ГОЛЕМ

А знаете ли вы, что Сатурн – это не только шестая от Солнца планета с красивыми кольцами вокруг? Это еще и престижная премия Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов! Да-да, не одним «Оскаром» можно тешить свое самолюбие. И самое главное, что, в отличие от «Оскара», «Сатурн» вручают за успехи в конкретных жанрах. В частности, есть такая номинация, как «Лучший фильм ужасов». О ней-то мы сегодня и поговорим.

Премия Сатурн 

1975

В 1975 году премия «Сатурн» только-только зарождалась и носила другое имя – «Золотой свиток». Самый страшный фильм выбирали лишь во второй раз. И если в 1973 году (год рождения премии) состязания как такового не получилось (в участниках значится всего один фильм – «Блакула» (1972)), то на второй церемонии конкуренция была высока – аж 13 претендентов на место. Правда, далеко не каждому знакомы названия тех фильмов. На слуху, разве что, «Байки из склепа» второй ревизии.

В любом случае, в 1975 году все померкло перед изуродованным лицом девушки, в которую вселился демон. Победителем стал «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, снятый по роману другого Уильяма – Питера Блэтти. Писатель лично поучаствовал в экранизации в качестве продюсера и сценариста. Даже сейчас, спустя сорок с лишним лет, фильм по-прежнему смотрится с интересом и, что немаловажно, способен напугать. Тема одержимости с тех пор стала одной из самых эксплуатируемых, но далеко не всем подражателям удалось достичь того же уровня даже при помощи самых современных технологий.

О достоинствах «Изгоняющего дьявола» можно говорить бесконечно, и, естественно, «Золотой свиток» в категории «Лучший фильм ужасов» не единственная награда этой замечательной картины. На счету фильма два Оскара, четыре Золотых глобуса, аналогичное количество Золотых свитков и даже премия Грэмми!

И если в вашем персональном кинотеатре эту картину до сих пор не показывали, но вам очень хочется узнать, откуда растут ноги таких фильмов, как «Шесть демонов Эмили Роуз» или «Избави нас от лукавого», то непременно ознакомьтесь с классикой жанра, которая по-прежнему жива.

Премия Сатурн 

1983

«Нечто» Джона Карпентера и по сей день считается лучшим образчиком в своей нише ужасов. Историю о борьбе с инопланетным монстром в скованной льдом Антарктиде в 2011 году снабдили приквелом, но многие зрители, наверняка, предпочтут пересмотреть фильм 1982 года. Картина заслуживает самых лестных отзывов и, несомненно, получила бы звание Лучшего фильма ужасов, если бы не проказник полтергейст.

Фильм Тоуба Хупера «Полтергейст» с очаровательной Хезер О’Рурк в главной роли перешел дорогу «Нечто», лишив его шансов на победу. Оба фильма более чем достойные, но относятся к разным полюсам мира ужасов. «Нечто» пугает монстрами и развивает паранойю, «Полтергейст» в качестве устрашения использует загробный мир, мистику и неопределенность. Сложно выбрать лучшего, когда претенденты практически равны. Но 1983 год стал бенефисом «Полтергейста». Картина собрала внушительный урожай «Сатурнов» и удостоилась нескольких номинаций на «Оскар». Возможно, история захваченного привидениями дома показалась критикам более реальной, насущной, «домашней», а потому более страшной. А может быть, их покорила новизна и оригинальность идеи. Ведь продолжению «Полтергейста» достичь тех же высот не удалось: вторая часть уступила первенство научно-фантастическому фильму ужасов «Муха» в 1987 году. Вот вам и месть за «Нечто».

Премия Сатурн 

1985

Кто сильнее – Брюс Ли или Жан-Клод Ван Дамм? Кто круче – Чак Норрис или Брюс Уиллис? Кто мощнее – Терминатор или Робокоп? В детстве многие задавались подобными вопросами и напропалую спорили до хрипоты. В 1985 году подобный спор вышел между Фредди Крюгером и кучкой гремлинов. Кто же из них страшнее?

Наверное, по-честному и максимально объективно, Крюгер страшнее. Фредди бессмертен как злодей (даже Джейсону Вурхизу не удалось с ним окончательно разделаться) и как образ (помните сценку в «Ералаше»?). Будучи детьми и подростками, мы дрожали при появлении на экране его перчатки с лезвиями, и спустя десятки лет наши дети будут испытывать все тот же трепет. Гремлинам подобное вряд ли удастся. Зато они смешные, безбашенные и непредсказуемые! Безусловно, оба фильма могут с полным правом считаться культовыми, но, как показало время, история Крюгера оказалась более востребованной в массах. По числу продолжений «Кошмар на улице Вязов» просто безжалостно рвет «Гремлинов». Но это вопрос количества, а не качества.

Волею критиков победителем в том старом споре вышли именно «Гремлины». Наверняка выбор был сложным и мучительным, но, так или иначе, Фредди остался за бортом. Должно быть, дело здесь в карме. Крюгеру просто не везет. Он продолжал штурмовать премию «Сатурн» в 80-х, 90-х и даже «нулевых», но так и не взобрался на темный пьедестал. Но мы все равно его любим. Любим и боимся.

Премия Сатурн 

1993

В мире ужасов есть свои авторитеты. Их имена заставляют кожу покрыться мурашками, а колени – преклониться. Эти создания в равной степени внушают страх и раболепие. Один из таких столпов – легендарный граф Дракула. На его бледных и костлявых плечах держатся все потомки-кровопийцы – от уродливых тварей из «От заката до рассвета» до смазливых Калленов из «Сумерек». Дракула дал жизнь (если это есть жизнь) им всем, он породил сотни и тысячи клыкастых созданий по всему миру. Такой великий монстр просто не мог не удостоиться премии.

Дракула (в том или ином прочтении) не раз поднимался на Олимп «Сатурна». В 1973 году это была вольная история чернокожего вампира под названием «Блакула», в 1980 году – «Дракула» Джона Бэдэма и, наконец, в 1993 году еще один «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы.

Фильм, как говорится, был обречен на успех с самого начала. Картина объединила талантливых актеров: Киану Ривз, Вайнона Райдер, Гари Олдман, Моника Беллуччи и неподражаемый Энтони Хопкинс блестяще разыграли вечную трагедию любви и смерти. В тот год Кэндимэну и Пинхеду пришлось пасть ниц перед бессмертным вампиром. И даже сексуальной и вызывающей Шэрон Стоун из «Основного инстинкта» не удалось совратить достопочтимых судей и переманить их на свою сторону.

Премия Сатурн 

1997

Одним из родоначальников жанра слэшер считается фильм 1974 года «Черное рождество». В картине Боба Кларка маньяк устраивает резню в колледже и планомерно истребляет безобидных студентов. С тех пор «фильмы мертвых подростков» с завидной регулярностью появлялись в кинотеатрах и на экранах телевизоров. Но «золотой век» жанра связан с одной очень популярной серией и одной очень узнаваемой маской.

Конечно же, это «Крик» Уэса Крэйвена. Маньяк в черном балахоне возродил интерес к жанру, попутно завоевав звание Лучшего фильма ужасов в 1997 году. Из других заметных творений не у дел в тот раз осталась философская страшилка Микеле Соави «О смерти, о любви», а так же комедийный фильм ужасов Питера Джексона «Страшилы» (другое название «Вселяющие страх»). «Крик» взял свой приз молодой кровью во всех смыслах этого словосочетания. Саспенс, интрига, динамика и 50 галлонов бутафорской крови сделали свое дело. Кроме этого Крэйвен подарил нам главные правила поведения в слэшерах:

Не заниматься сексом.

Не пить алкоголь и не употреблять наркотики.

Никогда не говорить: «Я сейчас вернусь».

Никогда не спрашивать «Здесь есть кто-нибудь?».

Никогда не искать источник странного шума.

Возможно, это поможет кому-то выжить. Хотя… не факт.

Премия Сатурн 

2000

Миллениум у премии «Сатурн» выдался насыщенным и, как всегда, разношерстным. Кто-то присудил бы звание Лучшего фильма ужасов зрелищной готической истории Тима Бёртона «Сонная лощина». Кто-то с легкой руки наградил бы оригинальную и прорывную в своем жанре «Ведьму из Блэр». Кто-то мог бы воздать дань уважения всем экзорцистам и возвести на пьедестал почета фильм Руперта Уэйнрайта «Стигматы». Ну а кого-то запросто могла очаровать реалистичная и потому вдвойне пугающая история «Людоед».

Но победил М. Найт Шьямалан и его «Шестое чувство». При первом просмотре картина оставляет очень сильное впечатление. Настолько сильное, что все вышеперечисленные претенденты самоустраняются. Да, они тоже хороши, самобытны и оригинальны, но Брюсу Уиллису и молодому Хэйли Джоэлю Осменту под руководством Шьямалана удалось создать настоящий шедевр.

Примечательно, что «Шестое чувство» собрало множество номинаций «Оскара», «Золотого глобуса» и Британской киноакадемии, но до награждения дело дошло лишь с «Сатурном».

Премия Сатурн 

2003

В 2003 году в наши видеомагнитофоны (тогда они еще частенько встречались) попала странная пленка. Набор сумбурных сцен, местами загадочных, местами пугающих, ознаменовал приход новой эры – эры девушек с длинными черными волосами.

Этот, несомненно, удачный образ родился на востоке – в Стране восходящего солнца. Оригинальный «Звонок» вышел в Японии в 1998 и основывался на одноименном романе Кодзи Судзуки. Спустя четыре года в Голливуде рассмотрели потенциал заокеанского творения и пересняли историю на свой лад. С тех пор образ девушки с опущенной головой и лицом, закрытым черными прядями, появлялся не только в оригинальной франшизе. Создатели фильмов ужасов частенько прибегают к его помощи, чтобы пощекотать нервы поклонникам жанра.

В этом же году Милла Йовович самозабвенно сражалась с зомби в «Обители зла», Блэйд уже во второй раз кромсал вампиров, а Меттью Макконахи стал «Рукой Бога». Но ни у кого из них не получилось дать серьезный отпор Наоми Уоттс и Гору Вербински. «Звонок» в их исполнении получился по-настоящему жуткий и атмосферный – такой, каким и должен быть настоящий фильм ужасов.

Премия Сатурн 

2005

Порой зритель устает бояться. Его кожа становится очень толстой и ни один даже самый страшный монстр не способен вызвать в нем хотя бы тень испуга. Такое случается. Зрителю хочется чего-то нового, свежего, смелого или даже забавного.

Комедийные фильмы ужасов не раз чествовались на премии «Сатурн». В 1976 году победила пародийная картина «Молодой Франкенштейн», в 1985 состоялась незабываемая «Ночь страха», в 1990 году зал рукоплескал неугомонному Битлджусу, а в 1994 зритель хохотал над третьей частью «Зловещих мертвецов». Эти ленты с легкостью обошли своих более серьезных и, естественно, более страшных конкурентов. Так случилось и в 2005 году. «Зомби по имени Шон» уделал «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера, совместное американо-японское «Проклятие» и кровавую «Пилу» Джеймса Вана. О третьей части Блэйда и Ван Хельсинге в исполнении Хью Джекмана даже говорить не приходится. Все претенденты были по-своему хороши, и не будь в их рядах «Шона», битва завязалась бы нешуточная. Но все в мире циклично. Период безграничного царствования тьмы и боли завершился, и на короткий миг у руля оказался заурядный торговый консультант из магазина электроники, смело бросивший вызов ходячим мертвецам.

Премия Сатурн 

2013

В 2011 году премия «Сатурн» претерпела некоторые изменения. В категорию к ужасам добавили триллеры, что заметно разбавило номинацию. Концентрация «страха» значительно упала, а выбор между хорошим хоррором и отменным триллером наверняка не раз заставлял помучиться судей. Кому отдавать предпочтение при таком раскладе? Благо мучения эти продлились недолго, и категорию вновь разделили уже в 2014 году.

Ну а в 2013 на стороне остросюжетного кинематографа выступали: «Операция Арго» Бена Аффлека, «Цель номер один» с Джессикой Честейн в главной роли, «Невозможное» со звездой «Звонка» Наоми Уоттс, и сюда же отнесем черную комедию «Семь психопатов» с Колином Фарреллом. В противоположном углу ринга оказался, оставивший волшебную палочку в Хогвартсе, Дэниел Рэдклифф и преследующая его «Женщина в черном», а так же модерновая «Хижина в лесу». Победа в тот года осталась за ужасами, а точнее, за «Хижиной». Работа Дрю Годдарда объединила в себе серьезность хоррора и самый свежий пародийный взгляд на жанр. Получился невероятный коктейль, который просто не мог остаться незамеченным, хотя риск при таких экспериментах всегда велик. Фильм покорил зрителя, в первую очередь, своей оригинальностью и выбился в лидеры за счет нетривиального подхода и смелой сатиры.

Премия Сатурн 

2017

На днях состоялась очередная 43-я церемония вручения премии «Сатурн». В схватке за статуэтку сошлись на редкость достойные работы. Роберт Эггерс нагнетал атмосферу в очень мрачной «Ведьме», Майк Флэнеган баловался с колдовской доской в приквеле «Уиджи. Проклятие доски дьявола», Джеймс Ван уже во второй раз наложил на зрителя свое «Заклятие», Андре Овредал руководил вскрытием неизвестной девушки в фильме «Демон внутри», а южнокорейский режиссер Ен Сан Хо спасался от полчищ зомби на экстренном «Поезде в Пусан». Последний фильм, кстати, занял первое место по итогам 2016 года, по мнению редакции и авторского коллектива нашего журнала.

Но кто же победил? Барабанная дробь…

Зритель ждет, затаив дыхание, и правильно делает, потому что где-то рядом с ним бродит слепой убийца. Слепой, но отнюдь не беспомощный. Он слышит каждый шорох, каждый удар вашего сердца, каждый нервный вдох. Премия «Сатурн» за лучший фильм ужасов в этом году достается Федерико Альваресу и его картине «Не дыши». (Теперь можно выдохнуть!)

Стоит отметить, что в нашем хит-параде фильм занял почетное второе место. «Не дыши» ­– невероятно напряженная картина, которая заставляет держать кулаки за главных героев до самого конца. Смотреть ее и не ерзать на стуле вряд ли получится даже у самого выдержанного часового. Альварес загнал героев в лабиринт старого дома, по которому бродит разъяренный минотавр, и заставил зрителя не просто смотреть, а практически участвовать в этом аттракционе смерти.

Премия Сатурн 

Итак, очередная веха в истории премии «Сатурн» завершилась. Довольные кинокритики расходятся по домам и уже приглядываются к свежим новинкам, чтобы в следующем году вновь собраться где-то на орбите Сатурна и со спорами, но без драки выбрать лучших из лучших.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх