуйдзинавичюса.

Основу коллекции составляют небольшие фигурки, многие из которых разнесены по группам: дьявол и водка, дьявол и музыка, дьявол и животные и, конечно, дьявол и человек. После всего увиденного черти начинают восприниматься чем-то вроде соседей, с которыми можно и поругаться, а можно и попросить по хозяйству помочь – чисто по-соседски, ну или позвать водки выпить, если больше не с кем.

Музей чертей (Литва, Каунас)

Мистической сущности Дьявола уделено не так уж много внимания. Тем не менее, и здесь есть весьма любопытные экспонаты с историей. Так, скульптурное изображение попранного дьявола, корчащегося под ногами архангела Михаила, в целях экономии места было отпилено от оригинальной статуи XVIII века. Причем вклад в коллекцию чертей сделал не кто-нибудь, а Юозас Тумас-Вайжгантас – католический священник и приятель Жмуйдзинавичюса. Об этом и о многом другом можно прочесть на поясняющих табличках, где среди прочих языков присутствует русский.

Помимо фигурок, в музее представлены сервизы с изображением чертей, пепельницы, трубки и трости. Если внимательно посмотреть на голову Дьявола, украшающую одну из тросточек, то можно увидеть, что один зуб у него во рту золотой. Изначально все зубы были одинаковыми, но когда один из них случайно выпал, жена художника, дантист по профессии, заменила его золотым протезом.

Музей чертей (Литва, Каунас)

Что касается экспозиции с третьего этажа, то основная ее идея, что Дьявол – существо интернациональное. Индийские демоны там мирно соседствуют с польским лесным духом Борутой, а рядом с ними единым хором поют бесы из Грузии и Армении, держа в лапах рога и чаши с вином. Это уже подарки музею, сделанные после смерти его основателя.

Немало внимания уделено и «дьявольским» праздникам. Для многих из нас они ассоциируются с пришедшим с загнивающего запада Хеллоуином, но на самом деле парады нечисти есть в культуре многих народов, включая, например, православных болгар. Ну а в Венесуэле празднование дня Тела Господня и вовсе сопровождается «танцами дьяволов», маски для которых также представлены в музее.

Музей чертей (Литва, Каунас)

* * *

В итоге, музейный образ Дьявола не имеет ничего общего с тем воплощением вселенского зла, каким его пытается изобразить христианская мифология. Перед нами, скорее, плут – такой, знаете, местами жестокий и циничный, местами веселый и ироничный, в том числе и по отношению к себе самому. Кстати, только после осмотра экспозиции понимаешь, что сама концепция музея стала своеобразной насмешкой не только над людьми со слишком уж традиционными представлениями о религии и искусстве в целом. Дело в том, что при всей своей необычности музей-то вполне традиционный: с картинами на стенах и экспонатами за стеклом. Так что эстеты, ищущие чего-нибудь в духе Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе или «Волшебного грота» Реона Аргондиана в Праге, вполне вероятно, испытают разочарование – что ж, черт готов глумиться надо всеми.

Музей чертей (Литва, Каунас)

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх