SOMA

Дата выпуска: 22 сентября 2015

Страна: Швеция

Жанр: Survival horror

Разработчик: Frictional Games

Издатель: Frictional Games

Платформы: PC, PlayStation 4

Похожие игры:

SOMA

Мало кто из любителей виртуальных ужастиков не слышал о студии «Frictional Games». Напомним, что именно эта шведская команда является создателями серии «Penumbra», а в 2010 году популяризировала в массах поджанр «интерактивный хоррор», выпустив культовую «Amnesia: The Dark Descent». Проект получился настолько удачным, что породил вокруг себя просто толпу фанатов и не один десяток игр-подражателей, а «Frictional Games» в одночасье были признаны мастерами хоррора. Однако вторая часть «Amnesia» с подзаголовком «A Machine for Pigs», затрагивающая весьма философские темы, пришлась не по нраву массовой аудитории. И вот, в сентябре 2015-го вышла «SOMA». Игра жуткая, но не из-за монстров, которые преследуют геймера…

История разворачивается в наше время, но в альтернативной вселенной, и повествует о молодом человеке по имени Саймон Джаррет. Пострадавший в автомобильной аварии, получивший тяжелую травму и впавший в депрессию после неутешительных прогнозов, Саймон решается на проведение экспериментальной процедуры по сканированию головного мозга. И вот, сняв специальный шлем, герой обнаруживает себя совсем не там, где был оставлен. Доктора нет, окружение больше напоминает не то секретную военную лабораторию, не то корабль пришельцев. А дышащая на ладан техника вот-вот выйдет из строя. По ходу сюжета выясняется, что на самом деле уже прошла почти сотня лет с момента сканирования Саймона, база, на которой он очутился, находится глубоко под водой, а на поверхности планеты [ДАННЫЕ ПОВРЕЖДЕНЫ. МАТЕРИАЛ НЕДОСТУПЕН]. Таким образом, чуть ли не единственной надеждой на, своего рода, спасение людей является сканирование их мозга и загрузка модели в виртуальный мир. Если поставить себя на место Саймона, становится жутко. Да ведь и сам герой является [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ].

 SOMA

Поначалу может показаться, что речь идёт об интеграции людей и машин, о развитии идей «Матрицы» братьев Вачовски, о сохранении человечества и конце света. Но это лишь самый верхний слой тем, затронутых в «SOMA». «Frictional Games» решили копнуть глубже и задаться такими вопросами, как «каким образом мы ощущаем бытие?», «чем определяется сознание?», «что характеризует каждого конкретного индивида?» и, наконец, «что есть смерть?». Например, вы отсканировали полностью свой разум, пересадили его в идентичное (хотя необязательно) тело. Каждый из вас будет считать себя настоящим. И если умрёт оригинал, то второй продолжит существование, так и веруя в то, что он настоящий. Можно ли подобное считать продолжением жизни человека? А если отсканированная копия ничего не узнает о существовании «близнеца»? Уверены ли, что это действительно вы читаете сейчас данный материал? 

Да, сюжет, поднимание темы – самая сильная сторона «SOMA». Но что ещё есть хорошего? Во-первых, это сам антураж. Подводный мир – идея не новая, но здесь она реализована отлично. Художники и дизайнеры уровней постарались на славу. Гнетущее, тяжёлое механическое окружение отражается в каждой детали и безупречно играет на атмосфере. Локации разнообразны, виды не приедаются, хотя выполнены в одном стиле. Отдельно хочется отметить непосредственно подводные локации, находящиеся вне помещений. Они действительно удались.

 SOMA

Также радует и разнообразие врагов. Если в «Amnesia» их было две-три штуки, то тут можно разглядеть порядка шести различных монстров с учётом того, что зачастую даже не успеваешь их чётко разглядеть, так велико желание сразу скрыться от них подальше. 

Но, увы, игра не может быть хорошей со всех сторон. Геймплей в «SOMA» абсолютно никак не изменился со времён «Penumbra». Беззащитный герой, возможность брать, таскать, крутить множество предметов окружения, а прятки от монстров весьма примитивны. К сожалению, это смотрится скупо на фоне той же «Alien: Isolation», которая показала, каким может быть стелс с монстрами. Но, с другой стороны, подобное упущение можно простить интеллектуальному хоррору, который делает упор не на геймплей, а на подачу истории. Но даже история эта не идеальна. В «SOMA» несколько раз приходится столкнуться с моральным выбором, и это, казалось бы, отличный повод для разветвлённой концовки. Но в финале [АРХИВ ПОВРЕЖДЁН. ДАННЫЕ НЕДОСТУПНЫ].

 SOMA

«SOMA» не пугает в привычном понимании этого слова. Тут практически нет выпрыгивающих из-за угла монстров и прочих скримеров. Разумеется, пугающие локации и наводящие ужас звуки делают своё дело, но основной страх тут другой. Страх перед вопросами ощущения бытия. «Frictional Games» заставляют геймера думать, искать ответы на философские темы – жизни и смерти. Поневоле игрок нагоняет страх сам на себя. 

Возможно, разработчики слишком рано решили так резко повернуть виртуальный хоррор в иное русло, разрушив основные вехи жанра. Тем не менее, это потрясающее депрессивное и во всех смыслах глубокое путешествие ещё раз показало, насколько разнообразным может быть ужас в видеоиграх. Отличная работа, «Frictional Games»!

 SOMA

P.S. Вопрос на засыпку. Попробуйте представить, что человеку заменили несколько мозговых нейронов электронными аналогами. Вряд ли это на что-либо повлияет, вряд ли кто-то, включая самого пациента, заметит изменения. Сколько нейронов в мозге человека нужно заменить, чтобы можно было задать вопрос «А тот ли это человек? И человек ли вообще?».

SOMA

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх