DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Мышеловка

Смерть зимой / Dead of Winter

США, 1987

Жанр: ужасы, триллер, детектив

Режиссер: Артур Пенн

Сценарий: Марк Шмугер, Марк Мэлоун

В ролях: Мэри Стинберген, Родди МакДауэлл, Ян Рубес, Уильям Расс, Кен Поуг, Уэйн Робсон, Марк Мэлоун

Похожие фильмы:

  • «Меня зовут Джулия Росс» (1945)
  • «Богомол» (1983)
  • «Мышеловка» (1990)

Актриса Кэти МакГоверн, не хватающая звезд с небес и не избалованная множеством ролей, придя на кастинг по объявлению в газете, получает предложение снять пробный ролик, чтобы показать, сможет ли она заменить другую актрису, внезапно бросившую съемки в почти завершенном фильме. Для этого ее привозят в старинный особняк, затерявшийся в канадских лесах и снегах. Там живет доктор Джозеф Льюис, на старости лет занявшийся продюсерской деятельностью, и его секретарь мистер Мюррей, проводящий кастинг и ведущий все его дела. Январская метель заметает дороги, в особняке, как выяснилось, не работает телефон, но в каминном зале тепло и уютно. Кэти меняют прическу и цвет волос, отчего она становится неотличимой от пропавшей актрисы, удачно снимают пробный ролик. Идиллия заканчивается, когда Кэти обнаруживает, что телефонный провод обрезан намеренно, все ее документы и деньги исчезли, а в камине догорают водительские права. Она понимает, что попала в чужую игру, как в мышеловку, из которой выбраться живой почти невозможно.

Основой для сценария послужил роман Энтони Гилберта, несущий в себе многие излюбленные черты и приемы классического детектива: отрезанный от всего мира особняк; немногочисленные действующие лица, каждое из которых ведет свои партии на этой маленькой сцене и меняет маски и амплуа по мере развития истории; интригующий сюжет с множеством загадок; напряженное противостояние беспомощной, но отважной жертвы и ее хитрых и жестоких противников. Все, что нужно для напряженного детективного триллера в стиле Хичкока. А если добавить к этому великолепный актерский состав, то все это можно считать залогом захватывающей истории с изрядной долей саспенса и головоломок.

Ожидания в целом не обманываются. Саспенса и загадок хватает. Интрига увлекает, а актерская игра откровенно радует. Не говоря уже о замечательной операторской работе, позволяющей любоваться и заснеженными просторами, метелью и проглядывающими сквозь круговерть снегопада разноцветными огоньками окон и новогодних гирлянд. Место действия — викторианский особняк — предстает таинственной ловушкой с потайными дверями и коридорами, камином, уютными комнатами, мрачным и захламленным чердаком. В доме есть даже механическое пианино, чутко реагирующее на сердцебиение хозяина и начинающее играть мелодии, как только сердце начинает биться сильнее. Эта механическая музыка как бы подчеркивает искусственность и фальшь чувств, улыбок, обещаний и слов мужчин, ведущих свою игру с попавшей в их капкан доверчивой мышкой, польстившейся на кажущийся таким вкусным сыр. Пускай сыром в данном случае послужили обещания главной роли в фильме и приличного гонорара, но что это по сути меняет для мышки?

Однако фильм получился неровным. Начавшись так многообещающе, история обмана, подмены, двойников и тонкой игры «в темную», во второй части фильм начинает страдать некоторой фантазийной составляющей действий персонажей, нестыковками сюжета и периодически пропадающей логикой их поступков. Но, надо отметить, общий вектор повествования своего напряжения не теряет, а лишь набирает обороты, не позволяя зрителю заскучать, несмотря даже на явную неправдоподобность некоторых моментов. Да и актерская игра сглаживает их восприятие, компенсируя это мастерством и яркими характерами персонажей. Происходящее все более начинает напоминать некую детективную пьесу с переодеваниями, попытками выдать себя за других, преследованиями, прятками, убийствами и прочими опасными, но очень зрелищными для зрителя моментами театрального представления. Герои становятся способными на совершенно неожиданные поступки, отчего градус накала сюжета только возрастает.

Мэри Стинберген в этом фильме мало того что не ограничилась единственной ролью, так еще и одной из ее героинь пришлось менять разные личины во второй части картины, чтобы спасти свою жизнь в этой многоходовой афере. А затеял ее жестокий любитель сложных шахматных партий, психиатр Льюис в исполнении Яна Рубеса и его бывший пациент, а ныне верный помощник и тихий психопат Мюррей. Роль последнего блестяще сыграл Родди МакДауэлл. Вкрадчивые, приторные до почти физического отвращения голос, мимика, пластика готового во всем угождать слуги и мгновенно загорающиеся безумным блеском глаза, когда он преследует свою жертву или говорит об убийствах, — он безупречен в своей роли. Впрочем, те, кто видел этого актера в дилогии «Ночь страха» или в «Классе 1984», да и многих других ролях, в его профессионализме, думаю, не усомнятся.

Критиками и зрителями фильм был встречен довольно прохладно. Возможно, от создателя культовых «Бонни и Клайда» и «Погони» ждали шедевра такого же уровня, но снимать шедевры все время еще никому не удавалось. Да и в конце 80-х как режиссер Артур Пенн был уже не тот, что двадцатью годами ранее. Тем не менее, вполне себе крепкий зимний триллер, способный прогнать по спине холодок своим лихо закрученным сюжетом, у прославленного режиссера получился.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)